Партизаны Тамани

Вячеслав Штанько
ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопреки ожиданиям Кремля, НАТО все же увеличил объем поставок летального оружия, ракет и самолетов на Украину и, главное, существенно, расширились военные формирования стран НАТО на восточном и южном фронтах, а в Черном море натовские корабли начали обстреливать Крымский полуостров томагавками и крупнокалиберной артиллерией. В Темрюке появилась масса беженцев, которых переправляли дальше на Восток. Темрюкскую школу №3 переоборудовали под госпиталь, а школьников направили учиться в школу №2.

Захар, понимая, что война может перекинуться на Кубань стал заготавливать продукты длительного хранения и завозить их на свою дачу, находившуюся в заброшенном дачном поселке, в котором из 1000 участков использовалось не более 20, а остальная территория заросла непролазной чащей дикого кустарника, деревьев и злой, колючей ежевикой. Как-то, возвращался с дачи домой на автобусе, вдруг автобус остановили казаки, с ними стояла молодая семья из трех человек, один из казаков прошел в глубь салона и попросил нескольких пассажиров освободить места, которые тут же поднялись. Затем завели молодую семью крымских беженцев с малышом на руках и парой вещевых сумок, сидевшие впереди два парня сразу подскочили и уступили им место. Далее автобус проследовал по маршруту.

Тут одной женщине позвонили по сотовому телефону, видимо, из России (европейской части), и она стала откровенничать на весь автобус .
- Натовцы бомбят Крым, на Таманском полуострове введено военное положение, в городе действует комендантский час, военные и казаки патрулируют город, станицы и морское побережье, задерживают подозрительных лиц. Иногда, слышны автоматные очереди и одиночные выстрелы, видимо, перестрелки с украинскими диверсантами. Местные жители не паникуют, но все тревожные и хмурые, даже дети стали тихими и пугливыми, у многих чемоданное настроение, некоторые уже уехали (эвакуировались). Я тоже со своими двумя сыновьями едем на автостанцию, отправимся к родне на Урал.

Действительно, положение серьезное, если не сказать хуже, но все службы в городе исправно работают, даже пенсии без задержек выплачивают, в городе стало мало мужчин моложе 55 лет (отправились на фронт), одни пенсионеры, женщины и дети остались. . Захар несколько лет как на пенсии, попытался записаться добровольцем на фронт, но по сердечной болезни ему отказали, сиди дома и не валяй дурака. Он давно уже развелся с женой и живет бобылем в городской однокомнатной квартире периодически ездит на дачу, иногда перезванивается с одноклассниками и переписывается с ними в соцсетях. Особо не скучает, столярничает, сделал токарный ножной станок и по охотке вытачивал из древесины разные поделки, потом увлекся изготовлением экспериментальных музыкальных инструментов духовых и струнных и радовался, если инструмент приятно звучал. Это, конечно, не уровень Страдивари и Гварнери, но душе приятно. Также увлекся историей родного края и Темрюка, если что интересное находил, то писал и публиковал статьи в интернете, правда читателей мало, сейчас людей интересуют текущие события, статьи и видео развлекательного, легкого жанра.

В поселке Южный слон, соседнем с дачами, есть дети, которые постепенно взрослели на глазах у Захара, из младших классов переходили в старшие и уезжали на учебу в крупные города, а некоторые оставались учиться в городских техникумах. Захар с некоторыми из них знакомился, расспрашивал об их делах и интересах, таким образом, он познакомился с Саней, любознательным парнишкой. Он подростком увлекался танцами: брейк-данц и участвовал в фольклёрном ансамбле при Доме Культуры, и Захар его расспрашивал об его выступлениях на соревнованиях по брейк-данцу и на фольклерных фестивалях. Саша в свою очередь расспрашивал о занятиях Захара, и его увлекли конструкторские разработки старого инженера. Спустя несколько лет, после 9-го класса, Саня пошел учиться в техникум по специальности механик, а Захар был инженер-механиком, и у них появились новые темы для разговоров по техническим вопросам. Несмотря на большую разницу в возрасте они подружились. Когда началась специальная военная операция на Украине, Захар, зная, что бабушка и дедушка Сани в Советское время переселились из Украины на Кубань, не затрагивал эту болезненную тему.

