Люди Солнца - 4, Глава 6

Тэми Норн
Кейн оказался прав. Все проекты по терраформированию новых планет были приостановлены. Правда, уже идущее на Мирне, Нее и Заре формирование биосферы, круговорота воды и насыщение атмосферы кислородом всё равно будет продолжаться, эти процессы не остановятся теперь даже без помощи человека.

К тому же еще пару лет назад после долгих дискуссий в инфосфере большинство населения Светлого Айрина проголосовало за создание на обеих наших терраформируемых планетах жилых поселков со всей необходимой инфраструктурой. Хоть и под куполами, но там теперь постоянно живут люди, рождаются и растут дети. А на Заре, в новом мире, основанном аристократами, бежавшими со Старого Айрина, таковые строились изначально. На обитаемые планеты в ближайших звездных системах, Нею и Зарю, с недавнего времени два раза в сутки даже ходят пассажирские звездолёты.

Тем не менее наша экспансия приостановилась. Ничего не поделаешь – мы должны были готовиться к противостоянию с новым врагом. И самое скверное, мы даже не знали толком, чего от него ожидать.

В процессе общения с тану потихоньку вырисовывался образ их мира, и выглядел он откровенно пугающе. Очень вероятно, что нас ждет большая война, и большой вопрос, насколько мы к ней готовы.

Имеющиеся ресурсы перераспределялись в пользу строительства звездолётов и флаеров. Разрабатывались методы противодействия оружию Иттана, с которым мы столкнулись.

Конечно же, следовало подумать и о подготовке тех, кто будет всем этим управлять. И мне, как учителю, пришлось непосредственно заниматься данным вопросом.

На Светлом Айрине учеба - это неотъемлемая часть жизни каждого, люди постоянно чему-нибудь учатся, как совершенствуясь в своих профессиях, так и получая новые. Очень многие вдобавок занимаются наукой, спортом или искусством. Такой уж у нас стиль жизни.

Полная свобода во всем, кроме греха, и отсутствие финансовых и прочих ограничений доступа к любому образованию и занятию привели к тому, что никто не хочет быть пассивным потребителем развлечений типа сериалов или игр, как это принято на Старом Айрине. Все хотят развиваться, творить, исследовать, путешествовать, помогать другим, либо украшать и благоустраивать свой дом, поселок, планету.

Большинство людей в течение жизни заканчивают несколько профессиональных лицеев, иногда радикально меняя свою сферу деятельности. И это давно уже никого не удивляет.

Лицеи кшатри всегда были довольно популярны. Даже большинство планетологов и прочих исследователей космоса обычно заканчивают именно их. Управление и техническое обслуживание звездолётов и флаеров, работа с разным сложным оборудованием, великолепная медицинская подготовка и навык справляться с экстремальными ситуациями – всё это требуется не только тем, кто будет защищать от врага родной мир.

Поэтому каждый год в лицеи кшатри поступают многие подростки и взрослые. Правда, далеко не все заканчивают полный четырехлетний курс обучения. Некоторые не выдерживают и уходят из-за большого объема учебного материала и трудных, а подчас и опасных, практических занятий. И за это никто никого не осуждает, ведь так обычно и бывает – пока сам лично не окунешься в какую-то деятельность, вряд ли поймешь, что это не твое.

Но сейчас туда хлынул просто немыслимый поток заявок. Конечно, прием можно увеличить, но в разумных пределах, преподаватели и материальная база не бесконечны.

В итоге на совете учителей, где обсуждалась эта проблема, решили ужесточить входные требования по некоторым предметам и физической подготовке, ведь при увеличившейся нагрузке на преподавателей им будет сложно подтягивать отстающих, уделяя им особое внимание, как это практиковалось раньше.

Наш дом в Озёрном опустел. Кейн с его должностью, да еще и на этапе формирования сети, чаще всего ел и спал, где придётся. Сын прилетал из лицея лишь на воскресенье.

