Дела давно минувших дней Глава 13 Паломники

Ефим Шейнис
Глава 13
Паломники

Когда Светозар постучался в двери княжеского имения в Вышеграде, Малуша приветливо обняла племянника, но, увидев, что в дом вносят знаменитый сундук ее отца, поняла, что случилось непоправимое.
– Что-то с отцом? – не сдерживая слез, спросила она.
– Дедушки уже нет.
– Как он умер?
– Умер легко. Я был в Киеве. Лада рассказывала. Он снял с шеи ключ от сундука и поручил Ладе отдать его мне. Потом попросил принести воды. Когда она принесла воду, его душа уже отлетела на небо. Деда похоронили по христианскому обычаю. За домом будет присматривать Лада, а я хотел бы пока пожить у тебя, он перед смертью завещал мне свою рукопись и просил, чтобы я ее продолжил. Не выгонишь?
– Что ты, живи здесь, сколько захочешь, места достаточно. Завтра мы съездим в Киев, поставим в Десятинной церкви свечки и помолимся в память об усопшем. Добрыня еще не знает? Я ему напишу в Новгород. У отца была нелегкая жизнь, но он прожил не зря.
– Тетя Малуша, я смогу посмотреть библиотеку княгини Ольги? Мне нужны новые источники для работы над рукописью.
– Конечно, сможешь. Я попрошу помочь тебе настоятеля Десятинной церкви Анастаса Корсунянина. Ты что-нибудь слышал о нем?
– Нет.
– Он отличился, когда князь Владимир осадил Корсунь. Жители Корсуня были достаточно обеспечены едой и не сдавались. Тогда Анастас подсказал Владимиру идею: перекрыть трубы, по которым от колодцев шла в город вода. Оставшись без воды, корсунцы сдались, а Владимир назначил Анастаса своим духовником. Это очень образованный грек, он будет тебе крайне полезен. А сейчас я велю подготовить для тебя комнату и затопить баню.
Малуша немного постарела, но, видимо, вполне освоилась с ролью матери князя Владимира и бабушки его детей. Дворовые и многочисленная челядь низко кланялись бывшей ключнице и спешили быстро выполнить ее приказы. Их почтительное обращение распространилось и на княжича Светозара. Вскоре он помылся в бане, поел и отправился в выделенную ему комнату, где через окно видел, как играют в саду в салки Малушины внуки: княжичи Всеволод, Судислав, Борис и Глеб. 
Десятинную церковь Светозар уже видел во время приезда в Киев, но внутри не был. Она была очень красива. Мраморные стены украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. Они поставили свечки, а Малуша попросила Анастаса оказывать помощь Светозару в продолжение рукописи, начатой князем Малом.
– Где ты остановился? – спросил Анастас.
– В Вышеграде у тети Малуши.
– Ты – христианин?
– Да.
– Где ты хранишь дедову рукопись?
– В его сундуке.
– Время сейчас неспокойное, я поручил выкопать под церковью шахту тайник, в нем можно будет спрятать твой сундук с рукописью в случае нападения печенегов или хазаров. Хочешь, я тебе выделю вот эту келью? Ты сможешь писать здесь. А я буду тебе помогать.
– Спасибо, не надо, здесь даже не поместится дедов сундук! А у тети большая комната.
– Что ж, вольному – воля, я думал, мы будем писать вместе, тогда приезжай, когда захочешь.
Уходя из церкви, Светозар столкнулся с группой паломников.
На них были туники, плащи с башлыками и широкополые шляпы с паломническими значками, а ноги были обуты в кожаные сандалии с ремешками и кожаные чулки. У каждого была фляжка с водой, посох и котомка со своими вещами.
Паломничество русских людей в Святую землю начались сразу после принятия христианства на Руси, а главные маршруты паломничества пролегали в Иерусалим и на Афон. Это был поиск ответов на свои вопросы, проверка собственной выносливости и готовность отрешиться от повседневной рутины. Самыми удобными были водные пути, кто имел возможность, покупал лошадь или осла, а часть людей просто шли пешком.
Неожиданно, среди паломников Светозар узнал Антония.
Он хорошо помнит этого мальчика. Они познакомились в Любече на берегу Днепра. Оба сидели с удочками, только для Светозара это было скорее развлечение, а для Антония – помощь семье в пропитании. Поэтому всю рыбу, что поймал Светозар, он отдавал Антонию. Он помог ему отнести рыбу домой и тогда у него появились к деду вопросы: почему мы едим три раза в день, а соседский мальчик только два; почему наш дом крыт берестой, а соседский – соломой; почему у нас вечером горит лампада, а у них – лучина? Антоний оказался интересным собеседником. Он показал тогда Светозару пещеру, где размышлял о жизни, обращался за советами к Богу и мечтал об Афоне – горе в Греции, с монастырями, где он хочет побывать. Похоже, его мечта сбудется, подумал Светозар.
– Антоний!
– Светозар!
Друзья детства обнялись.
– Ты так и решил отправиться на Афон?
– Так и решил. Родители были против, мать меня заперла в горнице, но я вылез через окно. Ты знаешь, я с малых лет по¬чув¬ство¬вал вле¬че¬ние к выс¬шей ду¬хов¬ной жиз¬ни и по вну¬ше¬нию свы¬ше ре¬шил¬ся ид¬ти на Афон. А чем занят ты?
– Недавно похоронил деда Мала. Он завещал мне продолжить работу над его рукописью об истории Руси.
– Это тоже важно. Твоего деда я помню. Он много сделал для Любеча. Царство ему небесное. Когда я вернусь, возможно, тебе помогу. Где тебя найти?
– У тети Малуши в Вышгороде. Антоний, у меня есть немного денег, возьми, они тебе в дороге пригодятся.
– Спасибо! Близится зима, надо купить теплую одежду.
Светозар проводил паломников на берег Днепра, где их ждала лодка, и друзья тепло распрощались.
По дороге домой Светозар решил, что будет продолжать работу над рукописью после того, как познакомится с тем, что уже успел написать дед. Дома он снял с шеи заветный ключ, открыл дедов сундук, достал рукопись и углубился в чтение.