В Крыму военные действия развивались не в нашу пользу, поскольку против России воевала вся Европа и США, и вскоре авиация НАТО стала бомбить приморские города Черноморского побережья, особенно Новороссийск, а также Таманский полуостров, Темрюк, морской порт и Темрюкский гарнизон. В районе Тамани высадился вражеский десант и наступление врага пошло вглубь полуострова. Тогда-то Захар перебрался на дачу, надеясь отсидеться и переждать горячую фазу боевых действий, авось наши военные мобилизуются и выгонят с Тамани и Крыма захватчиков, но, увы, десантники НАТО и ВСУ захватили новый строящийся мост через Кубань и вскоре поселок Южный Склон оказался оккупирован украинскими националистами и началась жестокие гонения  населения и зверства оккупантов. Русских выгоняли из домов, мужчин мучили, издевались, расстреливали или вешали, а русских девушек, женщин и украинок насиловали, устраивая дикие оргии. Бандеровцы бесцеремонно ходили по домам сельчан, забирали свиней, домашнюю птицу, яйца, ценные домашние вещи, электронную технику и автомобили. В общем, жизнь в поселке превратилась в сплошной ужас. Через новый мост и поселок проходила укатанная не асфальтированная автодорога с выходом на шоссе Южный склон-Темрюк, и по ней доставлялись в сторону Темрюка натовские военные грузы, боевая техника, боеприпасы, живая сила противника, где наши морпехи вели ожесточенные бои с зпхватчиками, превосходящими по численности и по силе вооружений. Морпехов с моря и с реки Кубань поддерживали артиллерией маломерные корабли Азовской флотилии, а с воздуха – редкие самолеты ВВС России. В небе над Таманским полуостровом разгорелись с переменным успехом яростные воздушные бои. Поэтому в поселке и на даче Захара слышна была громкая артиллерийская канонада, разрывы бомб, артиллерийских снарядов и глухие очереди крупнокалиберных пулеметов, в Темрюке было очень горячо, ночью были видны огненные сполохи взрывов бомб и снарядов. Все поселковые женщины молились за победу наших бойцов, а мужики стали задумываться об организации вооруженного сопротивления оккупантам.

Захар не причислял себя к военным людям, даже в армии не служил, только на военной кафедре в институте прошел военную подготовку, и по природе своей скорее был миролюбивым человеком и избегал скандалов и драк, но в молодости если нападали, то давал отпор. О зверствах бандеровцев в поселке рассказала знакомая дачница Наташа, которой в свою очередь рассказали подруги из поселка Южный Склон. От её рассказа кровь закипала в жилах старика Захара, и когда он вернулся к себе, стал думать горькими, тяжелыми думами, которые привели его к решению – нечего отсиживаться дома, надо предпринять какие-то военные акции против оккупантов. Во время очередного похода в поселковый магазин Захар на улице встретил Саню, тепло поздоровались, поинтересовался его отношению к бандеровцам и вообще к оккупации. Санька сжал кулаки, засверкал глазами и, оглядываясь по сторонам, тихо сказал:
- Если бы узнал, что где-то появился партизанский отряд, то нашел бы его и стал бы воевать против оккупантов!
- Так давай организуем такой отряд!
- Вы, дядя Захар, уже старый.
- Ничего, старый конь борозды не портит – ответил Захар.
- С чего начнем?
- Давай сделаем деревянные дубинки и организуем засаду у шоссе, ведущей в город, первое время будем наблюдать, как ведет себя проезжающий транспорт врага и солдаты в нем. Если остановится автомобиль без солдат, подкрадемся к водителю, выманим из кабины и шарахнем ему по голове, авось в кузове найдется какое-нибудь вооружение, его возьмем с собой, а автомобиль отгоним в кусты.
- План, конечно, слабоват, может вместо дубинок, лучше переделаем косы на пики?- предложил Санька.
- Не люблю кровавых сцен, но я все же сделаю себе дубинку – ответил Захар.

