Диалог на предприятии будущего. 2. Приватизация

Сергей Гайворонский
Действие происходит в отделе кадров предприятия новой организационно-правовой формы. Основное отличие данной формы от существующих форм организации предприятий состоит в том, что эта форма имеет теоретическое обоснование, позволяющее осуществлять ее моделирование. Это дает возможность проводить исследования и подбирать оптимальные параметры для настройки параметров предприятия. Кроме того, моделирование экономического механизма позволяет демонстрировать его основные свойства. Например, в первой части диалога на основе результатов моделирования было показано, каким образом на предприятии новой организационно-правовой формы происходит распределение и накопление основных средств этого предприятия.

В настоящее время новая организационно-правовая форма может быть с успехом использована для приватизации государственных предприятий, что нередко делается в попытках повысить эффективность их работы.  Использовать новую форму для такой цели целесообразно, потому что эта форма, помимо возможности повышения эффективности работы предприятий до максимальных значений, благодаря теоретической поддержке может способствовать развитию экономической науки. Проблема пока лишь в том, что академической науке такая форма неизвестна. Разумеется, что-то похожее есть – за время экономической деятельности чего только люди в своей жизни не перепробовали, -  но, к сожалению, в основном есть только похожее и, главное, бессистемное, алхимическое, теоретически не обоснованное. А дьявол, как говорят, кроется в деталях. Причем в таких деталях, для понимания которых иногда не обязательно быть великим специалистом. Иногда может быть достаточно элементарных знаний и большого жизненного опыта. Собеседники в нижеприведенном диалоге, начало которого было здесь: http://proza.ru/2023/06/15/1074 , такими качествами обладают.


                ***


- Добрый день! Зашел задать пару вопросов. Вы меня помните? Я на днях заходил к вам устраиваться токарем, но не смог определиться с формой договора. У вас их тут два: договор найма и договор о сотрудничестве.

 - Здравствуйте! Да, я вас помню. И помню, что обещал ответить на все вопросы, касающиеся нашего предприятия. Что Вас интересует?

- Меня чем-то привлекает ваше предприятие, но немного смущает то, что я могу стать совладельцем предприятия без вложения собственных средств. Я до сих пор работал на частных предприятиях, а там за все нужно платить. Мне кажется, что здесь кроется какой-то подвох, схожий с бесплатным сыром в мышеловке. Каким образом вообще возникло такое предприятие?

-  Такие вопросы могут возникнуть даже у академика, не знакомого с принципами работы нашего предприятия и основами физической экономики, базирующейся на естественных законах развития нашего мира. Слышали что-нибудь о физической, естественной экономике?

- Нет, не слышал. В школе экономику мы вообще не изучали. А в училище нам давали какую-то политэкономию, но я оттуда уже ничего не помню.

- Да, в школах экономику действительно практически не изучают. А если и изучают, то преподносят ее так, что она вызывает отторжение. Экономика считается достаточно сложной общественной наукой, законы которой распространяются лишь на общественные отношения. Физическая экономика, которую я упомянул, свои корни имеет не в общественных отношениях, а в физических законах. Благодаря этому изучение такой экономики можно вести "от мамонта", т.е. с момента, когда жизнь уже была, но людей еще не существовало. В этом случае изучение экономики становится интереснее, познавательнее, и основные ее понятия предстают в ином ракурсе. Такой ракурс относительно общепринятых экономических понятий может быть иногда достаточно неожиданным.

- У меня что-то ни в каком виде нет желания изучать экономику. В руководители я не собираюсь, а чтобы больше заработать, я лучше постараюсь быть профессионалом в свой области.

- Отчасти вы правы. Профессионализм в своем деле – обычно самое важное для хорошего заработка. Но, если совсем не разбираться в экономике, то всегда могут найтись мошенники, которые смогут присвоить часть результатов вашего труда так, что вы этого практически не заметите, а если и заметите, то ничего не сможете с этим поделать. Помните, в известной сказке говорят: "На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь и делай с ним,  что хошь". А безграмотный человек до тех пор, пока он не наберется опыта и знаний, основанных на этом опыте -  сродни дураку. Поэтому изучать или не изучать азы экономики - выбор тут, конечно, за каждым, но так или иначе, раз уж есть вопросы, я вынужден буду рассказывать, говоря о нашем предприятии, кое о каких экономических законах. Принимать их на веру или смотреть соответствующие материалы – это уж  ваше дело.

 - Сравнения у вас еще те. Намек я понял. Ладно. Если иначе нельзя, то рассказывайте. Вы так и не сказали, как возникло это предприятие.

Да, немного отвлеклись. Наше предприятие было создано достаточно давно на средства работников или, лучше сказать, в результате труда работников. В СССР это было. После своего создания оно называлось государственным. На государственных предприятиях имущество обезличено. С одной стороны основные средства (основные фонды) этого предприятия принадлежат всему народу, а с другой стороны этот же народ в лице наделенных властью чиновников может принять решение о продаже этого предприятия какому-нибудь частному лицу. Государственные предприятия в силу некоторых объективных причин  могут оказаться менее конкурентоспособными, чем частные. Поэтому, если никаких других идей для повышения конкурентоспособности госпредприятия нет, то с целью повышения эффективности и конкурентоспособности производится приватизация такого предприятия -продажа его частному лицу. Чаще всего предприятие  в этом случае оценивается суммами, неподъемными для обыкновенного работника, но вполне подъемными для некоторых людей, способных после оценки рисков приобретения данного предприятия взять необходимый кредит.  Если помните, именно таким делом занимались в России после развала Советского Союза.

