Сюрпризы евреев. Великий поэт князь Пётр Вяземский

Смбат Багратуни
Orf   
Сюрпризы евреев. Великий поэт князь Пётр Вяземский.

      Оглавление.

   1. Возвращение поэта. Русские вновь открывают Вяземского.
   2. Еврейские предки князя Вяземского и его жены княжны Гагариной. Искали ли они вторую половину сходного происхождения?
   3. Отец и другие родственники Петра Вяземского.
   4. Не только поэт. Обширный вклад Вяземского в создание славы России - великой литературы.
   5. Ухабистый путь или преданность идеалам юности? Вяземский: от "декабриста" без декабря до санкт-петербургского сановника.   

      1. ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОЭТА. РУССКИЕ ВНОВЬ ОТКРЫВАЮТ ВЯЗЕМСКОГО.

   ВЯЗЕМСКИЙ, ПЁТР АНДРЕЕВИЧ. Князь. (1792-1878). Успешен во всех сферах своего творчества и деятельности. Великий поэт, выдающийся литературный критик, писатель,  литературовед, историк, публицист, журналист, воин, государственный и  финансовый  деятель, деятель торговли и разведки.

   Те, кто не следит за изменениями в истолковании истории русской поэзии, могут удивиться тому, что я посвящаю отдельную главу князю Петру Андреевичу Вяземскому. В СССР его представляли малозначительным поэтом  пушкинской поры, достойным памяти лишь благодаря дружбе с Пушкиным. Причиной низкого мнения советских литературоведов о поэзии Вяземского была его "реакционность", неприятие им революционных идей. В тоже время на западе, по мнению наших квасных патриотов заражённом русофобией, историки русской литературы высоко ценили творчество этого умаляемого на родине русского поэта, признавая его не тусклым лучом, отражавшим сияние пушкинского гения, а самостоятельным оригинальным творцом, достойным признания не только в России, но и за её пределами. Отдавая должное Вяземскому, западные литературоведы возвышали русскую культуру, советские - по приказу тоталитарных кремлёвских властей - принижали.

   После падения СССР Россия вернула себе подлинного Вяземского. Русские обнаружили непреходящую ценность его поэзии, ранее замалчиваемое плодотворное влияние его творчества на русскую поэзию, распространявшееся не только на поэтов "Золотого века", включая  Пушкина, но и на поэтов 20 века, от Серебряного века до Иосифа Бродского. Он "раньше Пушкина привнес в поэзию простую человеческую речь" и в "поздних произведениях... предвосхитил литературные эксперименты Серебряного века". Наша современница филолог Елена Широкова пишет: "В 20-е годы XIX века имя П.А. Вяземского было ничуть не менее, а пожалуй, и более известно в литературных кругах Петербурга, чем имена Пушкина, Рылеева, Батюшкова, Дениса Давыдова.

   Некоторые его стихотворения – простые, мелодичные, напевные – превращались в народные песни, позднее утрачивая авторство ('Тройка мчится, тройка скачет', 'Я пью за здоровье немногих' и др.). И сегодня на слова Вяземского продолжают создаваться городские романсы, песни для кинофильмов, а его афоризмы и крылатые выражения ('Дедушка Крылов', 'И жить торопится, и чувствовать спешит') не выходят из нашей повседневной речи". К названным Еленой Широковой произведениям Вяземского добавим стихотворение "Русский бог"-вершину русской сатирической  поэзии. За заслуги перед русской дитературой Академия Российская по изучению русского языка и словесности в 1839 и Санкт-Петербургская Академии наук в 1841 избрали его своим действительным членом.

   Среди почестей, воздаваемых Вяземскому в современной России, памятная монета Банка России в 2016, почтовая марка, выпущенная к 225 летию со дня его рождения в 2017. В Москве и в музее-усадьбе "Остафьево" – "Русский Парнас" ему установлены памятники, его именем названы улицы в нескольких городах и сёлах.  В его костромском имении — поселке городского типа Красное-на-Волге  Красносельского района  Костромской области в честь него установлена мемориальная доска, с 2008 ежегодно проводится "Праздник П. А. Вяземского» и районный поэтический конкурс его имени.

      ЕВРЕЙСКИЕ ПРЕДКИ КНЯЗЯ ВЯЗЕМСКОГО И ЕГО ЖЕНЫ КНЯЖНЫ ГАГАРИНОЙ. ИСКАЛИ ЛИ ОНИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ СЕБЕ СХОДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ?