ПЕРВЫЙ БОЙ

Захар с дубинкой, а Саня с длинным ножом, взяв харчей на сутки, засели в густых кустах близ дороги и стали наблюдать за шоссе, в сторону города редко проезжали грузовые автомобили и бронетранспортеры, как-то раз проехала колонна крытых грузовиков с солдатами в кузове. Наконец ближе к вечеру, напротив их засады остановился грузовик, направлявшийся в город, с открытым кузовом и прицепным орудием калибра не более 105 мм. В кабине был только один солдат-водитель с наушниками на голове, он вышел с автоматом, скрылся поблизости в кустах и присел по нужде. Наши партизаны грохнули дубинкой вражеского солдата по голове, он свалился набок, наушники упали на землю и из них послышалась примитивная песня типа рэп с матами, перематами, поэтому солдат-недотепа не слышал нападения партизан. В его карманах нашелся документ на рядового Мыколы Опанасенко, взяли его автомат и, пригибаясь к земле, пробрались к кабине, в которой нашлось два магазина патронов к автомату, несколько гранат и какие-то документы. Затем осмотрели кузов, который был загружен ящиками со снарядами, один ящик с патронами к автомату, ящик с автоматами, ящик с двумя ручными пулеметами, ящик с патронами к ним 7.62 мм и ящик с гранатами.

Захар сел за руль, так как в юности обучался вождению на грузовике ГАЗ-51 и сразу вспомнились правила вождения автомобилем. Отжал педаль сцепления, переключил рукоятку скоростей на первую передачу, стал медленно отпускать педаль сцепления и добавлять понемногу газу, и к удивлению грузовик мягко тронулся. Немного проехав вперед, свернул вправо на проселочную дорогу, так, чтобы орудие не опрокинулось на повороте. Проехав около 200 метров, свернул влево в густые заросли деревьев и кустарников. А Саня все то время наблюдал за шоссе, чтобы не появился вражеский грузовик или не дай Бог бронетранспортер, но все обошлось удачно.

Угонщики с облегчением вздохнули, волнение немного спало, но нечего расслабляться, надо готовить орудие к бою, несмотря на то, что оба бойца мало себе представляли, как нужно работать на орудии и стрелять. В кабине нашли инструкцию по эксплуатации орудия, правда на украинском языке, с ним легко справились, смеясь над некоторыми выражениями чужого языка. Поняв, что к чему, орудие отцепили от грузовика, направили ствол на шоссе, раздвинули лапы, подкопали под них землю, чтобы опоры держали отдачу, и орудие не откатывалось, ствол пушки разместили так, чтобы он только- только выглядывал из зарослей, сектор от прицела с видом на дорогу выщипали от листьев, а ветки надломили. Ствол орудия навели на дорогу прямой наводкой. Сняли с грузовика два ящика со снарядами и подтащили к орудию, хотя по инструкции ящики должны находиться подальше, но ввиду малочисленности орудийного расчета, нарушили это правило, ящики прикопали в землю, чтобы пули и осколки не попали в снаряды, также выкопали два окопа вблизи орудия, соединили их траншеей. На бруствер окопов установили пулеметы и зарядили их патронташем. В ствол орудия задвинули снаряд, и все было готово к бою. Боевое расписание орудия по общему мнению решили организовать таким образом: Захар будет наводчиком, а Саня – заряжающим, как физически сильный, спортивный парень. В таком составе начали тренироваться в работе с орудием, Захар научился наводить орудие на цель и какие ручки для этого вращать, и как работать с прицелом, Саня тоже тренировался, как запасной наводчик, вдруг надо будет подменить. В процессе тренировок потихоньку спало волнение, и появился настрой на бой.

Саня весь горел желанием начать схватку, Захар же был достаточно пожилым человеком и для себя решил, что на войне, как на войне, может, придется погибнуть, а вот Санька молодой парень, надо ему беречься, но глаза у него горят азартом предстоящего боя. Захар заговорил с ним спокойным, дружеским тоном наставника.

- Саня, дорогой, скоро мы начнем свой первый в жизни бой, оба мы совершенно неопытные солдаты и как себя вести в бою знаем только по фильмам и по военной художественной литературе, поэтому в предстоящем бою будем хитрыми, как лисы, зоркими, как соколы, храбрыми, как львы и мудрыми, как змии. Будем максимально осторожными, чтобы беречь себя для других схваток с врагом. Поэтому, Санечка, прошу тебя в бою не горячись, не лезь на рожон, сохраняй спокойствие и уверенность, что мы победим, ведь с нами Правда, мы защищаем свою Родину, свою землю!
- Хорошо, дядя Захар, я постараюсь.

