Почему Наполеон не пошел на Петербург

Александр Щербаков 5
Когда я готовил материал о Отечественной войне 1812 года, сам себе задавал вопрос: «Почему Наполеон пошел на Москву, а не на столицу России – город Петербург?» И не находил ответа. Правда, мои познания в этом вопросе в основном базировались на школьных учебниках истории, фильме «Кутузов» 1943 года и романе Льва Толстого «Война и мир».  И меня это вполне устраивало.

Но вот совершенно случайно на канале StarMedia посмотрел документальный фильм из 4-х серий на тему «Отечественная война 1812 года» и мне все стало ясно.

Наполеон не отказался от атаки на Петербург, он начал её. Но главным было не захват территории России и городов, а разгром русской армии и подписание с императором России Александром I мирного договора на выгодных для Франции условиях. Ведь по планам Наполеона он собирался через Россию и Среднюю Азию пойти в Индию, «жемчужину» в короне главного врага Франции Британии.  А вести свою огромную армию (перешли границу с Россией свыше 450 тысяч французов, пруссаков, австрийцев, поляков ) через Петербург – это делать большой крюк да еще в неблагоприятных природных условиях.

Наполеон знал, что самая большая по численности солдат и офицеров, а так же с самым большим количеством артиллерии 1-я армия под командование Барклая-Де-Толли развернута к северу от Могилева и в случае похода на Петербург могла бы закрыть дорогу на столицу России. Пока на этом дороге находился 1-й армейский корпус под командованием  генерала Витгенштейна.  И чтобы не отклоняться от основного направления атаки с целью разбить русскую армию, Наполеон пошел с основными силами на Минск в надежде на генеральное сражение, а на Петербург направил два своих корпуса под командованием маршалов Макдональда и Удино. И просчитался, не учел ни упорства и храбрости русских солдат, ни полководческих талантов их командующего Витгенштейна.

Этот русский военачальник немецкого происхождения по праву достоин занимать место среди знаменитых полководцев Отечественной войны 1812 года.

Баловень судьбы
Отец Петра Витгенштейна, Христиан Людвиг, происходил из древнего, но обедневшего немецкого рода и приехал в Россию делать карьеру. После смерти первой жены он сочетался браком с урожденной княжной Долгоруковой, по первому браку – Бестужевой, и приобрёл в приданое вместе с женой обширнейшие поместья в разных губерниях Российской империи.

Пётр Христианович Витгенштейн родился в одном из этих поместий на Украине в 1769 году. В 12 лет был заочно записан сержантом в гвардейский полк. Настоящую службу начал только с 20 лет. Таким образом, его карьера была обеспечена отцовской протекцией.

Вплоть до 1812 года Пётр Витгенштейн ничего замечательного не совершил. В Отечественную войну генерал-лейтенант Витгенштейн был назначен командиром 1-го армейского корпуса, действовавшего на отшибе, на правом фланге главных русских сил. На него была возложена задача прикрыть направление на Петербург от возможного наступления фланговых сил Бонапарта.

Победы над маршалами Наполеона
Петербург не относился к числу приоритетных целей наступления Наполеона. Но почему бы и не овладеть им, если бы это оказалось возможным? Для прикрытия своего фланга на этом направлении Наполеон отрядил корпуса своих маршалов Макдональда и Удино.

Французы имели на этом направлении превосходство в силах. Витгенштейн, имевший от разведки сведения о французах, понял, что единственным его шансом на успех было воспользоваться разъединением французских корпусов и попытаться разбить их поодиночке.

Уже  16  июня сразился с французами под Вилькомиром. Арьергард 1-го пехотного корпуса графа Витгенштейна под началом шефа Гродненского гусарского полка генерал-майора Я. П. Кульнева в составе 23-го и 25-го егерских полков, Нежинского, Рижского, Ямбургского драгунских полков, 4-х эскадронов Гродненского гусарского полка, 2 сотен 1-го Бугского казачьего полка, сотни Донского казачьего полка подполковника Платова 4-го, сотни Донского казачьего полка полковника Родионова 2-го, шесть орудий из 3-й конно-артиллерийской роты из 1-й резервной артиллерийской бригады (командовал штабс-капитан конноартиллерийской № 1 роты той же бригады Бистром).
Со стороны неприятеля действовала основная часть 2-го пехотного корпуса маршала Удино, под его личным командованием.

18 июля 1812 года Витгенштейн со своими 17 тысячами атаковал под деревней Клястицы на севере Белоруссии 28-тысячный корпус Удино. В ходе трёхдневного сражения Витгенштейн сильно потрепал французов, причём с его стороны было потеряно только 4000 человек, французы же потеряли 10 000.

Бои русского арьергарда с наступающими французами продолжались с 5 часов утра до 4 часов пополудни на фронте протяжённостью до 5 вёрст. Несмотря на численное превосходство французов, войска Кульнева очистили город Вилькомир. Неприятель, перейдя реку Свенту, остановился в 3 верстах за городом. Основные силы 1-го пехотного корпуса графа Витгенштейна отходили под прикрытием своего арьергарда, и в полночь прибыли в местечко Перкеле.

