Библиотека Хантингтона. Художественный музей

Алла Валько
Прежде чем посетить Художественный музей, мы с  дочерью прогулялись по саду скульптур на зелёной лужайке, по обеим сторонам которой были установлены прекрасные изваяния, в том числе Дианы, оригинал которой я видела в Лувре. Генри Хантингтон начал собирать коллекцию уличных скульптур в 1910 году. Большая их часть относится к концу XVII-началу XVIII веков, хотя некоторые являются работами американских художников XX века. Скульптуры выполнены из разных материалов и принадлежат к разным культурным традициям в Европе и за её пределами.

В  Художественном музее нас ожидало множество открытий. Здесь  представлено британское, европейское, американское и азиатское искусство за более чем пятисотлетний период. Коллекция содержит более 45 000 предметов, представляющих собой образцы декоративно-прикладного и народного искусства, картины, гравюры, рисунки, фотографии и скульптуры. Хантингтон  собирал свою коллекцию до самой смерти. Особый интерес для него представляла живопись британских мастеров рубежа XVIII-XIX веков. После смерти мецената, коллекция начала пополняться полотнами французских и американских художников.

В коллекции британского и европейского искусства собраны художественные произведения разных стилей и культур - от античности до наших дней. В ней представлено одно из самых значительных собраний британского искусства за пределами Соединённого Королевства, включающее знаменитую коллекцию портретов XVIII века, в которую входит «Голубой мальчик» Томаса Гейнсборо, «Сара Сиддонс» Джошуа Рейнольдса и «Пинки» Томаса Лоуренса. Пейзажные картины XIX века представлены работами художников Джона Констебла и Дж. Тернера.
 
Американское искусство, начиная с раннего колониального периода и заканчивая настоящим временем, представлено в музее в 31 галерее и включает в себя живопись, скульптуру, фотографию, кино, декоративно-прикладное искусство, архитектуру и текстиль, американское народное искусство, искусство самоучек; картины о городской и сельской жизни Америки; произведения искусства коренных народов.
 
Коллекции азиатского искусства отличаются большим разнообразием - от небольших коллекций китайских экспортных товаров до редких китайских книг и картин и японской керамики. Как и многие коллекции «позолоченного века», предметы, приобретённые Хантингтоном, ценятся за их экзотическую привлекательность, красоту и мастерство изготовления. Позолоченный век — это эпоха быстрого роста экономики и населения США после гражданской войны и реконструкции Юга. Название происходит из книги Марка Твена и Чарльза Уорнера «Позолоченный век» и обыгрывает термин золотой век, который в американской истории был позолочен лишь на поверхности.
В северной части Китайского сада расположена галерея с регулируемым освещением и климатом, предназначенная для демонстрации произведений искусства, в том числе из бумаги и шелка. Галерея открылась в 2020 году выставкой «Сад слов: каллиграфия Лю Фан Юаня», на которой были представлены работы 21 художника, выполненные тушью. Им было поручено создать образцы каллиграфических надписей для сада. 
Большое значение имели также выставки китайского искусства «Сады, искусство и коммерция в китайских гравюрах на дереве» и «Сокровища шести поколений: китайская живопись и каллиграфия из коллекции Вэн». Название первой из них связывают со словами учёного Сун Су Шик, утверждавшего, что следует «помещать свой ум» в заветные предметы лишь временно, но никогда не следует привязываться к ним настолько, чтобы попасть под их контроль.
 
У нас было недостаточно времени, чтобы охватить все коллекции Художественного музея. Мы познакомились с его жемчужиной – портретной галереей. В этом очерке я привожу фотографии наиболее понравившихся нам портретов и их описание, сделанное сотрудниками музея, переведённое мной и адаптированное для русскоязычных читателей. Кроме того, я воспользовалась дополнительной информацией о сокровищах музея, почерпнутой из других американских источников. Часть картин портретной галереи была приобретена на средства Совета коллекционеров произведений искусства, другая была даром Фонда “Virginia Steele Scott”. Все картины выполнены маслом на холсте.

В  картине «Ожидание вызова [абонента]», написанной в 1928 году, КЕННЕТ ХЕЙС МИЛЛЕР изобразил женщину из буржуазной среды, наделив её монументальностью и серьёзностью итальянской Мадонны эпохи Возрождения. Эта дама  выглядит весьма солидно в своей шикарной шубе и золотом ожерелье и имеет загадочное выражение лица, характерное для женщин, созданных Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем. Манера Миллера изображать современную городскую моду и жесты людей связывает его со школой Ашкан, но он отказался от её стиля и современных теорий цвета в живописи, развив собственное видение, опирающееся на творчество «зелёных мастеров» западной живописи, использовавших зелёный цвет как символ эпохи романтизма.