Стали ждать, когда появится одиночный грузовик или бронетранспортер. Солнце уже садилось за горизонт, когда появилась подходящая цель - крытый грузовик. Захар поднастроил ствол орудия на небольшое опережение с учетом скорости автомобиля, дернул затвор, раздался оглушительный выстрел и взрыв, но получился недолет, а водитель, поняв, что их обстреливают, увеличил скорость. Захар перенастроил орудие немного выше цели, а Саня зарядил орудие, выстрел, снаряд попал под грузовик, и его разнесло на куски. Из под останков грузовика выползло несколько солдат, их срезали несколькими очередями из пулемета.
- Саня, ну как?
- Отлично, дядя Захар, можем продолжить.
- Тогда не будем менять позицию и подождем, когда приедет карательный отряд.

Тут с соседнего поселка Южный склон прибежали два пацана, поинтересоваться, что тут происходит, но наши партизаны их прогнали домой:
- Сейчас прибудет карательный отряд и начнется серьезный бой, быстрее бегите в поселок иначе вас убьют.

Они стремглав помчались в поселок. Вскоре появилась колонна из двух танков впереди и трех бронетранспортеров позади. Уже смеркалось и на вражеских транспортах зажглись узкие лучи света фар. Захар прицелился в головной танк, выстрел и у танка сорвало башню. Второй танк не успел повернуть пушку в сторону нашего орудия, как второй выстрел попал в корпус танка, и он загорелся. Из танка стали выскакивать горящие танкисты, а из БТРов открыли огонь по нашему орудию, по щитку которого застучали пули. Саня, низко сгибаясь, поднес снаряд и задвинул в ствол, а Захар крикнул – Санька, падай в окоп! Тот так и сделал, а Захар навел орудие на последний БТР, выстрел и бронетранспортер развернуло поперек дороги, и он, загоревшись, свалился на бок. Захар, прикрываясь щитком орудия от пуль пулеметов двух оставшихся БТРов, направил ствол на второй БТР, а Саня тем временем ползком подтащил четвертый снаряд, вдвоем забросили снаряд в ствол. Выстрел и второй БТР разнесло снарядом, попавшим в середину борта БТРа. Третий бронетранспортер не стал ждать своей очереди, съехал с дороги и помчался в сторону города, выпуская черные клубы дыма из выхлопной трубы.

Со стороны двух останков бронетранспортеров стали раздаваться очереди автоматов, но их вскоре подавили из пулеметов. Захар с Саней горячо обнялись.
- Дядя Захар! Мы победили!
- Санечка! Мы победили! Ура!
- Ура, ура, ура!!!
- Саня, ну что, надо быстрее отсюда сматываться?!

Орудие прицепили к грузовику и, не зажигая фары, поехали в сторону оврагов, густо поросших деревьями и кустарниками. Остановились среди густых кустарников и начали рубить ветки, чтобы замаскировать орудие, вдруг в кустах зашуршало. Саня вскинул автомат и крикнул:
- Стой, кто идет, ни с места, буду стрелять!
- Свои.

Саня узнав голос поселкового Николая, опустил автомат. С Николаем было еще два мужика, они обратились:
- Возьмите в свой отряд!
- Только у нас сухой закон, если согласны, то помогайте.- ответил Захар.
- Конечно, согласны.
- А что там бандеровцы в поселке?
- Они как услышали артиллерийский обстрел дороги, в мокрых штанах дали стрекоча в сторону Кубани.

Саня и Захар раздали им автоматы, патроны и гранаты под расписку в журнале. Захару пришлось сказать несколько приветственных слов, а потом объявил:
- Я уже достаточно старый человек, чтобы командовать и бегать в атаку, но пока не появится толковый, боевой офицер, я буду командовать отрядом. Согласны?

Все дружно ответили:
-Согласны, командуй нами!

28 сентября 2022 года