2001

Олег Сенатов
Первое января этого года новое тысячелетие началось календарно, а 11 сентября – фактически – терактом в Нью-Йорке. Когда, придя домой, и включив телевизор, я увидел горящие башни Близнецы Всемирного Торгового Центра, я это воспринял, как начало конца Мировой Цивилизации. На самом деле атака на ВТЦ ознаменовала наступление эпохи резкой активизации радикального исламизма, которая продолжается до сих пор.
Россия солидаризовалась с США в совместной войне против исламского терроризма, и отношения с Западом переживали второй медовый месяц. Полноценно функционировала Большая Восьмерка (саммит в Генуе), состоялась встреча Путина с генсеком НАТО Робертсоном, на которой договорились об укреплении связей между Россией и альянсом; Россия вывела свои контингенты из военной базы в Камрани (Вьетнам) и радиотехнической станции в Лурдесе (Куба) – наследия «холодной войны». Вместе с тем, с этими жестами явно диссонировал выход США из Соглашений по ПРО (13.12.2001).
Положение России укреплялось и в Азии: Была создана Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), объединившая Китай, Россию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Таджикистан. Был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве с Китаем сроком 20 лет.
На постсоветском пространстве веяло холодком от Украины, особенно после того, как украинской ракетой, запущенной из Крыма, был сбит Российский ТУ-154, летевший рейсом Тель-Авив – Москва.
Несмотря на непрекращающуюся активность чеченских террористов внутреннее положение России продолжало укрепляться. Движения «Единство» и «Отечество – наш дом Россия» объединились в партию «Единая Россия», ставшей партией большинства.
А разухабистая свобода прессы была изрядно подморожена: произошел силовой захват телекомпании НТВ холдингом «Газпром – Медиа», после чего НТВ перестала быть оппозиционной по отношению к власти.
Я принимал участие во всех протестных акциях: и на Пушкинской площади, и у входа в Останкино, но, несмотря на их беспрецедентный размах, власть добилась поставленных  целей.
На работе у меня дела продвигались неплохо: было развернуто мелкосерийное производство магнетронов «Бересклет», и один из них был отгружен в Польшу. Однако, не отработав гарантию, прибор отказал. Вместе с Главным конструктором ускорителя Грызловым и начальником испытательного отдела Политковским я был командирован в Варшаву.
Несмотря на мои многочисленные попытки, причину отказа  убрать не удалось, но проведенные исследования позволили выдвинуть версию способа ее устранения. Изделие решили вернуть на «Цикламен» для проведения  ремонта. 
Командировка длилась две недели; за это время я успел не только осмотреть Варшаву, но съездил в Краков и в Гданьск. Польша произвела на меня благоприятное впечатление.
В этом году я проштудировал книгу, оказавшую огромное влияние на мое мировоззрение: «Зеленые тетради» Леонида Зорина.
Я посмотрел такие культовые фильмы, как «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, «Пианистка» Михаэля Ханеке, «Телец» Александра Сокурова, «Яды, или всемирная история отравлений» Карена Шахназарова.
В этом году было разное: от робких надежд до больших тревог.