Ровесники. спектакль

Галина Курова
Действующие лица и исполнители:

Валентин, 17 – 25 лет
Константин, 17 – 25 лет
Наташа, 17 – 24 года
Таня, 17 -  23 года
Алина – мама Валентина
Елена – мама Константина
Вадим – отец Валентина
Степан – дедушка Константина
Иван – боец ВСУ, 37 лет
Антон – боец ВДВ, 24 года
Санитар
Старуха
Полицейские – 2 человека
Больные психоневрологической больницы в Славянске – 4 человека
Диктор (голос за кадром)


ДЕЙСТВИЕ 1

Сцена 1.
Комната: диван, телевизор, зеркало, стол, стулья.
На диване сидит Алина и вяжет. Телевизор работает. Слышится голос диктора:
Диктор: Мы показываем вам небольшой город Славянск Донецкой области. Сегодня жители Славянска вышли протестовать против введения из  Киева вооружённых сил Украины с целью выбить из города российских бойцов, которые вступились за права русскоязычных жителей Славянска и Донецка. Большинство жителей поддерживают действия российских повстанцев, сами вступают в их ряды. Посмотрите, как жители окружили танки и не дают им двигаться дальше (на экране кадры 2014 года.). Что это? Не верится собственным глазам: над Славянском появился военный самолёт ВСУ!
Алина внимательно слушает, а при последних словах диктора отбрасывает вязанье и зовёт сына.
Алина: Валентин, Валя, иди скорее сюда! Я не верю своим глазам и ушам!
Вбегает Валентин (17 лет).
Валентин: Что случилось, мама?
Алина: Да вот смотри, что показывают. Бомбить Славянск хотят украинцы, это небольшой городок в Донецкой области. Вон и их военный самолёт разворачивается!
Валентин: Это что же, война началась?!
Алина: Давай папе позвоним. Он сейчас почти что в Москве, среди военных к Параду 9 мая готовится. Может они лучше знают, что происходит?!
Алина берёт сотовый и звонит мужу. Раздаётся звонок. Наверху высвечивается фигура Вадима с телефоном.
Алина: Алло! Вадик? Что творится сейчас в Славянске? Почему его жителей бомбят украинцы?
Вадим: Не з-з-наю. Да не может быть. Ты что-то путаешь. Не кричи так!
Алина (на повышенных тонах): Посмотри в ноутбуках у своих музыкантов. Вы совсем там расслабились, что ли? Совсем к Параду не готовитесь?
Вадим: Ладно, я спрошу!
Свет гаснет. Через мгновенье включается вновь. Алина разговаривает с сыном.
Алина: Смотри, Валентин, телевизор. Что там на очереди, Донецк?
Валентин: Да, горячая весна 2014-го года получается! Неужели это правда?!
Слышится телефонный звонок. Снова высвечивается наверху фигура Вадима с телефоном.
Вадим: Алло! Да, что-то небывалое, прямо война! А ребята не верят. Наш дирижёр сказал, что это какой-то спектакль, постановка какая-то театрализованная…
Алина подаёт телефон Валентину.
Алина: Валя, скажи отцу, что это всё правда, а не моя выдумка! Дирижёр их полкового оркестра совсем с ума сошёл? Какая такая постановка?!
Валентин: Не ругайтесь! Я пойду в контакте, в ноутбуке посмотрю. Кто-то из Славянска ко мне в друзья просился…Папа, это всё правда.
Уходит. Алина берёт у него сотовый и говорит мужу:
Алина: Я тебе перезвоню.

Сцена 2.
Свет гаснет, свет зажигается. На диване сидят Алина и Валентин (держит ноутбук).
Валентин: Смотри, мама, фотографию свою этот мальчик из Славянска прислал. А вот здесь он со своей любимой собакой в обнимку. Уже две ночи ночует с мамой и дедушкой в подвале их разбитого дома. Отец его ушёл с отрядом какого-то Стрелкова. За русских будут биться. Так что всё, что показывают по телевизору – правда. Мы с Константином договорились в одну компьютерную игру сыграть и обменялись е-мэйлами.
Алина: Ладно, не буду вам мешать.
Уходит. Свет гаснет. В комнате сидит Валентин с ноутбуком. Наверху высвечивается его друг Константин с ноутбуком. Играют.
Валентин: Вот тебе! Сдавайся!
Константин (17 лет): Русские не сдаются!
Валентин: Получай, Костя!
Свет гаснет. Через минуту включается. Константина нет наверху. В комнате Алина с Валентином пьют чай.
Алина: Ну что тебе ещё Константин в контакте о себе рассказал?
Валентин: Он очень расстроен – его любимая собака погибла от случайного осколка. Они с мамой и дедом собираются эвакуироваться в Донецк. Хотя там тоже неспокойно. Но сначала выведут из Славянска больных из психо-неврологического диспансера. Врачи попросили о помощи.

Сцена 3.
Свет гаснет и затем включается снова. Слышатся взрывы и стрельба. На сцене больные из психо-невралгической больницы, Костя, его мама Елена в белом медицинском халате, санитар в халате, дед Степан.
Первый больной: Елена Степановна! Мне страшно! Сделайте мне укол, чтобы я заснул и ничего не слышал! Нас всех убьют, да?!
Елена Степановна: Не убьют. Успокойся, мой хороший. Укол тебе сделаю, как только доберёмся до автобусов. Нас ждут, и мы выберемся из Славянска!
Второй больной (больная): А куда мы едем?
Елена Степановна: В Донецк. Там у нас будет новый дом!
Санитар (третьему больному (больной): Помоги мне катить коляску, твой друг-то идти не может. (катит коляску с четвёртым больным (больной).
Третий больной: Тили бом, тили бом, все сгорим мы и умрём!
Санитар: Быстрее, не останавливаемся. Надо пройти эту полосу, потом будет легче! Костя, помогай!
Лучи света освещают членов этой группы, а в зале темно. Слышатся взрывы и стрельба. Свет гаснет совсем. Наступает тишина. Луч света выхватывает наверху (на балконе) Константина с ноутбуком. Он что-то печатает в ноутбуке. Раздаётся голос Константина, а потом и Валентина.
Константин: Знаешь, Валя, я такого ужаса никогда ещё не испытывал! Кругом грохот, где-то рядом снаряды рвутся, больные кричат, плачут, а мы-то для них что можем сделать? Только не пугать и успокаивать. Ну ничего, потерь состава не было. Дошли мы до этого автобуса. Я тебе сейчас из Донецка пишу.
Валентин (сидит с ноутбуком в комнате, печатает): Костя! Если будете эвакуироваться в Россию, скажи, что вы едете в Кострому, это мой город. Там вам будет спокойнее, и мы встретимся! До встречи! Держись!
Свет гаснет и  через мгновенье включается снова.