Художник ДЖОРДЖ УЭСЛИ БЕЛЛОУЗ в 1915 году создал «Портрет Лауры». Предыстория создания этого портрета такова. Проводившуюся в Нью-Йорке в 1913 году Armory Show (Арсенальную выставку) называют самой важной выставкой, когда-либо проводившейся в США. На ней были представлены почти 1400 работ американских и европейских мастеров живописи, но более всего она известна тем, что познакомила американскую публику с новинками в искусстве: европейскими авангардными картинами и скульптурой. Выставка представила американским посетителям радикальное европейское искусство: образцы фовизма, кубизма и футуризма. Джордж Беллоуз был несколько шокирован этими новыми стилями, однако его последующие картины отразили их влияние. Сразу после Armory Show Беллоуз начал серию портретов, в которых экспериментировал с театральным освещением и смелыми, почти резкими сочетаниями цветов. Поэтому на его картине чёрное платье и сдержанная поза его сводной сестры Лауры контрастируют со светящимися цветными областями, заполняющими фон и отражающимися на лице героини.

В небольших по формату картинах молодой художницы АЛЕКСАНДРЫ НОЭЛЬ 1989 г.р. мы увидели почти фантастические изображения, в которых её внимание сосредоточено на предметах, изображённых ею одновременно в сюрреалистичной и традиционной манере: младенцев, домашние предметы, пригородные сценки, - и помещённых в воображаемые декорации, трагические сценарии или переосмысленные ею сцены из фильмов.
Её работы подчёркивают противоречие между скульптурным и иллюзионистским, в котором художник изображает фигуры настолько реалистично, что они кажутся живыми. Начиная со второй половины XIX века, многие художники и критики считают, что для того, чтобы живопись соответствовала современной жизни, необходимо отбросить традицию иллюзорной глубины. Похоже, Александра не может с этим смириться.

В картине РАЛЬФА ЭРЛА «Миссис Бордман и её сын Уильям Уайтинг Бордман» художник воспевает семейное счастье и материальный достаток. Миссис Бордман одета в модное шёлковое платье. Уильям держит серебряный «коралл и колокольчики», подарок на крестины, который служил погремушкой, свистком, средством, помогающим при прорезывании зубов, и амулетом для защиты от злых духов. Элайджа Бордман, богатый торговец и землевладелец, женился на Мэри Анне Уайтинг и после рождения ребёнка в 1774 году поручил Ральфу Эрлу изобразить его жену и сына в их доме в Нью-Милфорде, штат Коннектикут.  Верный британцам во время революции, Эрл в 1778 году бежал в Лондон, где учился в студии Бенджамина Уэста. Спустя пять лет он вернулся в США, отсидел два года в долговой тюрьме и возобновил успешную карьеру в Коннектикуте. Успех Эрла обусловлен его умением отмечать достижения своих покровителей.
 
На картине американского художника ДЖОНА СИНГЛТОНА КОПЛИ «Братья лорда Вестерна» представлены портреты двух мальчиков. Старший из них сидит  справа, держа на коленях портфель и рисунки, в его правой руке мелок. Длинные каштановые волосы мальчика с румянцем и полуулыбкой на лице развеваются на ветру. На нём синее пальто, светло-жёлтый двубортный жилет, бриджи и белая рубашка с оборками и рюшами. Его младший брат стоит несколько позади него у балюстрады, его правая рука вытянута, указывая на что-то старшему брату; на  его лице сияет улыбка. У него светло-каштановые волосы и тёмные глаза; на нём чёрная шляпа, шоколадно-коричневый плащ, полосатый двубортный жилет и белый муслиновый воротник, расстегнутый у горла; коричневые бриджи, брелок с печатью и серые чулки. На балюстраде слева сидит гончая с запрокинутой головой. На голубом небе - облака, подсвеченные розовым, и колышущиеся от ветра деревья.

Другой американский художник - БЕНДЖАМИН УЭСТ – автор картины «Встреча Лира и Корделии», написанной в 1784 году. Король Лир полулежит, приходя в сознание, его голова повернута влево, рот открыт. На нём мантия розового цвета с отделкой из горностая. Врач в коричневой мантии и чёрном плаще стоит справа, склонившись над королём. Слева от короля на кушетке, наклонившись к отцу, сидит Корделия и в своей правой руке держит его руку. Её левая рука касается груди. На ней белая мантия с синим поясом; золотисто-коричневый плащ закрывает её ноги. На заднем плане слева стоят две женщины и двое вооружённых мужчин. За королём - золотисто-коричневый занавес. На заднем плане сквозь арочные проёмы видно грозовое небо. Справа на переднем плане стоит накрытый красным стол, с ларцом и чашей.

