Символ

Юрий Матасов
Конфуций сказал: «Знаки и символы правят миром, а не слово и закон». Что такое знак мы рассмотрели в статье «Однозначно или что такое знак?» http://proza.ru/2023/06/10/687. А теперь мы рассмотрим символ.

Казалось бы, знак и символ похожие понятия, но ведь им дали разные названия. А где их применяют? Мы можем услышать: «Это значимое событие!», а также «это символично!».

ЗНАЧИМОСТЬ – это некая «ЧИМОСТЬ» в знании. Где:
ЧИ – Чин или степень важности;
МО – множество подобного, как моно;
СТЬ – СТруктура, полученная и поддерживаемая неким деянием, то есть если прекратить эти действия, то структура разрушится.

Таки образом «ЗНАЧИМОСТЬ» — это созданная нами структура знаний, отнесенная к конкретной степени важности среди подобных элементов. Так присвоив событию значимость, мы определяем его важность в цепочке подобных событий.

СИМВОЛ = СИ-Мъ-ВО-Лъ = СИ-Мо-ВО-Ло

СИ – система (смотри слог СИ http://proza.ru/2022/06/07/1727);
Мо – множество подобного, как моно;
ВО – ВОждение, управление;
Ло – ЛОгическое.

СИМВОЛ – системная логика управления подобным. То есть сам СИМВОЛ – это единица из множества подобных элементов, которые связанны в систему. И эти символы не стационарны, как, скажем - «кирпичи в доме». Здесь каждый символ будучи подобным несет разную нагрузку или смысловой посыл.

Если сопоставить смыслы знака и символа, то можно привести пример с дорожным знаком. Некая табличка, расположенная у дороги на опоре, уже является знаком, а вот его содержание можно понять по комбинации символов, отображенных на знаке. Можно сказать, что знак знает, что-то и его «знания» значимы для пользователя. А вот содержание этих знаний описаны символами.

Символы, как мы уже рассмотрели – это элементы логической системы. Мало того, что это система, что они находятся рядом, равновесны в своих смыслах, так еще и находятся в системной и логической связи.

Так знания физических законов – это значимое для человечества явление. А вот само описание этих законов производится специальными символами.

Так же наша речь – она является средством связи между людьми, а также механизмом регистрации мысли. Но вот момент перевода речи в письменность – это уже системный, логический механизм. Как мы выделили из потока речи отдельные звуки и какие закрепили за этими звуками символы – это сложный системный процесс.

В нашей речи мы применяем короткие отдельные звуки, сопоставляя их с конкретными эмоциональными переживаниями и реакциями. Самое простое – это гласные: «А – О – Э – У – И». Дальше применив искусство владения языком, как органом нашего тела, губами и зубами мы извлекаем другие звуки. И эти звуки порой имитируют природные, дабы сымитировать описываемое. Например, мой внук, когда учился говорить, мух называл «ЗИ-ЗИ». И в наших словах: «зима» - чувствуется холод и дрожащие зубы на морозе, а в слове «лето» - легкая летучая расслабленность и уверенность в его неизбежности.

Так вот наступил момент присвоить разным звукам разные символы и связать их в систему. Но у нас есть система записи звуков – это нотная грамота. Казалось бы, есть символы звуков, а записать речь ими не возможно. Точнее очень сложно, поскольку наши «буквенные звуки», именуемые фонемами – это достаточно сложные звуковые комбинации. При чем независимо от высоты голоса, произносящего их мы их все понимаем одинаково: хоть это сказано басом, хоть тенором.

Попросту был взят язык и по какому-то принципу разделен на повторяющиеся элементы и именно эти элементы оказались символичными, то есть единицами системы нашего языка. И когда этим единицам присвоили определенное начертание, тогда эти начертания стали символами.

По сути, отдельный символ – это знак, поскольку за его начертанием стоят знания. И знамение может стать символичным, если мы соберем вместе подобные знаки и объединим их в систему, например знания о народных приметах о прогнозе погоды.

Таким образом «СИМВОЛ» — это собранные вместе знания и систематизированные для их логического применения. Поэтому надо понимать, кто собирает знаки в систему, по какой логике и как ими распоряжается.

Вот так наш язык, будучи разложен на символы, надо осмысливать не только в звуковом понимании, а и в смысловом.