Сцена 4.
Комната. Алина с Вадимом пьют чай.
Вадим: Как всё же хорошо дома! Так вот мы и поссорились с дирижёром. Ну, я не выдержал и вмазал ему по щеке!
Алина: Ладно, успокойся. Работу я тебе нашла. Побудешь дворником в санатории и помощником строителей, чего-то поднести или выбросить. Всё за десять тысяч. Кормёжка дешёвая, санаторский автобус ездит каждый день, два выходных…
В комнату входит Валентин.
Валентин: А чего это ты, папа, с дирижёром поцапался?
Вадим: Да он оправдывал украинских нацистов и власовцев. Мол всем жить охота!
Алина: Ишь, какой понимающий нашёлся! Поработаешь пока в санатории, а потом место работы и для музыканта найдёшь.
Вадим: А ты, Валентин, с Костей давно ли общался по интернету?
Валентин: Нет, давно я что - то с ним не связывался. Не отвечает. Пропал куда-то. Может быть, опять эвакуировался. Может, ноутбук потерял…
Вадим: Ничего, Валя. Если жив, отзовётся. Вы же с ним хорошие такие друзья… Ладно, мне на новую работу пора. Сегодня мы территорию убираем в другом санатории, рядом на Волге который. Закончу, позвоню. Пока!
Уходит. Алина собирает со стола чашки и т.д.
Алина: Ты, Валя, чем сейчас займёшься?
Валентин: Пойду поиграю на компьютере. Может сумею до Кости достучаться.
Машет рукой. Уходит.
Алина садится на диван, устраивается с вязаньем. Слышится звонок сотового.
Алина: Да, слушаю. А, это ты, Вадим? Что, что? В санатории соседнем встретил приехавших из Донецка беженцев. Как зовут? Степан, пожилой уже и кто ещё? Костя, его внук 17-ти лет? Как тот самый? Точно? Ты его по фотографии узнал, Валя тебе Костину фотографию в ноутбуке показывал? Ровесник Валентина? Вот это да! Валя иди - ка скорее сюда!
Валентин (вбегая в комнату): Что такое, мама?
Алина: Константин с дедушкой Степаном и мамой Леной поселились в одном из санаториев Костромы. Как ты попросил его, так он и сделал. А не отзывался в интернете, так он ноутбук свой потерял, когда от «укропов» убегали! Вот, поговори с папой!
Алина передаёт телефон сыну.
Валентин: Да, папа, слушаю! Понятно. Спасибо за радостную весть! Приглашай их всех к нам в гости! Привет Константину!
Свет гаснет. Свет зажигается.

Сцена 5.
Алина собирает праздничный стол. Валентин ей помогает. Вадим сидит на диване, читает газету. Раздаётся звонок в дверь.
Алина: Валентин, иди, открой. Это, наверное, наши гости.
Валентин идёт к дверям. Появляются Костя, Елена Степановна и дед Степан.
Валентин: Здравствуйте, наконец-то мы встретились. Костя, вот ты какой (обнимается с Константином).
Алина (к Елене и Степану): Проходите, гости дорогие, ласково просимо! Я – мама Валентина, Алина. А это – Вадим, его отец.
Константин: А это – мои мама ЕЛЕНА и дедушка Степан. Папа воюет.
Елена: Воюет или погиб, или ранен, точно ничего не знаем.
Степан: Спасибо, Валя, подсказал Косте, куда можно приехать и друзей найти. Нам Кострома понравилась. Как здесь спокойно!
Алина: Ну что же, рассаживайтесь за столом. Давайте, я вам салатика… Костя, не стесняйся, присаживайся!
Вадим: Константин, ты девятый класс закончил? Валя вот закончил и записался учиться на кинолога. Первый курс уже пережил. Вот и тебе бы, с другом вместе!
Константин: А где кинологов готовят? Я бы с радостью.
Валентин: Я так и думал, что ты согласишься! Смотри, кого я тебе подарю; смотри какой! (берёт стоявшую в углу корзину, откуда достаёт щенка. Играют с ним, рассматривают).
Константин: Ого, какой! А ты, у тебя собака есть?
Валентин: Есть, конечно. Без неё на первый курс не примут. У меня шотландская овчарка. В виварии сегодня ночует.
Алина: Кинологи учатся в нашей сельскохозяйственной академии. Среднее специальное образование получают. Учится надо четыре года. Попробуешь, Костя. Тебя как беженца из Донецка примут бесплатно. Валентин же учится за плату. Уже один год отучился. Собаку его Айзой зовут. А ты как своего щенка назовёшь?
Константин: Подумать надо. Пока не знаю.
Вадим: Алина, а вы с Костей и документами поторопитесь. Не опоздать бы. Давайте первый тост поднимем за наших детей и их дружбу.
Звучит «Песня вагантов», все пьют и едят.
Алина: А вы, Елена Степановна, устроились на работу, кто вы по специальности?
Елена: Медик, но могу работать и парикмахером. В Донецке научилась.
Вадим: А ведь в нашем Доме Быта, вроде требуется парикмахер. Объявление было. Вот посидим, да и прогуляемся, зайдём в Дом Быта в посёлке.
Степан: А у вас вообще замечательный посёлок, как учебный городок. И всё здесь рядом, учись или работай!
Вадим: А наша улица так и называется – «Учебный городок»!
Алина: Давайте за наш Учебный городок и за то, чтобы наши мальчики выучились и стали настоящими специалистами!
Звучит весёлая музыка, за столом все едят и пьют…Свет гаснет. В это время на сцену выносят доску с расписанием, а на экране появляется фотография академии. Звучит песня Аллы Пугачёвой «Волшебник - недоучка».

Сцена 6.
Валентин и Константин стоят возле стенда с расписанием.
Валентин: Вот ты уже свой первый курс прошёл, а я – второй. Теперь осталось насчёт практики договориться. Хорошее дело – кинология. Как твой щенок-то вырос за год!
Константин: Да, в общем-то, неплохо. Только вот эта модульная система аттестации… И предметы пока общие, ещё школьные. Особенно математика и физика донимают. Не очень-то они и нужны кинологу.
Валентин: Надо, так надо. Зато про анатомию и физиологию собак много интересного было сказано. И в виварии практику хорошую получили.
Мимо них проходит к стенду симпатичная, юная девушка. Валентин подталкивает Константина.
Константин: Девушка, а вам какого курса расписание нужно? Давайте помогу.
Таня: (17 лет) А где-то тут есть список зачисленных на кинологию. Бюджетные места и список тех, кто будет учиться платно.
Константин: Меня Костей зовут, а это – мой друг Валентин, уже на третий курс перешёл. А тебя как зовут?
Таня: Татьяна Нефёдова. У меня брат работает в питомнике. Щенков кавказских овчарок выращивает. Работа малооплачиваемая, но интересная и ответственная. Он мне одного овчарёнка подарил. Есть с кем прийти на учёбу. Где же тут список?
Валентин: Да вот он. Давай посмотрим, Татьяна Нефёдова…так так…Ого, ты пятая в списке бюджетных мест. На тебе этот список и заканчивается. Остальные будут учиться платно. Поздравляем с поступлением!
Константин: Тань, пойдём с нами в буфет, мы тебе дорогу туда покажем. А то есть так хочется!
Таня: Спасибо. Пойдёмте.
Уходят втроём, оживлённо разговаривая:
«А ты какую музыку любишь. Классическую? Ну мы её тоже уважаем. Но больше всего любим метал. Собираемся через месяц в Питер – туда одна немецкая группа приезжает – «Креатор» называется. Не слыхала?»
Уходят.