В своей картине «Джордж Вашингтон» художник ЧАРЛЬЗ ПИЛ ПОЛК запечатлел облик первого президента США. Полк получил художественное образование у своего дяди и тёзки Чарльза Уилсона Пила. В 1789 году Полк начал делать копию портрета Джорджа Вашингтона, сделанного его дядей в 1779 году в битве при Принстоне, штат Нью-Джерси. И Полк, и Пил изобразили Вашингтона перед Нассау-холлом на территории Принстонского университета. Хотя Полк изобразил ту же личность, что и Пил, но версия Полка в большей мере отражает его индивидуальный стиль, характеризующийся неглубоким передним планом, уплощенными поверхностями и чёткими линиями.

Английский портретист, живописей и мастер пейзажа ТОМАС ГЕЙНСБОРО около 1777 года написал картину «Генриетта Рид». Дедушка Генриетты Рид, богатый пивовар, поручил Гейнсборо написать её портрет, а также портреты других членов семьи для династической выставки. Генриетта стоит в позе, напоминающей придворные портреты XVII века. Подол её сиреневого платья накинут на каменный постамент, создавая мягкую опору для её локтя и обнажая нижнюю белую шёлковую юбку. Розовый, кремовый и тёмно-серый цвета её нежного платья оттеняют её лицо и тёмные волосы и служат выразительным фоном для её чёрных бровей и тёмно-карих глаз.

В конце XIX - начале XX века один из последователей АНТУАНА КУАСЕВОКСА изваял нимфу «Гамадриада», копируя мраморную скульптуру  своего знаменитого предшественника, созданную им в 1709 году для сада замка Марли под Парижем. Мраморная скульптура была перевезена в Тюильри, а затем, в 1972 году, во внутренние помещения Лувра, чтобы защитить её от непогоды. Копия выполнена из терракота. Скульптуры из  жёлтой или красной обожжённой глины производились для украшения садов зажиточных покровителей. Эта копия была приобретена американским писателем Клайдом Фитчем, а затем, после его смерти, Генри Хантингтоном.
 
Кисти британского художника ТОМАСА ЛОУРЕНСА принадлежит картина «Сара Гудин Баррет Моултон: Пинки», написанная в 1794 году. Сара, которую в семье называли Пинки, росла в британской колонии на Ямайке, прежде чем её отправили в Англию для учёбы. Её бабушка заказала эту картину, чтобы облегчить тоску по отсутствующему ребёнку, и попросила художника изобразить внучку «в легкой, небрежной позе». Блестящие ленты шляпы Пинки развеваются на ветру, порыв ветра подхватывает её блестящие белые юбки. Низкий горизонт усиливает монументальность этого портрета молодой девушки.

Фламандец и активный британский деятель АНТОНИС ВАН ДЕЙК написал картину «Анна Кирк», приобретённую по завещанию Адель Браунинг. Этот портрет был создан в 1637 году в ознаменование, как полагают, назначения Анны Кирк костюмером королевы Генриетты Марии. Анна изображена в золотом шёлковом платье, украшенном жемчугом, отражающим блики шёлка; через её плечо перекинута широкая коричневая лента из лёгкой ткани. Указанный палец Анны направлен на прыгающую собаку, бабочку и цветущий розовый куст. Эти символы верности, готовности служить и боли, перенесенной ради удовольствия, могут относиться к её счастливому браку и достижениям при дворе.

Уже знакомый нам британский художник ТОМАС ГЕЙНСБОРО в 1770 году создал портрет «Пенелопа, виконтесса Лигонье». Художник окружил леди Лигонье художественным инструментарием и скульптурами, чтобы показать её культурную утонченность. Однако, помимо этого аспекта личности своей героини, Гейнсборо изобразил леди Лигонье в позе, выдающей её исключительную уверенность в себе. Она стоит в полный рост в центре террасы, подбоченившись правой рукой, и левым локтем опирается на резной пьедестал, поддерживающий бронзовую танцующую нимфу. Пальцы левой руки касаются щеки. У неё темно-карие глаза; её тёмные волосы, слегка припудренные, заплетены в косу и уложены в высокую причёску; один локон кокетливо ниспадает на правое плечо. На ней длинное платье из атласа, отражающее золотой свет от пьедестала, на который она опирается, и роза на груди. Вокруг талии - серо-золотой шарф с бахромой; чёрный бархатный браслет на левом запястье. На заднем плане густая розовая завеса, открывающая слева облачное небо и лесной пейзаж. В правом углу стул с рисунками и двумя слепками.

