(Начало: http://proza.ru/2023/07/07/1452 - Коллеги 1)
Постаревшая «графиня», углубленная во что-то свое: музыку, стихи, природу, ворошившая в памяти горести и дорогие потери, удивленно знакомилась с совершенно новым для нее.
Она рассматривала присланные ей снимки. Вот, Дамаск. И комментарий: «Шикарный город, особенно ночью, когда включается свет в домах на горе. Эти огоньки завораживают, но не изобрели еще такой объектив, который бы передал то, что видят глаза. Там же – самый старый рынок мира».
- Коллонада Апамеи - величественные снимки на берегу сирийской реки Оронт на севере страны.
- Аэропорт рядом с Пальмирой.
- А вот Алеппо и цитадель, которой от 2500 лет.
- Дадиванк в Нагорном Карабахе - монастырь XII—XIII веков, один из крупнейших монастырских комплексов средневековой Армении.
- Космодромы Байконур и Плесецк. Ночной запуск «Союза». «Сармат».
- Экспедиция на Северный полюс, высадка на льдину полярной экспедиции.
Ко всем фотографиям и видео – пояснения, краткие экскурсы.
- Париж в 2015 году. Я вырвался один, - читала она, - в Нотр-Дам. Походил и, найдя особое место, застыл часа на три. Меня приняли за своего, выдали партитуру для вечерней службы. А китайцев прогнали, чтоб они не мешали. Я, видимо, на француза похож, часто дорогу спрашивали прохожие.
Еще зимой, получила «графиня» весточку от того самого телеоператора, с которым когда-то они вместе создали документальный фильм про оленей.
- Сколько всего было, океан съемок, а я помню и «шурпу», и оленей и тот дождь. Кстати, «нашего» недостроя больше нет, там что-то возвели, недавно наведывался в те края. Как вступил я на стезю телеоператора, так и не изменяю ей. Уже очень давно в Москве, работал на Первом канале, теперь на другом. Мотаюсь по командировкам, горячим точкам. Дороги, дороги…
Она изменила своим правилам. Раньше, уже много лет, телевизор был у нее под запретом. Все происходящее узнавалось из текстовых сообщений на компьютере. Но теперь - новостной канал, где после того или иного сюжета звучала его фамилия, старалась не пропускать.
Прочитала и интервью в газете на всю полосу, о его первом посещении Луганска в 2014:
- «…только что ты показал мне страшные кадры… Увы, в последние месяцы такая картина не редкость. Но одно дело – смотреть подобное видео по телевизору или в Интернете, и совершенно другое – самому все это снимать. Ведь ты сам, по сути, стал участником тех событий…
- …в июле месяце поехали на улицу Добролюбова в Луганске, там уже работали МЧС, помогали жителям во дворах завалы разбирать. Мы все это сняли, и отошли, а через минуту прилетела мина буквально на то место, где я стоял. Я успел отойти на 20 метров…
- …в последние несколько дней мы уже сами из подвала не выходили. Поднимались во двор. А как слышали, что летит снаряд и бахает, снова спускались. И так через 10—15 минут. А потом электроэнергия закончилась, рабочие не могли доехать до места аварии и починить подстанцию…. Сидели в подвале, связи не было, провода давно не работали, но был Интернет, благодаря ему можно было держать связь с Москвой. Сидели в подвале с коллегами – «Лайф-ньюз», РЕН, «Вести».
- Все жили в одной гостинице, поэтому, были вместе. Делились друг с другом. Когда уже прошли третьи сутки нашего сидения в подвале, вопрос - что делать еще не был решен. Выйти ты не можешь, но я все-таки еще подымался наверх, в номер, там можно было перегоняться в Москву, там аппаратура осталась, вещи были собраны. Хотя установка нашего руководства была такая: как что-то опасное начинается, берете только самое ценное и уходите. Ну, я же не могу бросить все, даже если я за это не отвечаю, я не могу это бросить. Поэтому брали все – и аппарат для перегона через Интернет, и штативы, провода, удочки, звуковую аппаратуру – что делать? И поэтому еще поднимался, когда света не было. И в это время в 20 метрах начался обстрел, и мины рвались рядом с гостиницей. Тогда я еще успел подняться наверх, но собирал вещи, уже ползая по номеру. Потому что, как нас предупредили наши же коллеги, если вставать в полный рост, из соседнего дома по окнам тут же бьет снайпер. Все по гостинице передвигались ползком. Они прекрасно знали, что в этой гостинице живут российские журналисты!
- И они четко по вам стреляли?
- Да, вообще была установка: российскую прессу в плен не брать, на месте уничтожать. Это я точно знаю. Нас бы оставили в номерах гостиницы, пришли, расстреляли и ушли…»
***
А письма шли регулярно, каждый день случалось что-то новое, чем он делился с бывшей коллегой.
То съемки в пансионе благородных девиц, то сюжет о клонированной корове, родившей теленка, то интервью с Никитой Высоцким, то похороны Инны Чуриковой, но чаще – первые лица государства.
А еще музыка, много хорошей музыки, которую она с удовольствием слушала, перенеся многое в свою фонотеку.
Прекрасное чувство юмора разбавляло серьезные «разговоры».
- У меня сломался правый поворотник, - писал он. И пояснял – плечо и шея – это профессиональная болезнь операторов.
- Почему сын сравнил меня с Брежневым? – спрашивала она.
- Ты написала «Малую землю»! – парировал он.
На присланные «графиней» стихи, следовали шутливые «разборы».
- Что ж, неплохо для начала, - отметил редактор. Тема праздного времяпрепровождения псевдоинтеллигенции интересна нашему читателю. Но, безусловно, текст надо доработать, потому что не видно увядающего настроя на уходящий февраль, не чувствуется приближение марта, а без этого печатать нельзя.
- как же мне повезло с «редактором», - отвечала «графиня».
А еще их сближала привязанность к котам. Своего Люцифера он нашел, точнее, кот нашел его. Сколько фото и видео было посвящено Лютию. Общались они на равных. Хозяин разговаривал с любимцем, тот моргал в ответ, - серьезные мужские беседы.
Так минула зима, промелькнула весна, на исходе которой ему опять выпало уехать.
(Окончание: http://proza.ru/2023/07/11/146 )