Сцена 7.
Свет гаснет. Слышится  песня в исполнении «Креатора» - «Валент революшн». Зажигается многоцветная иллюминация. На экране – концертный зал «Аврора» в Санкт – Петербурге. Выходят Валентин и Константин, смеются…
Валентин: Вот это ты правильно заметил: металисты очень спокойные, не агрессивные люди. Они только кажутся свирепыми. А разговаривают друг с другом спокойно. И посмеяться любят!
Константин: Пожалуй, Креатор после сегодняшнего концерта станет для меня любимой метал - группой!
Валентин: А ты заметил, что музыканты ни разу не ошиблись? Сыграли все свои номера чисто и без ошибок? А как они меняли ритм в течение одной песни? Мне только не понравился барабан, слабовато бомбил, звукоизвлечение из малого барабана не тянуло. А так, я – в восторге!
Константин: Давай хоть один – два раза в год посещать концерты рок-групп! Мне и хостел наш понравился. Название у него прикольное – «Мама, я дома!».
Валентин: Мы с тобой должны вести себя как рокеры. Этому нетрудно научиться. Музыка завораживает, увлекает. Надо отрастить волосы, чтобы мотать головой (показывает).
Константин: Да, это у тебя хорошо получилось, несмотря на стрижку. (Начинает вращать головой как рокер и напевает фразу из песни «Креатора». Начинают топать ногами в такт и пританцовывать).
Валентин: Ой, у меня ноги подгибаются, вот дотопался. Прямо не идут ноги! Давай позвоним в хостел, дежурная нам такси закажет! (достаёт сотовый) Алло! Это хостел «Мама, я дома»? Вы дежурная по нашему этажу, Аня? А это Валентин и Константин из Костромы.  Аня, закажи для нас такси. Адрес? Концертный зал «Аврора», ждём у центрального входа.
Из зала выходит симпатичная девушка, совсем молоденькая. Она разговаривает по сотовому:
Наташа (17 лет): Хорошо, мама, я жду у центрального входа. Пусть отчим приезжает сюда. Я дождусь…
 Парни замечают её. Подталкивая друг друга, подходят к ней.
Валентин: Девушка, это вас сегодня на концерте фанаты на поднятых руках носили? Не страшно было, что уронят?
Наташа: Нет, не страшно. Руки-то сильные. А это не вы сегодня бегали в круге по сигналу солиста Петроци?
Валентин и Константин, вместе: Мы! (смеются все трое, в это время на экране показывают кадры с концерта).
Константин: А вы одна были сегодня на концерте? И часто вы так на концерты одна ходите? Не боитесь?
Наташа: Нет, не боюсь. Иногда с подругой и другом хожу, но сегодня они не смогли. Вот, жду нашу машину, отчим должен меня отвезти домой.
Константин: А где ваш дом?
Наташа: В самом конце Невского проспекта.
Валентин: А наш хостел тоже на Невском!
Наташа: Так давайте с нами, мы вас до Невского подкинем.
Константин: А мы уже такси заказали. Отчим твой точно сюда приедет?
Наташа: Точно!
Валентин достаёт сотовый и разговаривает.
Валентин: Алло, Аня? Мы тут нашли уже машину. Пожалуйста, отмените наш заказ такси. Спасибо! (обращаясь к девушке) А как тебя зовут?
Наташа: Наташа Скворцова. А вас как?
Валентин и Константин (одновременно называют каждый своё имя).
Наташа (смеётся): Вот это имечко! Сразу и не поймёшь!
Валентин: Я – Валентин.
Константин: Я – Константин.
Наташа: Вот теперь понятно… А вы учитесь или работаете?
Валентин и Константин (вместе): Учимся на кинологов. А ты?
Наташа: Я одиннадцатый класс заканчиваю этим летом. Готовлюсь к «Алым парусам». Да, мне 17 лет.
Валентин: А нам с Костей по 18 лет. Мы все здесь ровесники. Ты можешь написать нам в контакт. Город Кострома, Валентину Вадимовичу Шмидту. Фамилия редкая для нашего города, найдёшь быстро.
Слышится скрип шин об асфальт, гудок автомобиля.
Наташа: А вот и отчим. Пойдёмте, ребята.
Уходят все вместе.

Сцена 8.
Квартира Шмидтов. Вадим с Алиной сидят на диване, разговаривают.
Алина: Что-то я так волнуюсь за Валю. Последний комплексный экзамен у него. Не очень-то он готов к нему.
Вадим: Они все не очень-то готовы. Их больше за эти четыре года использовали для строительства кинологической площадки.
Алина: Да, особенно на первых двух курсах они в виварии больше грязь выгребали, чем занимались с собаками. Да и любит Валентин больше кошек, чем собак. Первый выпуск кинологов. Не повезло Вале, предметов было много, математику пересдавал.
Вадим: Ничего, если не сдаст или диплом не защитит, пусть идёт послужит в армии год. Всего-то один год, 2017-й.
Алина: В крайнем случае я со своей заведующей кафедрой поговорю. У неё и муж и сын служили пограничниками в Выборге, на границе с Финляндией. Узнаю, можно ли и Валентину там служить. А вообще-то, я против службы в армии. Не тот характер у Валентина, не любит он подчиняться приказам. С ним можно только по-хорошему.
Вадим: Вот насчёт границы ты хорошо придумала. Поговори с заведующей. И Айза с ним может служить, хорошо её надрессировал Валя за четыре года.
Слышатся три резких звонка в дверь. Алина с Вадимом переглядываются, Алина спешит открыть дверь. Входит разъярённый Валентин. Бросает сумку.
Алина: Что с тобою, сынок? Что случилось?
Вадим: Завалил экзамен?
Валентин: Завалил!
Вадим: Я так и знал! Ну, что теперь, пересдача?
Валентин: Я не потяну во второй раз. К нам так придирались. Особенно этот «хрен» из Москвы. Но самое главное: я сегодня разговаривал со своим дипломным руководителем. Так он предложил мне тему по выращиванию щенков. А предприятие – тюрьма, к УФСИНу относится. Там никаких щенков нет. Он даже этого не понимает. Нашёл в интернете образец диплома, распечатал его и мне суёт. Говорит, что поможет, пересдачу экзамена проконтролирует…
Вадим: Ну так что тебе не нравится? Академичку не предлагали?
Валентин: Рассматривали и такой вариант. Но ведь это ещё один год теряется из жизни. Я лучше в армии этот год отслужу. Константин как раз доучится на кинолога, я вернусь, и мы опять вместе. Будем решать, что делать дальше.
Вадим: Я не против. Вот только мама наша, смотри как она испуганно на тебя глядит.
Валентин кидается к Алине, обнимает и целует её.
Валентин: Мама, не бойся! Ничего со мной плохого не случится. В апреле призовут и через год – отзовут. Успокойся!
Вадим: Валя прав. Настоящий мужчина должен пройти и через воинскую службу. Граница с Финляндией подойдёт? Вместе с Айзой там отслужите.
Валентин: Вот здорово! Хоть одна родная собачья душа со мною рядом будет! И Наташка рядом. Она в Питере, на Невском. Совсем недалеко от меня будет…
Алина: Что это за Наташка?
Валентин: Мам, пап, я вам не рассказывал. Мы с Костей ездили в Питер, на концерт Креатора. Там с ней и познакомились. И потом, когда мы ездили на другие концерты, тоже с нею встречались. Да она отличная девчонка, спросите у Кости. Мы с нею в контакте уже не первый год.
Алина: В каком это вы в контакте?
Вадим: Да в интернете, Аля, в интернете.
Алина успокаивается.
Валентин (беря ноутбук и показывая его родителям): Вот моя Наташа.
Алина: Красивая девочка!
Валентин: А то!.. Мам, мы сегодня обедать будем?
Алина: Сейчас я, быстро. У меня почти всё готово!
Свет гаснет. Потом включается.