Марк тен Норн еще десять лет назад переселился к Айли, в небольшой город под названием Солнечный, едва ли не четверть населения которого работала на расположенном рядом заводе по производству флаеров. Избалованная аристократка, бунтующим подростком покинувшая Старый Айрин, превратилась в замечательного инженера-конструктора. И в семье у нее всё было прекрасно – Айли родила уже троих детей, и явно не собиралась на этом останавливаться.

Вот когда я от души порадовалась, что пригласила пожить у нас одного из тану. Если бы не Тар, наше жилище наверняка пришло бы в некоторое запустение.

Гость быстро освоил все виды работ по обеспечению быта и поддержанию порядка, и выполнял их скрупулёзно и добросовестно. Наш дом и сад, пожалуй, никогда не выглядели столь безукоризненно. Причем Тару это явно нравилось. Я поражалась его трудолюбию, а он объяснил, что в Иттане все работают по 9 часов в сутки, и отдыхают только два дня из десяти, и он к этому привык.

Это, конечно, похвально, но меня удивляло, как можно при таком графике заниматься всё время одним и тем же? Тем более, что место работы тану не выбирали, их просто направляли туда, где в данный момент требовались трудовые ресурсы.

Хотя, поразмыслив, я пришла к выводу, что у нас люди, пожалуй, трудились не меньше. Даже несмотря на то, что в последние годы все нормативы рабочего времени, а это около 20 часов в седмицу, по факту выполнения которых раньше открывался доступ к ресурсам, были просто отменены за ненадобностью. Обязательным остался только день обслуживания инфраструктуры своего населенного пункта, но он выпадал каждому лишь раз в месяц-полтора.

Бывало, кто-то страстно увлеченный своим делом временами настолько погружался в очередной проект, что проводил на работе несколько дней подряд. Но большинство совмещало сразу несколько видов деятельности.  Многие профессии подразумевали лишь пару 12-часовых дежурств в седмицу, которые по договоренности с коллегами можно было скомпоновать удобным для себя образом и высвободить большой промежуток времени, допустим, для длительного путешествия с семьей или друзьями.

Почти все помимо работы преподавали разные предметы или искусства детям, как своим, так и чужим, либо проводили для них праздники, конкурсы, походы, экскурсии или погружения. Еще у нас было принято помогать родственникам, соседям и знакомым строить дома и обустраивать участки. И, конечно же, няньчить малышей, например, стабильно раз в седмицу брать на прогулку или в гости кого-то из своих племянников, чтобы его родители могли спокойно заняться делами, трудносовместимыми с присмотром за младенцем.

А с началом терраформирования планет у нас вошло в обычай раз в год или даже чаще отправляться всей семьей на одну из таких, чтобы поработать там пару недель под руководством сотрудников терраформирующих станций.

Ну и конечно же, практически каждый у нас достигал мастерства в каком-либо искусстве или сложном ремесле.

И во всём вышеперечисленном не было никакого насилия и принуждения, каждый выбирал деятельность по собственному желанию. Все люди разные, со своими склонностями и предпочтениями, покрывающими полный спектр всех нужд общества. Да и с быстрым перемещением от дома к месту работы или учёбы в пределах всей планеты нет никаких проблем. Поэтому у нас выстроилась устойчивая и прекрасно функционирующая саморегулируемая система, обеспечивающая производство всех необходимых ресурсов и удовлетворение всех потребностей.

Кстати говоря, Тар даже к христианству отнёсся весьма позитивно. Тут, наверное, сыграло свою роль их учение о молодости Вселенной и творении миров разумными существами. От этого легче прийти к идее Бога-Творца, нежели когда тебя с детства учат верить в самовозникновение и миллиарды лет развития Вселенной, а также самозарождение жизни и теорию эволюции. Тану и креститься был готов, и выполнять все христианские обряды, правда, живого отклика в его душе я всё же не заметила. Поэтому и не стала форсировать его присоединение к Церкви.

Меня беспокоило только одно – у Тара совершенно не было тяги ни к учёбе, ни к искусствам, ни даже к спорту или путешествиям. В свободное время он просто валялся на траве в саду или смотрел фильмы.

Правда, кое-какие сдвиги со временем всё же наметились. Однажды тану сказал мне:

- В инфосфере люди задают много разных вопросов, и на большинство из них я не могу ответить! Я просто не знаю этого! Мне становится стыдно! Я жалею, что мало учился и читал!

