Принципы глубинного консерватизма

Игорь Вайсман
«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей».
                Виталий Бианки

Большая часть известной нам истории человечества проходила при бесконечных конфликтах, вопиющей несправедливости, взаимных упрёках, ущемлениях, бунтах, войнах. С чем это связано? Полагаю с отсутствием единой ценностно-идеологической и как следствие единой законодательной платформы. В самом деле, в обществе постоянно меняется мораль, идеология, законы, нормы и правила поведения. О порядке и стабильности порой говорить не приходится.
А вот в животном мире такого не наблюдается, там царит стабильность и порядок, и даже не самый лучший принцип поедания одних видов другими уравновешивается. В результате виды существуют миллионы лет, не деградируют, а напротив совершенствуются. В чём причина? Полагаю в том, что в животном мире всё основано на едином морально-дисциплинарном фундаменте, который создала сама природа. Что характерно и в человеческих обществах, по сей день живущих родо-племенным строем, мы видим то же самое.
Не указывает ли это на то, что основой человеческого сообщества могут быть только и исключительно законы, принципы, правила, ценности и порядок, установленные природой? Но никак не самими людьми. 
Эта мысль легла в основу глубинного консерватизма, определения позаимствованного у Арне Нейса, который ввёл понятие «глубинная экология». Необходимость в реформировании консерватизма состоит ещё и в том, что со времён классиков – Эдмунда Бёрка и Жозефа де Местра эта идеология претерпела изменения и не самые лучшие, распавшись на ряд течений. Хотя само консервативное мировоззрение прошло через тысячелетия истории – с первых форм социумов и до настоящего времени.
Выделяют четыре основных типа консерватизма: традиционализм (фундаментальный консерватизм), либеральный консерватизм, социал-консерватизм и «революционный консерватизм». Причём данная типология не исчерпывает всего многообразия консервативных идей, течений и направлений. «Можно уверенно утверждать, что различия между современным консерватизмом и современном либерализмом, во многом, чисто косметические», – отмечает Олег Финодеев на сайте «Проза.ру».
Википедия отмечает, что «не существует чётко выверенного идеологического консервативного базиса с определёнными политическими и идеологическими идеалами, специфически подходящими под определение самого консерватизма». Этот очевидный недостаток предстоит исправить глубинному консерватизму.
В целом консервативную идеологию отличает приверженность традиционным порядкам. В её основе лежит сохранение существующих традиций и наработанных ценностей.
            И здесь имеет место принципиальное отличие традиционно трактуемого и глубинного консерватизма. Последний полагает приверженность космическим (всемирным) порядкам и вселенским ценностям и законам, а не человеческим наработкам.
Перечислю основные принципы глубинного консерватизма.

            1.Главный принцип глубинного консерватизма – природный принцип
Природа выше и значимее человека. Человек – часть природы и потому всецело подчиняется её законам, порядкам и принципам. Природа является и главным источником знаний. Все законы и правила общежития, что устанавливают люди, исходят из законов и правил природы, являясь их приложением к конкретному обществу и государству.
           Признание человеческим сообществом своей независимости и автономии от природы является грубейшим нарушением целеполагания.
Такие антиприродные идеологии и жизнеустройства как антропоцентризм, видовая дискриминация, либерализм, капитализм, демократия, охлократия, олигархия должны быть запрещены на международном уровне. Расизм, фашизм и нацизм не называю поскольку они уже запрещены.
Недопустимо грубо вмешиваться в жизнь природы без оглядки на неё саму, беззастенчиво грабить её. У природы можно только брать в долг. Такие виды бизнеса на природе как ловля и торговля дикими животными, убийство животных ради рогов, бивней и т.д., организация всевозможных боёв между животными, организация притравочных станций и т.п. должны быть причислены к тяжким уголовным преступлениям.   
Все формы жизни на нашей планете имеют равное право на существование с человеком и необходимую для нормального существования среду.

  2.Принцип нравственного абсолютизма
Данный принцип соответствует классическому консерватизму, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности. Только происходят они не только в ходе исторического развития, но в первую очередь из природы. Мораль и нравственность являются фундаментом человеческого общества и основой законодательства. Вечные ценности занимают в иерархии всех существующих ценностей самые высшие места. Так называемые «универсальные» (либеральные) ценности находятся в хвосте списка, либо вовсе ценностями не являются. 
            3.Принцип неравенства
Глубинный консерватизм полагает грубейшим нарушением социальной справедливости демократический принцип всеобщего равенства. Ни в коей мере не могут быть равными добропорядочные граждане и никчёмные прожигатели жизни. Признаётся только одно равенство между людьми – равенство возможностей, которое позволяет любому достойному члену общества достичь самых больших высот в общественном положении.
Следует признать либерально-коммунистический принцип поголовного равенства ошибочным, ненаучным и вредным.