Сцена 9.
В комнате Алина и Вадим разговаривают. Собирают на стол. Звучит песня «Демобилизация» в исполнении группы «Сектор газа».
Алина: Как незаметно этот год пролетел. Вот и Валя домой вернулся. Возмужал, вырос-то как. С Айзой своей уехал, с нею же и обратно… (смахивает слезу)
Вадим обнимает и успокаивает жену.
Вадим: Ну, ну, не плачь. Всё ведь хорошо. Вон Валентину дома не сидится, к лучшему другу побежал. Хорошо, что Костя теперь в нашем городке учебном живёт. Рядом с нами. И мама его парикмахером работает, а дед – сторожем в детском садике…
Алина: Да, оба они молодцы. Валя отслужил. Костя кинологию закончил.
Входят Валентин и Константин.
Константин: Здравствуйте! А вот и мы.
Валентин: Никак не наговоримся. Полгородка сейчас обежали, всё разговаривали!
Вадим: А о будущем своём говорили? Работать или учиться дальше будете? Особенно ты, Валентин. Ведь у тебя нет диплома кинолога.
Валентин: Зато у Кости есть, почти красный.
Алина: Может тебе, Валя, техникум какой-нибудь закончить? Там учатся недолго, и даже стипендию платят. Помнишь Витю Зорина, твоего знакомого? Его мама мне рассказала, что он после девятого класса в машиностроительный техникум поступил. Там он по новой специальности учился «Мастер по обработке цифровой информации». Широкая специальность. Компьютерная.
Валентин: А сколько учиться?
Алина: Недолго. Два года и десять месяцев. Потом диплом и работай айтишником или просто оператором.
Валентин: Да, интересно.
Константин: Если ты, Валёк, туда поступишь, тогда и я с тобой!
Валентин: Костя, дружище! (обнимает друга) Давай и правда вместе!
Константин: Тем более, я пока не знаю, где кинологом работать стану. В тюрьму – не хочется. К Таниному брату в питомник – платят совсем мало…
Алина: Подождите, ребята. Я Витиной маме позвоню, поговорю о техникуме.
Берёт телефон, набирает номер.
Алина: Алло, Галина Васильевна! Здравствуйте! Да, Валя вернулся. Отслужил. Всё хорошо. Вот, с другом теперь думают – куда дальше? Заинтересовал их машиностроительный техникум. Вы не могли бы попросить вашего Витю показать им техникум? Хоть завтра? Надо спешить с подачей документов? Хорошо, пусть они с Витей завтра туда съездят, всё разузнают. Валин друг, Костя, тоже заинтересовался. Спасибо вам, всего хорошего!
Валентин: Техникум – это среднее специальное образование? Я думаю, нам такого образования хватит.
Константин: Зато компьютер освоим досконально! Здорово!
Вадим: Завтра я с вами в техникум съезжу.
Валентин: Нет, папа, мы уже взрослые. Всё-таки  двадцать один год уже! Совершеннолетние по любому закону!
Константин: А кинология нам в жизни всё равно пригодится!
Алина: Ну вот, мальчики, садитесь за стол!
Вадим: Какие же они мальчики, взрослые парни, ровесники!
Валентин и Константин (вместе): Так точно, товарищ командир!
 Все смеются. Свет гаснет. Потом включается.

Сцена 10.
Комната. Валентин и Константин разговаривают. Константин сидит за ноутбуком, Валентин на диване.
Валентин: Эти варианты мы второй год изучаем. И хотя все они однотипные, у меня результаты подсчётов никак не сходятся с правильными ответами.
Константин: Да, с математикой у тебя совсем плохо, по нулям. Как же ты её сдавать будешь?
Валентин: Ты, Костя, представляешь, я понимаю больше и скорее сложные задания, чем простые, вроде бы, задачи!
Константин: А вот это хорошо! На этом мы и построим стратегию сдачи математики. Выполняй более сложные примеры, за них получишь больше баллов, чем за простые.
Валентин: То есть начнём прямо с шестого задания. Но там в конце идёт геометрия. Это выше моего разума!
Константин: Ничего. Вот немножко посидим тут, а я позвоню нашим парням из группы, договорюсь о встрече в Коллаже. Поработаем над экзаменационными вариантами. Что-нибудь из них на экзамене всё равно достанется.
Валентин: Это ты здорово придумал. Знаешь, дружная у нас в техникуме группа сложилась! Не то, что на кинологии. Там каждый - только за себя, совсем не было взаимовыручки.
Константин: Позвоню Серёге, он соберёт наших ребят.
Константин звонит по сотовому.
Константин: Алло! Сергей? Слушай, мы сегодня хотели собраться, просмотреть все варианты по математике. Их всего-то два, и задачи однотипные. Где? Да в Коллаже, там кафе хорошее. Соберёмся, так сказать, за круглым столом и повторим все задачи. Ладно, через полтора часа будем на месте. Ты собери ребят. Пока! Не волнуйся, Валя. Ты ведь так боялся физику сдавать. А сдал, да ещё на «хорошо».
Валентин: Да по физике меня мама здорово гоняла. По всем билетам. А я ещё к комиссии приставал, мол, позадавайте ещё вопросы. И даже схему электрическую как-то собрал. Загорелась лампочка – то!
Входит Алина, за ней – Вадим.
Алина: Что это вы про меня говорите?
Константин: Да вы так хорошо Валю к экзамену по физике подготовили.
Вадим: А как завтрашний экзамен по математике сдавать собираетесь?
Валентин: Мы сегодня в Коллаже с ребятами встречаемся. Все вопросы переберём!
Алина: А я одно стихотворение для вас сочинила. Так и назвала его- «Перед экзаменом»:

Не тревожься, не смей
С неудачей дружить.
Слёз горючих не лей,
Ведь экзамен – вся жизнь.

Делай то, что ты должен
В этот год, день и час.
Пусть экзамен и сложен –
Испытанье для нас.

Результат его будет,
Тот, что ждал иль не ждал.
Не разжалобить судей,
Сам будь смел да удал!

