Тайна, покрытая толщей воды

Владимир Врубель
В пять часов вечера 16 апреля 1951 года из бухты Госпорт вышла в Ла-Манш на обычное учение подводная лодка «Affray». На борту подводного корабля находилось 75 человек офицеров и матросов.
 
Подводная лодка «Affray» была заложена на верфи Cammell Laird Birkenhead 16 января 1944 года и спущена на воду 12 апреля 1945 года.

Она вошла в состав 3-й флотилии подводных лодок, базировавшейся в Шотландии в бухте города Ротсей.

Рано утром в понедельник, 16 апреля, командир лодки лейтенант Джон Блэкберн собрал личный состав и объявил, что «Affray»  участвует в весенних учениях.

Несколько суток предстояло провести в учебном патрулировании, затем ночью высадить отряд коммандос на двух портативных шлюпках.

Утром 23 апреля они должны прийти в Портсмут для планово-предупредительного ремонта и устранения течи в аккумуляторном отсеке.

Около девяти часов лейтенант Джон Блэкберн передал в штаб флотилии радиограмму, в которой говорилось, что он, выполняя учебную задачу, производит погружение в точке 50'10" северной широты и 01'45" западной долготы.

На борт корабля приняли десантников морской пехоты и стажёров-офицеров.
Командир подводной лодки  должен был связаться с базой утром следующего дня в промежуток между 8 и 10 часами.

К 10.40 утра подлодка на связь не вышла. Для командира подводной лодки не выйти по расписанию на связь со своим командиром флотилии было неслыханно, поэтому такое событие послужило тревожным звонком для штаба.

Контр-адмирал Сидни Роу приказал передать военно-морским радиостанциям срочное условное кодовое сообщение. Береговые станции вызывали «Affray» весь день. Поисками подводной лодки занимались 24 надводных и подводных корабля.

18 апреля командир подводной лодки «Ambush» доложил, что его акустикам удалось прослушать кодовое сообщение, означавшее «Мы застряли на дне», но местонахождение источника сообщения обнаружить не удалось.

Исследовали дно в районе обнаружения большого нефтяного пятна у острова Кастекс, но тоже безрезультатно.

21 апреля все интенсивные поиски прекратили, а однотипные с «Affray»  подводные лодки вывели с боевой службы в базу до  выяснения обстоятельств и причины гибели «Affray».
 
Такие поиски велись для спасения экипажа подводной лодки, но когда стало ясно, что экипаж погиб, вместо интенсивных начались планомерные поиски «Affray».
 
Это были самые продолжительные и масштабные поиски в британской военно-морской истории. Военные корабли исследовали морское дно на площади более 1500 квадратных миль. Штаб поисковой группы находился на фрегате «Loch Insh».

В состав поисковой группы вошли фрегат «Loch Alvie», океанские тральщики «Mariner», «Pluto», «Wave», эсминец « Zambesi» и научно-исследовательское судно «Cook».

Найти «Affray» удалось только после подключения к поискам специального спасательного судна «Reclaim», оснащённого  подводными телевизионными камерами, гидролокатором, эхолотом и другим специальным оборудованием.
 
Через два месяца поисков подводную лодку обнаружили на дне на глубине 81 метр у острова Олдерни в Ла-Манше. Сначала в телевизионную камеру увидели латунный поручень, а затем на рубке прочитали название лодки.

«Affray» лежала на ровном киле по азимуту 228 градусов в 67 милях от маяка Св. Екатерины на острове Уайт. Она находилась в 37 милях к юго-западу от места, где погружалась, и недалеко от того места, где было обнаружено нефтяное пятно.

Водолазы, среди которых был Лайонел Крэбб, «прославившийся» во время посещения Никитой Сергеевичем Хрущёвым Англии на крейсере «Орджоникидзе» (я об этом писал), не обнаружили никаких свидетельств столкновения или повреждений корпуса, обшивки или мостика.
 
Водолазы увидели, что поисковый перископ и мачта радара ANF были выдвинуты. Это указывало на то, что подводная лодка находилась на перископной глубине, когда внезапно затонула.
 
Все люки были плотно закрыты, оба аварийных буя все еще находились внутри лёгкого корпуса. Было ясно, что никаких попыток к спасению не предпринималось.

Последующие погружения водолазов показали, что два комплекта гидропланов находились в положении «трудно подняться», а указатели на телеграфах мостика показывали, что оба двигателя остановлены.
 
Тревожным открытием было то, что труба РДП (работа двигателя под водой)  длиной 28 футов треснула примерно в 3 футах над корпусом. За исключением куска металла, удерживающего две секции трубы, разрыв был очень чистый. Больше всего это походило на дефект металла.

1 июля трубу подняли для анализа и сравнения с другими РДП однотипных лодок. В верхней части трубы  не выявили никаких повреждений, поплавковый клапан работал правильно, значит, в него не врезался проходящий надводный корабль.
 
Исследования показали, что труба должна была выдержать нормальную эксплуатацию, но могла сломаться при сильном ударе или взрыве, однако внешних свидетельств ни одной из этих сил обнаружено не было.

Вполне возможно, что труба надломилась только от сотрясения при ударе подводной лодки о дно.

Чтобы проверить, сработал ли запорный клапан в нижней части трубы, «Reclaim» вернулся к месту крушения с рентгеновским оборудованием. Однако случайно сбросили один изотоп, в результате операцию прекратили из-за радиационной опасности.

Что могло произойти в подводной лодке, можно было выяснить, подняв её, но Адмиралтейство отказалось это делать, сославшись на дороговизну и опасность операции для водолазов.

Подлодка «Affray» в 2001 году объявлена военным захоронением 75 военнослужащих, что исключает возможность дальнейшего расследования с использованием современных технологий.

Что произошло внутри подводной лодки, почему она погибла, никто не знает. Эту тайну оберегает британское Адмиралтейство.

Всё это побуждает людей домысливать всякие причины гибели подводной лодки, чему свидетельство недавняя книга британского автора  Алана Гэлопа «Таинственное исчезновение корабля Её величества «Affray».
 
Не так давно несколько экспертов предположили, что труба РДП могла оказаться ниже поверхности воды, а поплавковый клапан заклинило или каким-то образом он не смог остановить попадание воды в «Affray».

При попадании в подводную лодку до 13 тонн воды в минуту могло привести к ее быстрому опусканию на дно. Из-за сокращенного экипажа и стажеров, мешавших работе, остановка притока воды могла произойти с задержкой.
 
К тому времени, когда клапан был закрыт или отсек, в котором находился клапан, затоплен, на борту было бы так много воды, что продувки  балластных цистерн было недостаточно, чтобы поднять подводную лодку на поверхность.
 
Возможно, в затопленном отсеке или  отсеках не было бы никого, кто мог  выполнить операцию по продувке балластных цистерн.
 
При ударе о дно могли выйти из строя некоторые части подводной лодки, которые помогли бы ей подняться на поверхность.

У нас на сайте есть подводники, которые могут предложить свои версии.