     4.Принцип иерархии
Природа построена по принципу иерархии. Это можно пронаблюдать на примере стад и стай социальных животных, племён живущих родовым строем, традиционных человеческих обществ. Будучи вселенским принципом иерархия складывается естественным путём в любых группах и объединениях (армии, тюрьмах, детских лагерях, школьных классах и т.д.) Этому посвящена культовая повесть Уильяма Голдинга «Повелитель мух».
Иерархический инстинкт присущ человеку, как и другим высокоорганизованным животным. «Иерархичность общественного устройства несомненно связана с существованием в нашем мозгу структур, ответственных за наблюдение иерархических отношений», – писал Валерий Чалидзе. – Устойчивые иерархические структуры в обществе показывают, что мы унаследовали от наших предков статистическое распределение врождённых параметров. Например, структура армейских подразделений на протяжении тысячелетий основывается на разделении армейской массы на группы в 10 – 15 человек, что приблизительно соответствует численности групп многих приматов».
     5.Принцип исполнения предназначения
Богословы утверждают: всё сущее и видимое в мире – имеет причину. Все природные объекты и субъекты появились и существуют для выполнения своей определённой роли и человек не может быть исключением. Практика же показывает, что подавляющее большинство населения об этом никогда не задумывается. Те же, кто по долгу службы должны разъяснять народу важнейшие смыслы, распространяют безответственную и вредную глупость, что смысл жизни непознаваем либо его вовсе нет и даже что он у каждого свой. Между тем в Книге Бытия кратко и чётко (понятно даже неучу) написано, что человек помещён в Эдем (планетуЗемля – другого Эдема в Солнечной системе нет) с целью его сохранения и возделывания. Другими словами человек – хранитель Земли со всем, что в ней есть. И это требование относится как к государствам, обществам, народам, так и отдельным индивидам.
   
 6.Принцип глобальной ответственности

Когда говорят о стадах и стаях животных, неизменно утверждается что вожаками являются самые физически сильные. Но то, что вожаки являются в первую очередь самыми ответственными – это никогда не упоминается. Тем не менее это так.
Сила человека по общему мнению – в разуме. Благодаря разуму наш вид подмял под себя все прочие виды животных и растений, лишив среды обитания и истребив большую их часть. Но по законам природы преимущество в разуме (силе) означает только одно: человек – главное ответственное лицо за всю планету со всем её биоразнообразием. Природа Земли – приоритетная ценность перед человеком. Поэтому придётся вернуть ей многие насильно захваченные территории, за счёт разумной экологической и экономической политики и восстановить виды находящиеся на грани исчезновения. Мировое сообщество обязано восстановить многие биоценозы, популяции и отдельные виды, а также привести численность человеческого населения к разумному пределу путём ответственной демографической политики.

7.Принцип индивидуального подхода
           Учитывая исторический и современный опыт, необходимо признать наш зоологический вид недостаточно разумным и во всём проявлять подход к каждому человеку, исходя из его идейно-нравственной сущности. А именно оказывать всемерную поддержку высоконравственным и социально активным людям: в образовании, карьере, зарплате, пенсии. Различных пособиях и т.д.. В поддержке же обывателей сделать упор на их воспитание.
            Таким же образом решается демографический вопрос. Демографическая политика напрямую связана с идейно-нравственным обликом граждан. Высоконравственные, ответственные и социально активные люди должны иметь максимум возможностей и рожать детей столько, сколько осилят. Обычные люди могут иметь детей не больше, чем требуется для экологии и экономики, то есть 1 – 2 ребёнка в семье. Аморальные люди могут иметь в лучшем случае 1 ребёнка и только при специальном разрешении соответствующей комиссии.   

8.Принцип лучших из лучших (принцип меритократии)

Данный принцип был разработан независимо в Древней Греции и Древнем Китае и лёг в основу меритократии. Его суть кратко выразил Сюнь-Цзы:  «Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применять меры наказания».
 Глубинный консерватизм признаёт меритократию наивысшей формой государства.

      9.Принцип каждому по заслугам.
Ценность любого государства, народа, общества, отдельной личности определяется только и исключительно общественной пользой, которую они внесли, вкладом в развитие цивилизации и пользой окружающей природе.
В любом государстве необходим механизм, взвешивающий вклад каждого индивида в общее дело. Только на основании этого вклада можно судить о месте человека в обществе. Достойные должны быть наверху социальной лестницы, недостойные – в самом низу.

      10.Принцип разумного аскетизма.
Природа не признаёт излишеств, ей чужды праздность и бесцельное существование. Подобные явления, имеющие место только среди людей, уничтожают человеческую сущность. Лица, нарушающие данный принцип, на законодательном уровне должны быть подвергнуты экономическим санкциям, а излишние богатства конфискованы в пользу государства.

      11.Принцип разумного гуманизма
Современное общество проповедует извращённую форму гуманизма – при прочих равных обстоятельствах оказывает помощь больным и увечным, а не самым общественно полезным. Результатом этого является отрицательный естественный отбор, который приводит к вырождению нашего вида. В природе же обстоит с точностью наоборот. Поэтому должна быть на законодательном уровне закреплена приоритетная помощь наиболее значимым гражданам, затем законопослушным и добропорядочным, и в последнюю очередь всем прочим.   

Согласно заключению многих учёных и экспертов-футурологов, человечество своими неуёмными аппетитами и раздутой до вселенских масштабов личной свободой приближает глобальную экологическую катастрофу. Целый ряд аналитиков сходится во мнении, что нынешний век нам не пережить, и рукотворный апокалипсис произойдёт наиболее вероятно в 40-50-е годы нашего столетия.
По единодушному мнению экспертов, спасение возможно лишь в случае перехода всей цивилизации к жизнеустройству в полном согласии с природой и разумным аскетизмом. Полагаю, что глубинный консерватизм подходит для этого в наибольшей степени. Он способен  также предотвратить тотальную деградацию человечества, которая происходит на наших глазах. Поэтому за глубинным консерватизмом не просто будущее, а единственно возможное будущее.