Ты учил. Ты старался.
Это будет не раз.
Пусть же сбудется счастье
В этот год, день и час!..

Это стихотворение какое-то получилось как заговор. Я его Валентину перед каждым экзаменом читаю. А он повторяет: Пусть же сбудется счастье в этот год, день и час!
Валентин и Константин (вместе): Пусть же сбудется счастье в этот год, день и час!
Валентин: Ладно, мам – пап, мы в Коллаж! Вернёмся не позже восьми вечера! Пока!
Алина и Вадим: Пока!

АНТРАКТ.

ДЕЙСТВИЕ 2.

Сцена 11.
Звучит песня «Новый год к нам мчится» группы «Дискотека Авария». В комнате накрыт праздничный стол. Наряженная ёлка.
Алина: Валя, неси салаты.
Валентин: Сейчас, мама! (приносит). Просто не верится, что уже 2020-й начинается! Скоро диплом.
Алина: Но сначала практика. После праздников сходи в академию, договорись. В технический отдел надо заглянуть. Там много компьютеров, много молодых айтишников работает. Ты научишься ремонтировать компьютер. А потом перейдёшь в редакцию на месяц, будешь осваивать вёрстку книг и редактирование текстов.
Валентин: Хорошо. Главное, экзамены сданы.
Алина: У тебя одна тройка. Всё математика эта, будь она неладна! Физика – «хорошо», русский язык – «отлично». Специальность тоже пятёрка.
Валентин: Мам, математику я на большее сдать не мог. У меня с детства с ней нелады. Тройка – то твёрдая вышла. Зато не списывал, сам всё решил. А самое главное, попался знакомый вариант. Тот, который я с ребятами в Коллаже решал. Потому и увереннее себя чувствовал.
Алина: Да, повезло. А Новый год ты с нами будешь?
Валентин: Костя с Таней обещал зайти. Сегодня Ёлка в спортивном зале в академии. С вами тоже посижу немного. Они часов в одиннадцать должны прийти.
Вадим (входит): А что за Таня? Подруга твоя? Или Кости?
Валентин: Скорее Костина. Она кинологию закончила, сейчас на ветеринара учится. Высшее образование получает. Очень она нравится Константину.
Вадим: А тебе кто больше нравится? Наташа? Но это же несерьёзно. Она за семьсот километров от тебя живёт. Видитесь раз в год.
Валентин: Ну и что! Зато по интернету долго всегда с ней беседуем.
Да мы скоро в Питер собираемся, на концерт «Сабатона». Знаменитая шведская группа. Так что я снова её увижу.
Вадим: А она учится или работает?
Валентин: Учится на металлурга, высшее образование получает. Выбрала профессию инженера. И ещё курсы программистов закончила. В компьютерах хорошо разбирается.
Алина: Это всё понятно. А вот этот Новый год с кем она встречает? Ты-то этого не знаешь.
Валентин: Почему, знаю. С мамой и бабушкой. Перед курантами созвонимся. Так договорились…
Раздаётся звонок в дверь. Валентин радостно встречает Костю и Таню.
Валентин: Заходите, Таня, познакомься: мои мама Алина Руслановна и папа Вадим Леонидович. Я сейчас быстро соберусь.
Звучит новогодняя песня «Снежинка» в исполнении группы «Приключения Электроников». Ребята и девушка одеваются и уходят. В это время свет в зале выключается, появляется иллюминация на сцене. Песня смолкает.

Сцена 12.
Комната. Алина и Елена разговаривают. Обе они в масках. У Елены повязан на волосы чёрный шарфик.
Елена: Вот товарищ моего мужа до нас по интернету дозвонился и сообщил о смерти нашего папы. Я Косте ничего говорить не стала. Приедут наши парни из Питера, тогда и буду объяснять, по кому я траур ношу.
Алина: Да ещё эта эпидемия. Придётся нам с вами прекратить общаться, побыть в изоляции друг от друга. Как мальчики наши в Питере, как бы не заболели. С 15-го марта объявили об отмене всех концертов и собраний. Успели ли они на концерт?
Елена: И практику как они будут проходить? И диплом надо делать только дома. Вот сколько проблем на них навалилось.
Входит Валентин в маске. Снимает её.
Валентин: Мама, Елена Степановна, здравствуйте! Приехали мы.  А Костя сразу домой побежал. Елена Степановна, почему вы в трауре? Что-то плохое случилось?
Елена: Да. Костин папа погиб, мой муж. Разбомбили дом, где он ночевал с сослуживцами. Его друг нам позвонил по интернету. Пока мы тут прохлаждаемся, на Донбассе гибнут люди и даже дети. Друг мужа рассказал, что там власть захватили совсем подозрительные люди. Многие из них из России, из Москвы. Стрелков где-то прячется. Многие, даже все прибыльные предприятия переносятся в Россию. Муж одно из таких охранял. Так что дело тут тёмное.
Елена плачет. Алина с Валентином успокаивают её.
Валентин: А Костя домой побежал, весёлый, ничего не знает. Плохое известие для него. Он о папе так хорошо мне рассказывал…
Алина: Вы на концерте – то побывали? Успели?
Валентин: Успели. А все следующие концерты отменили из-за корона – вируса. Так что повезло нам. И с Наташей по Питеру прогулялись.
Елена: Здоровы ли вы?
Валентин: Да вроде все себя хорошо чувствуем.
Елена: Надо вам дома хотя бы десять дней отсидеться, никуда не ходить, ни с кем не общаться.
Валентин: И с Костей?
Алина: Ни с кем!
Валентин: А нам вот дипломная руководительница в Питер прямо позвонила и сказала, что мы у неё должны забрать дневники и отчёты по практике. Так что придётся к ней съездить.
Елена: Ну к ней можно. Только носы помажьте оксолиновой мазью и в масках ходите везде!
Валентин: Ладно, я пойду вещи распакую.  (Уходит).
Раздаётся телефонный звонок. Елена берёт трубку.
Елена: Да, Костя. Дедушка сказал? Так и есть. Остались мы без папы. Держись, Константин. Ради его памяти крепись, мальчик мой!
Заливается слезами. Алина подходит к ней, обнимает и гладит, успокаивает. Свет гаснет. Звучит песня Аллы Пугачёвой «Война». На экране – клип.