    Моя работа посвящена смешению народов, её фокус евреи и их потомки, слившиеся с другими народами.  Отец поэта русский князь Рюрикович, мать ирландка.  Вяземский писал о себе.

   В моей груди есть с кровью славянина
   Ирландской дочери наследственная кровь.
   От двух племён идёт моё рожденье...
 
   Родословная впечатляет, но Вяземский преуменьшил вдвое этническое разнообразие своих ближайших предков. Его рождение шло от четырёх племён.  Дед по отцу был сыном шведки, женился он на русской княжне Долгоруковой, чья  мать была крещёной еврейкой, дочерью знаменитого сподвижника Петра Великого барона Петра Шафирова.

         РОДОСЛОВНАЯ ПЕТРА ВЯЗЕМСКОГО ОТ ШАФИРОВЫХ.
   1. Павел Филиппович Сапсаев (До принятия православия Шая Шафир). Его жена, вероятно, Аршеневская, дочь основателя рода Аршеневских, быстро выдвинувшегося на государевой военной и гражданской службе. Одна из её сестёр мать известных сподвижников Петра Великого братьев Веселовских. По линии Аршеневских свояком Павла Сапсаева, то есть  мужем старшей сестры жены был  пoпулярнейший в Москве придворный врач, любимец царя Алексея Михайловича Стефан фон Гаден, перешедший в православие. Так переплелись, роднясь между собой, роды крещёных евреев. 
   2. Сын 1. Барон Пётр Павлович Шафиров (1669-1739). Жена крещёная еврейка Анна Степановна (Самойловна) Копьева, её мать сестра братьев Евреиновых от которых пошёл многочисленный дворянский род.
   3. Дочь 2. Баронесса Марфа Петровна Шафирова (1697-1762). Муж князь Сергей Григорьевич Долгоруков (?-1739).
   4. Дочь 3. Княжна Мария Сергеевна Долгорукова Старшая (1719-1786). Муж князь Иван Андреевич Вяземский (1722–ок. 1788).
   5. Сын 4. Князь Андрей Иванович Вяземский (1754-1807).
   6. Сын 5. Князь ПЁТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ (1792-1878).
      
   Как это часто происходит с российскими изданиями о знаменитых людях, читая биографию Вяземского, вновь и вновь наталкиваешся на гнусное наследие деградировавшего СССР, бесстыдный антисемитизм-стремление удалить любые положительные упоминания о евреях. Пример - книга о Вяземском в серии "Жизнь замечательных людей" пера Вячеслава Бондаренко, довольно обстоятельно воссоздающая жизненный путь её героя.  Повествуя о предках Вяземского, Вячеслав Бондаренко подчеркнул их заслуги на службе Отечеству, он не забыл упомянуть о деде полушведе Петра Вяземского, но умолчал о происхождении жены полуеврейки этого полушведа.

   Это умолчание тем болеее выглядит наглым, потому что её дед еврей барон Пётр Шафиров, несопоставимая  фигура по его роли в истории России по сравнению с другими даже выдающимися близкими предками Петра Вяземского. Пётр Шафиров один из важнейших сподвижников Петра Великого, его лучший дипломат, нося звание вице-канцлера, был не только де факто министром иностранных дел, но одним из ведущих администраторов, руководил почтой, военной и горной промышленность. Он же основал в России зарубежную разведку и возглалял её работу.   

   Любопытный факт. Пётр Вяземский женился на женщине схожего с ним происхождения, княжне Вере Гагариной, потомке Рюриковичей, породнившихся с выдвинувшимися в новую аристократию Петра Великого его близкими сподвижниками из крещёных евреев. Предок княжны Гаариной первый в истории России генеральный прокурор, генерал-аншеф граф Павел Ягужинский. Брак Петра Вяземского и Веры Гагариной был неожиданным для них обоих. Об увлекательной романтической истории их брака я расскажу в этом очерке позднее.

   РОДОСЛОВНАЯ КНЯЖНЫ ВЕРЫ ФЁДОРОВНЫ ГАГАРИНОЙ.
   
