2005

Олег Сенатов
В этом году шел болезненный процесс перевода из натуральной в денежную форму ряда видов социальной поддержки: обеспечения транспортом, лекарствами и санитарно-курортным лечением – так называемая «монетизация льгот». Многие группы населения, как то: пенсионеры, инвалиды и военнослужащие, посчитав денежную компенсацию недостаточной, приняли участие в многотысячных манифестациях, прокатившихся по всей стране; особенно сильными они были в Петербурге и Москве.
Лишь к концу года власти удалось справиться с протестами, пойдя на уступки: - были увеличены размеры компенсаций, и льготнику предоставили право самому выбрать форму получения льготы: натуральную или денежную. Рухнувший, казалось бы, рейтинг власти, был восстановлен.
Между тем, Вторая Чеченская война продолжалась с переменным успехом. С одной стороны,  был ликвидирован «Президент Ичкерии» Аслан Масхадов, и сократилось количество  терактов; с другой стороны, - состоялось нападение на Нальчик отряда чеченских боевиков под общим руководством Шамиля Басаева.
Неприятности не исчерпывались деятельностью террористов; из-за износа оборудования произошла авария в энергосистеме в Москве 25 мая, в ходе которой «Цикламен» на полдня был отключен от электроэнергии. Сотрудники, ответственные за поддержание непрерывных производственных процессов, сновали по помещениям с искусственным освещением, вооружившись ручными фонариками и импровизированными факелами. Но как-то все обошлось.
Продолжалась кампания против самых одиозных олигархов: в  мае 2005 года Михаил Ходорковские был осужден за мошенничество в особо крупном размере, и приговорен к 8 годам тюремного заключения. Нефтедобывающие активы руководимой им компании ЮКОС были переданы государству, а сама компания подверглась процедуре банкротства.
В международных делах в этом году ситуация постепенно менялась в сторону, неблагоприятную для России; в Германии канцлером вместо Герхарда Шредера стала Ангела Меркель, а президентом  Польши так и вообще выбрали русофоба Леха Качиньского.
Для меня 2005 год оказался исключительно удачным. Мне удалось собрать рабочую группу из высококвалифицированных специалистов для производства магнетронов «Бересклет». Объем производства – 12 изделий в год; процент выхода годных – 100%. Я наладил мониторинг эксплуатации приборов; все отказавшие магнетроны возвращались для анализа причин отказов, что позволило вести работы, направленные на увеличение долговечности.
В этом году я отправился в свою первую заграничную туристическую поездку, приобретя недельный тур в Лондон. Не обошлось без треволнений; тур мог сорваться из-за целой серии терактов, имевших место в английской столице 7 июля (в них погибли 56 человек), но поездка все же состоялась, и я увидел город, о котором так много написано в художественной литературе, который был изображен на таком множестве картин, и являющийся местом действия стольких художественных фильмов, что кажется: ты в нем бывал, и не раз, но, когда я в нем оказался, он меня поразил и очаровал на всю оставшуюся жизнь своим богатством, сочетающимся с духом разумной умеренности, и безупречным художественным вкусом.  До сих пор я знал только один город, в котором можно провести всю жизнь – Москву. Оказалось, что есть еще один такой – Лондон.
В этом году состоялась Первая Московская Биеннале современного искусства, проводившаяся на площадке бывшего Музея Ленина (что было приятно уже само по себе). Вторым замечательным фактом явился художественный радикализм представленных на ней произведений: Москва стала одной из столиц Современного Искусства!
Несмотря на вызывавшиеся им опасения, 2005 год оказался хорошим.