Сцена 13.
Комната. Алина разговаривает с Валентином.
Алина: Молодец, что отчёт по практике сдал, диплом тоже  сделали мы с тобой.
Валентин: Да, мама, молодец и ты. Потому что и поэтесса, и писательница. Я про тебя рассказал в своём ролике. Ты хотела, чтобы я сделал диплом о твоей знакомой, тоже поэтессе, заслуженной деятельнице культуры. Из-за Ковида не получилось. Все попрятались, общаться боятся. А мы с тобой сделали дипломный ролик пятиминутный в своей же квартире. И кошка Дуся нам помогла.
Алина: Да, у Дуси была своя миссия - помочь тебе с дипломом. Сам говорил, что кадры с нею особенно понравились комиссии.  Получилось. Я тебя просто не узнаю – ты так спокойно и хорошо держался перед комиссией!
Валентин: Так ведь я в своей комнате сидел, онлайн защищал диплом, только рубашку праздничную надел. И все наши по домам сидели из-за Ковида. Защитились мы в один день. И ребята, и девочки, и Костя свой мультик перед комиссией прокрутил. Он мечтает работать мультипликатором. Жаль, что в такой день мы не видимся с ним, поодиночке празднуем. В техникум только за дипломами съездили, все в масках, постояли друг с другом, немножко поговорили и разошлись. Самые смелые, вроде Серёги, в кафе поехали. Ну, у них кьюар-коды были. А я без прививки обойдусь. Не доверяю ей.
Алина: Да, твоя бабушка Инна очень волнуется из-за этой прививки. Уговаривает нас не делать её. Считает прививку от Ковида смертельной опасностью. Да и не защищает она от болезни. Может только переболеешь легче. Пока нам везёт, никто не заболел. Но что ещё будет…
Входит Вадим с тортом.
Вадим: А будет празднование успешной, отличной защиты диплома нашим Валентином! Мама, давай стол собирай.
Валентин: Подождите. Я должен вам что-то рассказать. Вот, письмо пришло из десантного полка с предложением заключить контракт с десантным полком, пойти служить. Зарплату хорошую обещают. Мы просто об этом обо всём в день вручения дипломов поговорили с представителем десантников, капитаном Серовым. Я сразу отказался. Терпеть не могу всё военное и войны. Я пацифист.
Вадим: А Костя что сказал?
Валентин: А Костя думает. Капитан сказал, что, возможно, работать придётся в бункере на компьютере, управлять дронами. Костя, вроде, заинтересовался. Сейчас позвоню ему.
Валентин говорит по сотовому.
Валентин: Костя, привет! Празднуете диплом? Мы тоже. Что ты надумал насчёт службы по контракту? Скорее да, чем нет? Ты серьёзно? Решил попробовать? А я уже нашёл себе работу оператора на удалёнке. Офис в Волгограде. Так что работать буду дома. Ладно, решай. Позвони, или я позвоню ещё.
Вадим: Конечно для Кости, как беженца, такой вариант заманчив. И компьютерные знания пригодятся. А если война? Ведь дроны и  убивать могут. Пойдёт ли он на это?
Алина: Какая война, что ты!
Вадим: Да она уже идёт, в Сирии.
Валентин: Вот Костя и думает до сих пор об этом. Но скорее да, чем нет. Прививку от Ковида он уже сделал.
Алина: Ладно, ещё поговорим об этом. Садитесь за стол!
Все садятся. Свет гаснет. Потом включается.

Сцена 14.
Квартира бабушки Валентина, Инны Ивановны. Ёлка. Накрытый праздничный стол. Патефон (или граммофон). На экране написано: С Новым, 2022-м годом! Алина и Елена собирают новогодний стол и разговаривают.
Алина: Вот, Лена, так и получилось, что квартира эта опустела, когда умерла свекровь моя, Инна Ивановна. Теперь квартира – Валина. Есть ему, где с друзьями Новый год встречать. Да, честно говоря, он больше всех за бабушкой ухаживал. До восьми утра забежит к ней, покормит и обратно домой, к компьютеру. Он уже почти два года на удалёнке работает. После работы – снова бежит к бабушке. Всё уберёт, Инну Ивановну накормит. Мы ведь с Вадимом только в выходные дни и могли за нею ухаживать.
Елена: Получается так, что она умерла как раз из-за того, чего боялась?
Алина: Да, точно. От Ковида. В больнице её заразили. И прививку сделали, обманули её. А ей было уже 84 года. Не выдержала и умерла… Этот две тысячи двадцать первый и для вас был трудным и беспокойным.
Елена: Да. Костю, как только он контракт заключил и стал десантником, послали в Сирию. Он там лагерь охранял. Не звонил совсем первые полгода. Телефоны у них ещё в Костроме отобрали. Он не жалуется, много чего не рассказывает. Нас с дедом бережёт.
Алина: Мы с Вадимом очень рады, что наши ровесники такие друзья. И хотя в большую жизнь они пошли разными путями, дружат и ценят друг друга.
Елена: Да, дружно поехали своих подруг встречать, Костя Таню, а Валя Наташу из Петербурга.
Алёна: Почти семь лет они все дружат. Вот сейчас накроем стол и разойдёмся с тобой, Лена, по домам. Там и встретим Новый, две тысячи двадцать второй.
Елена: Ну, вроде бы всё подготовили, пойдём.
Алина: Пойдём.
Одеваются и уходят. Звучит песня «А ну-ка, давай-ка плясать выходи» из мультфильма «Ну, погоди!», выпуск 8. Весёлые Валентин и Наташа с сумками входят. Смеются. Снимают верхнюю одежду.
Валентин: Ну вот наш теремок.
Наташа: И скатерть-самобранка! Сам пёк, жарил- парил!
Валентин: Да, мамы хорошо потрудились. Стол удался на славу. Сейчас и Костя с Таней должны подойти. А с моими родителями я тебя завтра познакомлю.
Наташа: Ой, какая древность, патефон (или граммофон). Откуда?
Валентин: Бабушка с дедушкой не выбросили, сберегли.
Наташа: И работает?
Валентин: Ещё как. Мы с Костей уже пробовали заводить. Пластинок полно.
Входят Костя с Таней, радостно здороваются, снимают верхнюю одежду.
Константин: На улице так здорово, снег идёт. Обязательно выйдем прогуляться после полуночи. Девчонки, знакомьтесь – Таня, Наташа.
Валентин: Вот тут песня хорошая подвернулась (показывает пластинку, ставит её на патефон. «Веселья час и боль разлуки»).
Начинают танцевать парами. Затем слышится песня Лидии Руслановой «Валенки». Под неё вчетвером танцуют кадриль. Следующей звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой «Любовь похожая на сон». Под неё пары танцуют по очереди, каждая пара (Валя-Наташа и Костя-Таня) танцуют «Объяснение в любви». Свет гаснет. На экране высвечивается дата: 24 февраля 2022 года.