    1. Иван Ягужинский. Крещёный еврей из Белоруссии, тогда принадлежавшей Речи Посполитой, сначала лютеранин, затем православный. Служил в русской армии, майор.  Жена неизвестна, скорее всего еврейка. Женатые евреи в Европе, переходя в христианство, часто предпочитали католицизму лютеранство чтобы не разрушать семьи если их жёны хотели остаться верны иудаизму. Лютеранство позволяло браки с иудеями.
    2. Сын 1. Граф Павел Иванович Ягужинский (1683-1736). Жена русская столбовая дворянка Хитрова, её старинный род происходил из золотоордынских степных татар (не путать с другим народом оседлыми поволжскими татарами).
    3. Дочь 2. Графиня Прасковья Павловна Ягужинская (1718—1775). Муж князь Сергей Васильевич Гагарин (1713—1782).
    4. Сын 3. Князь Фёдор Сергеевич Гагарин (1757-1794). Генерал-майор. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени. Героически погиб в восставшей против русских Варшаве.
    5. Дочь 4. Княжна ВЕРА ФЁДОРОВНА ГАГАРИНА (1790- 1886).

      Родная сестра жены Вяземского княжна София Гагарина (1794-1855) тоже вышла замуж за потомка Петра Шафирова, героя Отечественной войны 1812 богатого помещика и предводителя дворянства столичного Московского уезда Василия Николаевича Ладомирского (1786—1847). Были ли эти браки русских аристократов результатом их сходного этнического происхождения, потянулись ли они друг к другу из-за близких еврейских предков, отличили ли их эти предки от остальной русской аристократии? Или дело не в социальных условиях, в их "еврейских"  браках заговорил  мифический голос крови? Маловероятно! Просто круг высшей русской аристократии был весьма ограничен. О том, чтобы еврейские предки вызывали особое - негативное отношение других аристократов, что заставляло бы потомков евреев искать себе пару среди себе подобных, не могло быть и речи. Иначе не было бы браков дочерей Шафирова и Ягужинского с сыновьями знатнейших княжеских родов.

   Главными критериями принятия русским аристократическим обществом были высокое рождение или важный государственный пост. Введённая Петром I "Табель о рангах" значила не меньше, даже  больше, чем родословная книга. Тон такому отношению  задавали императоры. Один из примеров этой открытости Российского государства и аристократии разговор Николая I на великосветском балу в императорском дворце с высокородным английским гостем. На англичания произвела большое впечатление гордость императора, с которо тот сказал ему о том, что его высшие сановники, присутствующие на балу, люди различных национальностей, среди них даже есть крещёный еврей.

      3. ОТЕЦ И ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ ПЕТРА ВЯЗЕМСКОГО.

   Князь Андрей Иванович ВЯЗЕМСКИЙ, выдающийся военный и государственный деятель золотого екатерининского века Российской империи. Его высоко ценили нелюбившие друг друга Екатерина II и её сын Павел I. Спустя более семи десятилетий после его смерти дореволюционный русский историк писал о нём:  (Князь Андрей Иванович Вяземский) "был один из замечательных деятелей царствования Екатерины II. Родившись в 1754 г., он в 1788 г. был уже генерал-поручиком... Его "Записка военная" 1774 г. заключает взгляд современника на организацию наших войск. Идеи (князя) Андрея Ивановича Вяземского имеют за собою, кроме новости, много практичности, доказывая в авторе уменье смотреть на вещи… не закрывая глаза перед оборотной стороной медали, выражающей далеко не утешительное положение дел". В 1774 автору этих дельных рекомендаций по улучшению российской армии было всего 20 лет, но к тому времени он уже несколько лет служил в армии, храбро сражался в войне с Турцией (1768-1774), достиг звания полковника (1773).

   После войны Андрей Вяземский командовал пехотным полком (1775-1778). Бригадир (1779). Генерал-майор (1779).  Один из руководителей Военной коллегии, тогдашнего военного министерства, член её филиала в Москве. Нижегородский и Пензенский наместник (генерал-губернатор) (1796). Член Сената. Действительный тайный советник. Кавалер ордена Святого Александра Невского- второго важнейшего в иерархии российских орденов.

   Занимательная генеалогия: по линии Шафировых Вяземский родственник другого великого мастера русского слова писателя графа Алексея Николаевича Толстого. В мире государственных финансов со стороны Шафировых у Вяземского не менее  впечатляющий родственник - самый великий министр финансов в русской истории и один из величайших во всемирной граф Сергей Юльевич Витте, творец российской индустриализации, превративший Россию на рубеже 19-20 веков в стремительно растущего мирового экономического гиганта, развитие сорванное невежественным, самообольщённым большевистским режимом.   