- Да меня эти преобразования тоже коснулись. Я тогда только начинал работать. Насколько я знаю, СССР был построен на лозунге "заводы - рабочим, землю – крестьянам" и на борьбе с частной собственностью, а потом вдруг было решено заводы с землей вновь приватизировать.

- Да, глубоко Вы копнули, но корни и вправду находятся здесь. С начала 90-х годов были приватизированы не все предприятия. Наше предприятие – из числа оставшихся.  Сейчас на нем проводится эксперимент. Этот эксперимент заключается в той же приватизации, но на несколько иных условиях, которые вполне можно называть революционными. Государство здесь не просто продает предприятие частнику и потом потирает руки, получая налоги. Здесь оно участвует в процессе приватизации до тех пор, пока бОльшая часть основных средств не перейдет по определенным правилам во владение работников (сотрудников) предприятия. Для государства это более обременительно, но предприятие в этом случае получается более эффективным в связи с более высокой заинтересованностью работников и поэтому такое действие для государства выгодно.  К тому же государство кроме экономических задач решает тут одновременно некоторые важные социально-политические задачи.

- Эффективно – это в том смысле, что работники на нем лучше работают? И с чем это связано?

- Я уже сказал почему. В  связи с большей заинтересованностью работников. Этому способствуют как минимум два фактора. Прежде всего, работники становятся совладельцами предприятия. Т.е. предприятие реально, а не декларативно, как в СССР, переходит в руки работников. Уже одно это стимулирует их работу. На Западе, кстати, в случае банкротства некоторых частных предприятий практиковалась передача части основных средств в руки работников, в результате чего они становились акционерами. Это стимулировало работников, и они умудрялись вытаскивать предприятие из кризиса. Здесь практикуется нечто похожее, разница лишь в том, что для такого действия используется обоснованный и более совершенный экономический механизм, чем обычное акционирование. Поэтому такая, как на Западе, революционная передача основных средств работникам типа "каждой сестре по серьге" для превращении частного предприятия в акционерное  тут не нужна. Основные средства переходят к работникам по естественным законам примерно так, как показано вот на этом рисунке 1. Кроме того, на предприятии используется новая система управления и учета, именуемая системой самоорганизации. Она еще более повышает заинтересованность работников в результатах своего труда.

- Все это похоже на какой-то кооператив. Может это и вправду кооператив?  Кажется, кооперативы и артели в СССР играли довольно большую роль в экономике.

На кооперацию, как и на акционирование, основы организации нашего предприятия похожи лишь частично. Хотя что-то общее, разумеется, все равно есть. В мире уже столько перепробовано различных механизмов хозяйствования, что кажется, будто ничего нового уже и сделать невозможно. Но, тем не менее, это не так. Если обратиться к средневековью, то можно будет сказать, что кооперация с акционированием  - это сравнительно удачные результаты алхимических экспериментов, а наше предприятие  - это эксперимент научный. Отличие в том, что для кооперации с акционированием нет серьезной теоретической основы, есть только практические рекомендации, а у нашего предприятия есть серьезный теоретический фундамент. Цель этого эксперимента – показать. что на научной основе может быть построено предприятие более высокой организации, способное вытеснить предприятия более низких организационно-правовых форм с рынка.

- Хм, кажется, в СССР тоже говорили, что все строится по науке, а в итоге вернулись к тому, что Вы назвали алхимией. Смешно.

- Да, действительно, есть причина улыбнуться. СССР в свое время плавно сошел с научного на алхимический путь, до последнего утверждая, что идет по научному пути.  Если знаете, одним из условий построения более развитого  и, соответственно, более богатого общества, которое называлось коммунистическим, являлась более высокая по сравнению с капиталистической производительность труда. При этом та достаточно научная теория, которая такое условие вывела - марксистскую теорию я имею в виду, -  не предложила никаких конкретных организационно-правовых форм организации предприятий для достижения такого условия. То есть она была просто научным исследованием и критикой капитализма и ничего более. Поэтому наша страна после революции последовательно алхимическим путем прошла сначала военный коммунизм, затем НЭП, потом социализм, который можно называть государственным капитализмом, и затем снова, после контрреволюции, вернулась практически к тому же, с чего начала. В результате алхимических поисков ничего лучшего, что можно было бы противопоставить существующим производственным отношениям, предложить не удалось. А вот научный подход к поискам более эффективной системы предложить кое-что может. Организационно-правовая форма нашего предприятия доказывает это на практике. Согласитесь, что революции вы не заметили, а вот революционные решения наблюдаете. Примерно также незаметно мобильный телефон заменил стационарный, а никаких неудобств при этом никто не испытал. Это и есть научный подход. И революция происходит и никто ее особо  не замечает. Я вижу, что у Вас еще остались вопросы, а сейчас уже пошло обеденное время. Если желаете, идемте пообедаем в нашу столовую, и там продолжим беседу.

- Хорошо, я согласен. У меня действительно еще есть, что спросить.

***

Диалог 3: http://proza.ru/2023/08/19/1431