Сцена 15.
Слышатся взрывы. На сцену вбегают и падают, прикрывая головы, два десантника. Это Константин и Антон.
Константин: Антон, ты живой?
Антон: По-моему, живой. И не задело даже.
Константин: А меня вот задело. Ранен в плечо.
Антон: Подожди, обстрел закончится, я тебя перевяжу. Как это случилось?
Константин: Когда я с машины соскакивал, почувствовал резкую боль в руке. Хорошо, что успели вовремя спрыгнуть. Боюсь, другим нашим ребятам не так повезло.
Антон: Кажется, всю нашу колонну разбомбили. Да, прицельно бьют украинские артиллеристы. Я думаю, многих бойцов не досчитаемся!
Константин: Дай Бог, хоть половина десантников выжила. И половина машин. А ты помнишь тот небольшой донецкий городок, с которого мы начинали? Как жители нас встретили?
Антон: Да уж не цветами и хлебом с солью, как обещали наши «отцы – командиры»!
Константин: Они называли нас освободителями, спасителями, а спасаемые кричали нам «Геть!». Обманули, видно, нас. Никакие мы не освободители оказались. Помнишь, как раздались выстрелы из подворотен?
Антон: Как не помнить, Гришка с Николаем даже начали стрелять в толпу. Жители и разбежались.
Константин: Я думал нас действительно ждут, как это было в четырнадцатом году. А тут – элитные части и на тебе. Хорош приёмчик! Что-то совсем не так пошло. Вот и мы сейчас отправились колонной машин и батальоном десантников к Киеву, который должен был пасть за три дня. Всё наоборот! Куда же идти?
Антон: Давай уж вперёд, к началу колонны…
Взрывы стихают. Звучит песня «Там биля тополи, калина расте» в исполнении Олександра Порядинского. На экране – военные кадры. Свет гаснет. Слышится выстрел и голос:
Голос: Стой, кто идёт? Эй, хде вы? (с украинским акцентом).
Свет зажигается. Комната. За столом с ноутбуком сидит Иван, боец ВСУ. Ходит, думает, нервно курит. Песня постепенно стихает.
Иван: Ввести пленного.
Входит Константин. Иван делает жест, прося его присесть. Сам садится напротив.
Иван: Фамилия, имя, отчество!
Константин: Семченко Константин Евгеньевич.
Иван: Сколько лет?
Константин: 25.
Иван: К какой части приписан, с кем заключал контракт?
Константин: С десантным полком.
Иван: Город?
Константин: Кострома.
Иван: Значит, 331-й полк, Да? Не слышу!
Константин (еле слышно): да.
Иван: Тебя что, били? Пытать не собираемся. Сам вот поговори с матерью (даёт  сотовый).
Константин (набирает номер): Мама! Это я, Константин. В плену я у ВСУ. Нет, не били, не пытали. Накормили. Врач осмотрел, перевязал руку. Я не сильно ранен, не волнуйся. Нет, фашистов не видел. Это – тероборона, ополченцы, значит. Как в 2014-м, только наоборот.
Иван (берёт у Кости телефон и говорит): Да, мамаша, мы не фашисты. Это ваш сын пришёл как оккупант на нашу землю. Никто тут зла ему не делал. Он пришёл убивать украинцев. Хорошо, что ещё никого не успел убить. Мы будем его обменивать на нашего солдата. Что-то мне фамилия ваша знакома. Семченко Евгений Иванович вам не родственник? Муж? Да, он жив, ранен только. В госпитале у нас лежит.
Константин: Как, мой отец жив?! Можно мне его навестить?!
Иван: Теперь уже можно…
Свет гаснет и включается снова.

Сцена 16.
Комната. Алина, Вадим и Валентин.
Алина: Валя, у тебя на сегодня с работой всё? А то Елена со Степаном должны подойти. Что-то о Косте хотят рассказать. По телефону, говорят, не стоит…
Звонок в дверь.
Вадим: Это, наверное, они. Валентин, открой.
Входят Елена и Степан. Валентин их встречает, забирает и вешает их пальто.
Валентин: Проходите, садитесь. С нетерпением ждём вестей о Косте.
Степан: От новостей таких недолго и голове закружиться.
Елена: Я уже три раза с сыном поговорила. Ему дают телефон. При свидетелях, конечно. В плен он попал.
Степан: И ранен в руку.
Валентин: Сильно? Опасно?
Елена: Да с этим, вроде, всё хорошо.
Вадим: Его били, пытали?
Елена: На это не жаловался.
Вадим: Да он об этом и сказать-то не может.
Елена: Костя попал в украинский отряд тер-обороны. Профессиональных военных там почти нет. Я разговаривала с одним, Иваном зовут. Он мне всё подробно объяснил. Похоже, там полно ополченцев, добровольцев воюет. Говорит, весь народ поднялся.
Степан: Да что ж ты о самом главном не скажешь, Лена!
Елена: Представляете, Евгений, мой муж, жив!
Алина: А я тебе говорила, дождись официального ответа! Но как же он выжил? Ведь дом, где он ночевал, разбомбили.
Елена: Украинцы разбомбили, они же его под завалом и нашли, потому что, когда Женя очнулся, то стал звать на помощь. Он пролежал под завалом почти сутки. Ранен, контужен. Уже второй месяц в госпитале украинском лежит. С ним хорошо обращаются. Косте, когда он его навестил, не жаловался.
Степан: Женя уже себя хорошо чувствует. Впрочем, как и Костя. Возникает серьёзный вопрос: что им делать, когда они поправятся? К кому присоединяться? С кем быть и против кого воевать?
Елена: Да, серьёзно: что дальше? Этот командир и все украинцы хорошо к ним отнеслись. Чего не скажешь о командирах, офицерах  их полка. Муж хочет вступить в тер-оборону. Он разочаровался в своём первом командире, Стрелкове. Считает, что такие как он и развязали войну, ещё в четырнадцатом году.
Вадим: Понятно, почему вы это всё нам по телефону не стали рассказывать.
Валентин: А что решил Костя?
Вадим: За него всё решает контракт. Его могут обменять на украинских пленных. Но до этого, похоже, ещё далеко.
Елена: Да, он не хочет больше воевать. Не знает, как в глаза ополченцам, их жёнам и детям смотреть! Если он пробудет на фронте ещё месяца два, то уже провоюет полгода. Значит, может написать заявление об увольнении. Иначе его снова пошлют на пулемёты.
Валентин: Тогда ему действительно лучше побыть в плену. Главное, что он живой! Не будет же он воевать против собственного отца!
Степан: Лена, а ты хотела Костиной подруге позвонить.
Елена: Да, сейчас.
Разговаривает по телефону.
Елена: Таня, здравствуй. Это мама Кости, Елена Степановна. Ой, да не бойся, я не с плохими новостями. Жив он, жив наш Костя! Можешь сейчас приехать к нам в гости? Ещё работаешь? Ну, через два часа. Хорошо. Мы ждём тебя!
Свет гаснет, потом включается.

