И снова о конкурсах, или После Чайника

Татьяна Мацук
На днях в Москве и Санкт-Петербурге завершился очередной конкурс Чайковского, который, как олимпийские игры, проходит раз в четыре года и который музыканты шутливо называют «Чайник».  Раньше это действительно было событие мирового масштаба не только в мире классической музыки, всесторонне освещаемое Центральным телевидением, а теперь все превратилось просто в одно из многочисленных состязаний, в которых музыкантам необходимо постоянно участвовать для построения карьеры. Да, традиционно для пианистов и виолончелистов оно рангом повыше многих других, но принципиально уже мало отличается от прочих «междусобойчиков», где на кону стоят хорошие деньги, пиар и выгодные контракты.
А с вокалистами вообще катастрофа. И прежде всего потому, что совершенно потеряна итальянская школа.

Выход из тупика с междусобойчиками, на которых демонстрируется усреднённое исполнение заезженного репертуара только один: отказаться от ставших фактически коммерческими конкурсов вообще в пользу других мероприятий. Хотите кастинг? Объявите кастинг. Пусть будут ярмарки исполнителей, на которые и они, и их потенциальные работодатели, и публика приезжают за свой счёт. Заранее сообщите, кто из представителей работодателей туда приедет и какой репертуар на данный момент у них востребован. А остальное — дело техники. Хотите, чтобы публика познакомилась с новыми исполнителями и не заезженными произведениями? Организуйте разнообразные фестивали. Не для богатой «элиты» и избранных «звёзд», а для всех талантливых исполнителей и широкой публики. Хотите, наконец, иметь (исключительно для любителей соревнований) конкурсы исполнительского мастерства, например, посвящённые творчеству какого-нибудь композитора или национальной музыке? Снимите все возрастные ограничения (у музыканта, как и у писателя или художника, ни пола, ни возраста в принципе нет), сделайте первые отборочные прослушивания (даже по записям) анонимными и слепыми, как это уже имеет место в некоторых западных оркестрах, и доступными публике в Интернете, расширив, насколько это возможно, репертуар, пригласите в жюри исключительно выдающихся исполнителей, дирижёров и музыковедов и дайте публике также возможность голосовать отдельно, а коммерческую составляющую сведите к минимуму. Вот тогда, возможно, мы и увидим настоящих победителей.

Систему давно пора менять. И не только в консерватории.