Я заверила его, что ни один человек даже у нас в принципе не может знать ответ на любой вопрос. А самое главное, здесь и сейчас всё в его руках – перед ним открыты любые возможности в плане образования, было бы только желание.

Желание вроде появилось, но с самоорганизацией и планированием дела у Тара обстояли печально. В родном мире вся его жизнь даже в мелочах регламентировалась извне. Тем не менее он стал потихоньку систематизировать и пополнять свои знания, чтобы они соответствовали хотя бы нашему общему образованию. А еще он начал читать книги.

Да и с пилотированием флаера надо было что-то решать – я хотела поскорее дотянуть тану хотя бы до базового уровня. Ведь не дело же всё время искать и просить кого-то взять тебя с собой, когда нужно или хочется куда-то слетать.

Тея давно приглашала меня в гости, и в один из свободных дней я отправилась к ней, прихватив с собой и Тара. Правда, особой радости от встречи со своим соотечественником Пином он почему-то не испытывал.

Все вместе мы отправились гулять по городу. Дошли до набережной залива, потом свернули в небольшой сквер и решили отдохнуть.  Мы с Теей уселись на скамейку и завели разговор о наших детях, а Тар и Пин разместились прямо на газоне неподалеку.

Вдруг они вскочили на ноги и до нас донеслось, что они явно общаются друг с другом на повышенных тонах. Мы прислушались.

- Раз сомневаешься, значит, ты - враг! – отчеканил Пин.

- Да ты сам подумай! – убеждал его Тар.

- Не собираюсь я думать! Я тебя даже слушать не хочу!

Тар попытался сказать что-то еще, но Пин набросился на него с кулаками.

- Безмозглый кретин! – выругался Тар, едва увернувшись от удара.

- Предатель! Выродок Изгоев! – в неистовой злобе кричал Пин.

В конце концов тану сцепились и стали кататься по траве, яростно колошматя друг друга.

Мы с Теей кричали, чтобы они прекратили драку, но они, казалось, нас даже не слышали. Наконец, прибежавшие на шум мужчины растащили их в разные стороны.

Наскоро попрощавшись с Теей, я увела Тара к близлежащей стоянке флаеров.
Дома я дала ему биогель, чтобы он обработал ссадины, оставшиеся после драки, и спросила:

- Почему Пин назвал тебя выродком изгоев?

Тану ответил не сразу:

- Мои родители - Изгои. Это значит, что они... не принадлежали к огой. Были врагами Иттана. Меня спасли... ну то есть забрали от них, когда мне было 4 или 5 лет, не знаю точно.

- А что с ними стало? – спросила я, и тут же пожалела об этом.

- Не знаю...

То ли конфликт с Пином, то ли наш разговор произвёл на Тара удручающее впечатление. Таким подавленным я его еще не видела. Остаток дня он просидел в своей комнате.

Лишь вечером тану пришел в гостиную и, не говоря ни слова, сел за стол напротив меня. Какое-то время он просто сидел и молчал, а потом произнёс:

- Пин прав! Я действительно предатель... Мне нравится ваша планета! И люди, и то, как вы живете. Я знаю, что это неправильно. Но ничего не могу с собой поделать...

Тар поднял на меня взгляд, полный отчаяния. Я не сразу сообразила, что ему на это сказать.

И тогда он заплакал. Срывающимся голосом, всхлипывая и размазывая по лицу слезы, он проговорил:

- Я предал свой огой! Рассказал врагам про Иттан!

Мне стало его жаль и я попыталась его успокоить:

- Тар, поверь, никакой ты не предатель! Ведь мы не получили от тебя информации ни о вашем оружии, ни об организации защиты Иттана! И ты имеешь полное право хранить секреты своего огой! Ты сам решаешь, что говорить, а что нет!

- Я... решаю? Сам решаю? – удивленно произнес Тар.

- Ну да, ты сам решаешь!

- Но это же... Я же не могу решать, я только выполняю...

На моих глазах рушилась его прежняя картина мира и выстраивалась новая.