Сцена 17.
Наверху – Наташа. В комнате – Валентин. Разговаривают по телефонам.
Наташа: Нет, Валентин, таким поступком, хоть он и требует мужества, окончания СВО не добьёшься. Мы с друзьями в прошлое воскресенье вышли на пикет. У меня был плакат «Шестая заповедь – не убий!», были даже пустые листы в руках, и тех, кто их держал,  арестовали.
Валентин: Так ты в кутузку попала, моя геройская подруга? Не обижали, не били вас?
Наташа: Руки все выкрутили, пока к машине тащили. И каждому из нас пришлось по 30000 рублей заплатить, штраф за то, что посмели что-то сказать. Мама теперь за меня боится и по телефону боится что-нибудь личное ляпнуть. Говорит, что и нас с тобой наверняка прослушивают.
Валентин: Им сейчас не до нас. Слишком мы «мелкая рыбёшка» для них. Хотя мне тут звонили из военкомата, просили приехать, выяснить какое-то недоразумение. Родители не отпустили, позвонили туда и сказали, что у меня Ковид. Вроде отстали.
Наташа: Правильно сделал, что не поехал. У нас сосед, 28 лет, трое детей, тоже по звонку из военкомата, отправился на сборы, а попал на фронт. Ничего о нём жена не могла узнать. Он через два месяца только на связь с нею вышел. Голодный, в каких-то кроссовках гуманитарных на босу ногу. Возле какой-то птицефабрики они застряли и прямо на костре неощипанных кур жарили и ели.
Валентин: Спасибо, что предупредила. Буду знать. Наташка, милая, как я скучаю по тебе! Но перерыв обеденный заканчивается. Бегу к компьютеру. Работаю всё ещё на удалёнке.
Наташа: Не скучай! Я тоже к тебе как отношусь, ты знаешь! Звони! Целую!
Свет гаснет. Звучит первый куплет и припев песни «К единственному нежному» в исполнении Любы Успенской. Свет включается. В комнате Валентин и Алёна. Валентин за компьютером.
Алёна: Значит вы с Наташей серьёзно друг к другу относитесь. Скажи ей, чтобы берегла себя.
Валентин: Скажу, мам… А знаешь, что она мне недавно сказала? Не менял чтобы я свою фамилию немецкую. Что бы это значило?
Алина: Да фамилия ей твоя нравится. Сама, видно, хочет под такой фамилией жить (смеётся). Ах, дети, дети. Красивая вы пара.
Валентин: И не только это. Наташка моя любит тяжёлую музыку и кошек. Совсем как я!
Алина: Это, конечно, очень важно. Я имею ввиду общие интересы. В следующий раз передавай ей привет от нас с отцом.
Входит Вадим. Он очень сердит.
Вадим: Всё-таки пошли на это!
Алина: О чём ты?
Вадим: Да какую-то частную мобилизацию объявили. Говорят, «метут» всех подряд. Не смотрят на возраст, даже на здоровье. Хорошо, что мой военный билет уже со счетов списали!
Алина: А как же Валя? Один раз избежали военкомата. А что дальше?
Вадим: Побежали люди за границу, прячутся. А нам куда бежать?
Валентин: Нет, убивать я не поеду. Лучше в тюрьму сяду, откажусь ехать на фронт.
Звонок сотового. Валентин берёт трубку.
Валентин: Наташа? Привет, любимая! Да об этом только и говорим. Я могу спрятаться у тебя? Ты хорошо подумала? Спасибо тебе! На той неделе жди меня. Ладно, потороплюсь! Мама, папа, я срочно отправляюсь в Питер. Там никто, кроме Наташи, меня не знает! Мам, поможешь собраться?
Алина: Конечно, сынок…
Свет гаснет.

Сцена 18.
Свет загорается. Подъезд дома в Санкт – Петербурге. Полицейский разговаривает со старой женщиной, на которой надета футболка с литерой «Z»
Полицейский: Так вы говорите, что в этой квартире живёт девушка, которая плохо отзывается о СВО? И что к ней часто заходят другие девушки и парни, а недавно поселился какой-то новый незнакомый парень. И что, вроде, она не замужем.
Старуха: Да, проверьте их. Может они что ни будь для украинцев разведывают!
Входят Наташа и Валентин. Полицейский подходит к ним.
Полицейский: Здравствуйте! Предъявите ваши паспорта!
Наташа: С какой это стати? Мы кого ни будь ограбили или избили? Мы просто здесь живём. В этой квартире.
Валентин (обнимает Наташу): Мы муж и жена. Гражданские.
Полицейский: На вас поступила жалоба от соседей. Вы им кажетесь подозрительными. Сами знаете, идёт СВО. Предъявите паспорта! Или пройдите со мной.
Наташа: Вот мой паспорт. Я здесь прописана. А муж только недавно приехал, ещё не успел прописаться.
Валентин: А это мой паспорт. Прописан я в городе Костроме.
Старуха не выдерживает, выскакивает вперёд и кричит.
Старуха: Он, наверное, сюда от войны сбежал, не хочет воевать!
Полицейский: Спокойно, мамаша, разберёмся. Вам приходила повестка из военкомата в Костроме?
Валентин: Нет, не приходила.
Старуха: Врёт, врёт!
Наташа: Да замолчите вы, не с вами разговаривают.
Полицейский: Мне нужно проверить по базе ваши данные. Прошу вас пройти со мною в наш участок. Вы, девушка, свободны.
Наташа: Я пойду с ним.
Валентин: Не стоит, жена. Жди меня дома!
Старуха: Какой-то… Понаехали тут…
Свет гаснет. Потом включается. Полицейский и Валентин сидят в участке за столом. Полицейский что-то смотрит в компьютере. Подходит ещё один полицейский.
Второй полицейский: Вот мы всё о тебе и выяснили. Тебя должны были отправить на сборы, но не нашли в твоём городе.
Валентин: Я не пойду воевать, потому что я пацифист. Можете даже посадить меня в тюрьму, но убивать людей не стану!
Второй полицейский: И посадим и осудим за антивоенную пропаганду. И будешь как миленький сидеть не меньше двух лет!
Неожиданно бьёт Валентина свёрнутой газетой по лицу и кричит:
Второй полицейский: Подписывай повестку, подписывай, а то ещё не так получишь!
Валентин с криком кидается на полицейского. Свет гаснет. Потом луч света выхватывает фигуру Наташи наверху. Внизу – Алина с Вадимом. Звучит вступление песни и затем сама песня «Как молоды мы были» в исполнении Александра Градского.
Наташа: Вот он не пришёл и в тот вечер, и потом. Мы с мамой нашли тот участок, заплатили адвокату. Приезжайте, как сможете! Я вас встречу! Надо выручать Валентина!
Свет гаснет. Наверху высвечивается тюремная решётка и стоящий спиной к зрителям Валентин в тюремной куртке. Он поворачивается лицом к зрителям. К нему подходит Константин в форме десантника. Песня продолжает звучать, но тише. Свет гаснет. Затем лучами внизу высвечивается пара Наташа и Алина, которая стоит немного сзади и обнимает плечи девушки. Затем рядом на сцене так же высвечиваются Таня и Елена. Песня замолкает. Они читают стихотворение Николая Асеева.
Алина: Я не могу без тебя жить.
              Мне и в дожди без тебя сушь.
Наташа: Мне и в жару без тебя стыть.
               Мне Петербург без тебя глушь!
Елена:     Мне без тебя каждый час с год.
                Если бы время мельчить, дробя!
Таня:        Мне даже синий небесный свод
                Кажется каменными без тебя!
Наверху высвечиваются фигуры Валентина и Константина. Они говорят вместе:
Валентин и Константин: Я ничего не хочу знать:
                Слабость друзей, силу врагов.
В это время к своим женщинам подходят и обнимают их Вадим и Степан. Они вместе говорят:
                Я ничего не хочу ждать,
                Кроме твоих долгожданных шагов!
Все актёры на сцене говорят хором:
                Возвращайтесь, ровесники!
Громко звучит песня «Как молоды мы были» (третий и четвёртый куплеты)
                КОНЕЦ СПЕКТАКЛЯ