В 1791 году другой британец - ДЖОРДЖ РОМНИ - выполнил заказ Натаниэля Ли Актона, супруга Пенелопы, написав её портрет в ознаменование их свадьбы. На этом портрете в полный рост изображена очаровательная Пенелопа(Райкрофт)Ли Актон в белом платье с длинными узкими рукавами и пышной юбкой с окантовкой и отделкой плиссированной лентой.
Я долго не могла понять, почему в названии обоих портретов присутствует имя Пенелопа. Для меня это имя связано с греческой мифологией, и я пыталась найти в обоих произведениях искусства конспирологический смысл. Однако всё оказалось гораздо проще: имя Пенелопа оказалось в те времена весьма распространённым.

Художник ХЕДИ ЭЛЬ ХОЛТИ, родившийся в Рабате, Марокко, в 1992 году переехал в Лос-Анджелес, где несколько лет проработал в киноиндустрии, прежде чем получить степень бакалавра искусств в Колледже дизайна Art Center. С годами он разработал оригинальный метод создания коллажей, который был им применён для серии книг,   обложек и изображений из ряда художественных изданий и журналов для геев. С одной стороны, это  явилось капсулой времени поп-культуры, отобразившей факты, имеющие отношение к этому периоду развития культуры быта, развлечений и информации, преобладающей в обществе. С другой, это был неограниченный поток сознания художника, отражающий глубоко личное и автобиографичное. В  своих красочных и эклектичных композициях Холти размышляет о своей неуверенности и странностях, о страхе перед болезнями и чувстве отчуждения от своего происхождения. Его пугает способность информации широко распространяться без усилий со стороны автора за счёт пользователей, которые сами охотно делятся ею с другими. Холти составил фолиант своих эзотерических работ-коллажей, включённых в каталог «Сделано в Лос-Анджелесе 2020», и представил в галереях Музея Хаммера и Хантингтона свой новый двусторонний постер - художественно оформленный плакат для рекламных целей.
 
Мы не могли не обратить внимания на Карточный стол, изготовленный в начале XIX века из красного дерева и индийского дерева палисандра с инкрустацией из латуни и позолотой – дар Американского фонда Дитриха, Филадельфия. Автор этого творения – француз Шарль Оноре Ланнуйе. Этот стол является воплощением американского дизайна мебели в стиле рококо и отражает передовые традиции резьбы и дизайна филадельфийских мебельщиков третьей четверти XVIII века. Относительная простота стола с его элегантно изогнутыми ножками-кабриолями, имеющими вид клешней с шариками на концах и резьбой в виде листьев аканта, подчёркивает его филадельфийское происхождение, где преобладал вкус к вещам «самым лучшим, но простым».
 
Музей закрывался. Ещё много прекрасного осталось за пределами нашего поля зрения, но мы были уже настолько насыщены увиденным, что вряд ли смогли бы вместить в себя ещё какую-либо информацию.

В коллаже:
верхний ряд - КЕННЕТ ХЕЙС МИЛЛЕР "Ожидание вызова",
              ДЖОРДЖ УЭСЛИ БЕЛЛОУЗ "Портрет Лауры",
              РАЛЬФ ЭРЛ «Миссис Бордман и её сын Уильям Уайтинг Бордман»,
              ДЖОН СИНГЛТОН КОПЛИ «Братья лорда Вестерна»,
              БЕНДЖАМИН УЭСТ «Встреча Лира и Корделии»,
нижний ряд -  ЧАРЛЬЗ ПИЛ ПОЛК «Джордж Вашингтон»,
              ТОМАС ГЕЙНСБОРО «Пенелопа, виконтесса Лигонье»,
              ДЖОРДЖ РОМНИ «Генриетта Рид»,
              ТОМАС ЛОУРЕНС «Сара Гудин Баррет Моултон: Пинки»,
              АНТОНИС ВАН ДЕЙК «Анна Кирк»,
              ТОМАС ГЕЙНСБОРО «Пенелопа, виконтесса Лигонье»,
              ДЖОРДЖ РОМНИ "Пенелопа(Райкрофт) Ли Актон".