      4. НЕ ТОЛЬКО ПОЭТ. ОБШИРНЫЙ ВКЛАД ВЯЗЕМСКОГО В СОЗДАНИЕ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

   Вклад Вяземского в литературу не ограничивается поэзией. Он создал новый жанр всемирной прозы - это записная книжка. В начале 1820-х годов Александр Пушкин считал записную книжку Вяземского лучшим произведением русской прозы. В СССР её расхваливали, признали шедевром и одновременно тщательно удаляли из неё всё, что не соответствовало советской идеалогии и интепритации истории.

   С монографии Вяземского о Денисе Фонвизине начинается русское литературоведение.  Мнения о литературных произведениях в России высказывали до Вяземского, но он первый подлинный- "серьёзный и последовательный"  литературный критик, одна из ключевых фигур в не тольно в становлении русского романтизма, но и более того - в  самоопределении русской литературы.

   Его статьи даже сейчас увлекательно читать, хотя пыл дискуссий об объектах его рецензий давно угас. Вяземский не имел себе равных в русской критике по изумительному чувству юмора и умению в нескольких словах блистательно дать оценку рецензируемого им произведения. Яркий пример - его отзыв об эпигонской исторической повести Николая Гоголя "Тарас Бульба". Вяземский, касаясь художественных  достоинств творения Гоголя, ограничился короткой, но убийственной фразой "начало достойно Вальтер Скотта". Вот и всё? Прочитав этот отзыв, невозможно не восхититься остроумию Вяземского и принять всерьёз гоголевскую повестушку.
   
   Вяземский ввёл в культуру понятие "народность"-отражение обычаев, ценностей, образа мыслей народа в литературе и искусстве, широко подхваченное как русскими "передовыми людьми", так и консерваторами. В СССР "народность" Вяземского переиначали в "партийность" и превратили её в один из столпов советской идеалогии.  Приверженность к "народности"  у Вяземского отождествляется с любовью родного народа, но он не был националистом. Ироническое выражение "Квасной патриотизм" тоже принадлежит Вяземскому. У него было моральное право высмеять показных "патриотов". Несмотря на сильную близорукость, он с началом вторжения Наполеона в Россию считал себя обязанным выполнить свой воинский долг перед Отечеством. Вяземский добровольцем вступил в армию, геройски сражался под Бородино.

   Под ним убило одного коня, перебило ногу другому.  Вяземский, рискуя своей жизнью, вынес с поля боя тяжело раненного, истекающего кровью генерала, спас его от смерти. За этот подвиг он получил орден Святого Владимира 4-й степени. В армии этот орден высоко ценился, офицеры почитали его боевой наградой равной ордену Святого Георгия 4-й степени. Часто за участие в одном и том же героическом бою одни воины получали Георгия, другие - Владимира. Лев Толстого, создавая один из известнейших образов в русской литературе-Пьера Безухова в "Войне и мире", взял прообразом своего литературного героя Петра Вяземского. Об этом было широко известно современникам Вяземского, сам же он всегда скромно умалчивал о своих военных подвигах. Поведение подлинного аристократа и солдата.

     5. УХАБИСТЫЙ ПУТЬ ИЛИ ПРЕДАННОСТЬ ИДЕАЛАМ ЮНОСТИ? ВЯЗЕМСКИЙ: ОТ "ДЕКАБРИСТА БЕЗ ДЕКАБРЯ" ДО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО САНОВНИКА".

    Молодой Вяземский выступал за конституционную монархию, отмену крепостного права, гражданские права и свободы, но отказался от участия в тайных обществах декабристов". Его называют  "декабристом без декабря".  Причина отказа: Вяземский, воспитанный Карамзиным и много думавший об истории Отечества, сделал вывод навсегда определивший его политическую позицию: в России любое восстание выродится в кровавый и бессмысленный бунт. Он был сторонником постепенных реформ, но с ростом  радикализма в стране, для поколения выросшего на "Что делать" Чернышевского, он стал реакционером.   