При отступлении русской армии из лагеря под Дриссой на Витгенштейна, имевшего под начальством 20 тысяч солдат, было возложено прикрытие путей к Петербургу против французских корпусов Макдональда (в Курляндии) и Удино (на берегах Двины).

Остановив наступление Удино в бою под Клястицами, Витгенштейн блистательно выполнил свою задачу, причём два раза — в сражениях под Клястицами и Полоцком — был ранен. Витгенштейна провозгласили «Спасителем Петербурга», Александр I наградил его за Клястицы орденом Св. Георгия 2-й степени. Появилось множество его гравированных изображений.

После падения Москвы Витгенштейн усилил свой корпус ратниками петербургского ополчения до 40 тысяч и 7 ) октября принудил маршала Сен-Сира отступить от Полоцка, который взял приступом. За эту победу 22 октября  1812 года произведён в генералы от кавалерии.

19  октября Витгенштейн одержал победу над корпусом Виктора. В тот же день авангард Витгенштейна под командованием Л. М. Яшвиля одержал победу над II французским корпусом под командой генерала Леграна. 26 октября ) занял Витебск. 13—14  ноября Витгенштейн одержал новую победу над соединёнными корпусами Сен-Сира и Виктора.

Во время сражения на Березине получил приказ главнокомандующего М. И. Кутузова двигаться с севера в направлении Борисова и соединиться с Дунайской армией адмирала П. В. Чичагова с целью окружения и разгрома отступающего Наполеона. Однако приказ выполнить не спешил, считая, что «пусть Чичагов сам рискует и останавливает французов».

В результате Наполеон смог переправиться через Березину севернее Борисова в районе деревни Студёнка и вырваться из окружения. Кутузов обвинял в неудаче и Чичагова и Витгенштейна, причём последнего даже в большей степени, потому как Чичагов хотя бы старался что-то сделать для того, чтобы остановить неприятеля, Витгенштейн же отсиделся в стороне. Однако общественное мнение России возложило вину за березинский прорыв Наполеона только на П. В. Чичагова, Витгенштейн со своей славой «Спасителя Петербурга» остался вне критики.

Затем принимал участие в преследовании остатков главной неприятельской армии. 25 декабря 1812 года без боя занял Кёнигсберг, 27 февраля 1813 года — Берлин. 24 марта нанёс поражение войскам Богарне при Мёкерне.

Пожал полной чашей плоды мирской славы
Победы над наполеоновскими маршалами и имидж спасителя северной столицы создали Витгенштейну такой авторитет, что после смерти Кутузова в апреле 1813 года он был назначен главнокомандующим объединённой русско-прусской армией. Здесь дела Витгенштейна пошли уже хуже. Впрочем, нужно понимать, что теперь его противником был не кто-то из маршалов Наполеона, а сам непобедимый император. Витгенштейн проиграл сражения под Лютценом и Бауценом. Среди русских военачальников нарастало возмущение против Витгенштейна. Говорили, будто его назначили главнокомандующим только потому, что он был немец. Витгенштейн, чтобы не раздражать коллег, сам подал в отставку с занимаемой должности. Закончил он войну командиром корпуса.

Витгенштейн не снискал лавров у историографов вследствие своей немецкой национальности и потому, что в 1812 году действовал в стороне от главного направления. Но при жизни он стяжал волну почестей и материальных благ. Он стал фельдмаршалом, светлейшим князем, был одним из самых богатых помещиков в России (свыше 70 тысяч душ крестьян). Весьма вероятно, что именно его имел в виду генерал Алексей Ермолов, когда в ответ на вопрос императора Александра I, какой милости он хотел бы для себя, Ермолов издевательски ответил: «Государь, назначьте меня немцем».

Грамотой прусского короля Фридриха Вильгельма III, от 19 апреля 1834 года, генерал-фельдмаршал, граф Римской империи Пётр Христианович Витгенштейн возведён, с нисходящим его потомством, в княжеское королевства Прусского достоинство с титулом светлости (с тех пор Витгенштейн стал именоваться светлейшим князем Витгенштейн-Сайн-Берлебург). Именным Высочайшим указом, от 16 июня 1836 года, император Николай I дозволил ему с нисходящим потомством принять и пользоваться в России титулом светлейшего князя.

Несмотря на преклонный возраст, Витгенштейн был деятельным и бодрым, изредка ездил подлечиться на минеральные воды. Казалось бы, лёгкий ушиб ноги оказался для него роковым, измучил жесточайшими болями. Врачи рекомендовали заграничные воды. В дороге к месту лечения 11 июня 1843 года он тихо скончался на руках жены в Лемберге (Львове).

Отпевали его в доминиканском костёле Святой Урсулы. Останки Витгенштейна были погребены в имении Каменка Ольгопольского уезда Подольской губернии (ныне Приднестровье).