    В 1831 Николай II присвоил ему придворный чин камергера, равный армейскому генерал-майору, но Вяземский не мог простить императору  казни декабристов и не посещал двор. В конце-концов Вяземский был вынужден поступить на государеву службу. Причина была банальная. Он остро нуждался в деньгахю Вяземский сам довёл себя "до жизни такой". Он,  как принято говорить в оправдание людей прошлого за их малосимпатичное для нас поведение, был человеком своего времени. Для российского помещика эпохи крепостного права это значило не знать цену деньгам, выжатых из крепостных рабов, и кутить. Достигнув совершенолетия, и вступив во владение огромным наследством, оставленным ему предками, Вяземский безалаберно спустил его в карточной игре и попойках.

   Поступление на государственную службу пошло Вяземскому на пользу. В непутёвом хлыще таились большие таланты,  поражающие нас своим разнообразием. В современной России высоко ценят его достижения в нескольких областях деятельности. Николай I по своему наказал остепенившегося фрондёра. Против желания Вяземского - гуманитария, ненавидевшего математику, император назначил его на службу в Министерство финансов. Несмотря на изначальную нерасположенность к работе, связанной с цифрами, Вяземский приложил к ней свой талант, трудолюбие и стал выдающимся профессиональным финансистом, заслуженно сделал большую служебную карьеру.

   В 1833-1846 годах, будучи де факто директором департамента внешней торговли Министерства финансов, он руководил всей внешней торговлей империи, но занимался не только торговыми отношениями с другими странами. Он так же, как отмечают историки российской разведки, "усиленно собирал и анализировал информацию из самых разных источников", определявшую политику России в отношении других стран. Его следующие посты управляющий Государственным заёмным банком (1846—1853), ведущим кредитным учреждением страны, член совета при министре финансов (1853—1855). Бросатся в глаза, что в руководстве внешней торговлей и в деятельности разведчика Вяземский шёл по стопам  своего прославленного предка Петра Шафирова, возглавлявшего внешнюю торговлю и разведку Российской империи.

   Новый поворот в служебной деятельности Вяземского произошёл после вступления на престол Александра II. Новый император и его семья искренне уважали Вяземского и наслаждались его визитами во дворец.  Александр II назначил Вяземского на более близкую ему по душе службу заместителем министра просвещения (1856-1858). В наши дни в министерстве просвещения Российской Федерации  чтут память о его плодотворной деятельности на этом посту, гордятся тем, что он был их коллегой.

   Одновременно Вяземский возглавлял Главное управление цензуры, руководил подготовкой цензурной реформы в духе либеральных преобразований Александра II. Вяземский рос в чинах и должностях. Сенатор (1855-1866.) Тайный советник (1855) чин гражданской службы, равный армейскому генерал-лейтенанту. Обер-шенк (1866)- чин придворной службы, равный полному армейскому генералу. Член  высшего законосовещательного учреждения Российской империи Государственного совета (с 1866).

   Неоценима  его поддержка развитию отечественной исторической науки. Вяземский один из 12 сооснователей и  первый председатель Русского исторического общества (1866).      

      ПРИМЕЧАНИЯ.

    Более подробно о еврейских родах из которых произошли предки Петра Вяземского смотрите очерки Смбат Багратуни. "Шафировы, Алексей Толстой и еврейский клан в Москве". Проза. ру

      ИСТОЧНИКИ.

   Родословная Петра Вяземского.
Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Том II.  СПб., 1895. стр. 379-381, 442-443.
Петров П. Н. История родов русского дворянства: В 2 кн. / авт.-сост. . — Москва, 1991. Том  1, стр. 75-85, 103-108, 275-280.
   Литература об Андрее Вяземском.
http://www.marihistory.ru Вяземский Андрей Иванович;  https://www.prlib.ru/news/1161125
   Жизнь и деятельность Петра Вяземского.      
Широкова Е. "Петр Андреевич Вяземский", http://ptiburdukov.ru
https://24smi.org/celebrity/44135-petr-viazemskii.html
https://www.prlib.ru/history/619405;
Егоров О. Г. Дневники русских писателей XIX века: исследование, https://lit.wikireading.ru/20674
Шокина О. Ю. Музы наши сестры» (Пушкин и Вяземский). Pushkin Review / Пушкинский вестник. Том 6/7 (2003-2004), стр. 169-178.
"«Подвиг жизни» князя Вяземского", Русский мир.ru 14 мая 2020.
https://www.pravenc.ru/text/161149.html