Случай на прииске. Кресты 3 продолжение

Владимир Араба
Вскоре, спустя две недели после отвлечения от работ на прииске, Акакию Тимофеевичу разрешено было следователем по делу об убийствах и загадочным исчезновениям людей, вернуться к исполнению своих обязанностей в соответствии с договором с купеческим домом Игельдиных.

 Стали известны подробности  последнего разбирательства по погибшей и числившейся до сих пор в розыске группы воров и разбойников, коих возглавлял главарь Пиймай Рибка, совершавший набеги на купцов и их заготконторы промысла пушного зверя. Также были известны случаи нападений на бригады золотодобытчиков на речках. При грабежах применялось немалое насилие- в живых не оставляли никого, добычу забирали и делили по паям.

 Итак, путём сбора предметов- вещественных доказательств и информации по делу, был учтён факт разделения группы. Вторая её часть, возглавленная А. Гридневым, в количестве двадцати  человек ушла с места смертельного поражения группы их прежних товарищей и были обнаружены уже и их тела при полном вооружении и «богатстве» невдалеке от поселений рыбаков и охотников Усть-Кута.

 Основной версией по факту побоища было то, что казаки промышляющие разбоем не поделили награбленное, предположительно, в последний момент при дележе был сильно занижен «коэффициент трудового участия бригады», т.е главарь объявил пониженный пай для некоторых, скорее всего обвинив их в робости и малой пользе от них, соответственно повысил пай себе и приближённым товарищам. Это, по версии, вылилось в вооружённый конфликт, давно назревающий в их среде, и закончившийся  боем между Пиймай Рибкою с сотоварищами и восставшими против них за нарушения главарём правил дележа добычи. Гриднев, у которого на стороне оказалось большинство и соответственно сила. По этой причине, напав неожиданно, большинством на меньшинство-  одержал победу в сражении.
 Основным аргументом в пользу этой версии оказалось в наличии среди поражённых людей из состава отделившейся группы- золотого песка у каждого казака, в то время как у казаков Пиймай Рибки его не было. 

 Но, по-прежнему оставались вопросы, на которые не было ответов:  Загадочная смерть Никиты Темникова; Показания свидетелей событий на прииске; Знание обстановки и мест происшествий Семёном Басыгысовым и его убеждённость в причинах всех происшествий- с виду и по составу их участников, казалось не имеющих друг к другу никакого отношения. Басыгысов был твёрдо уверен в том, что Никита Плугатырь был убит за хулу на Буреллаха и покушение на его образ- духовный статус – в виде рыбы имеющей голову и хвост, но не имеющей туловища. Казак Пиймай Рибка, также, во всеуслышание спорил о том, что если и есть такое позорище в реках земли Саха, то только он- байда, и способен отловить плута  Буреллаха и изжарить это чудище на огне костра, потому что успеху такой ловли способствует его кличка- второе имя.

 Всё сказанное Семёном вслух относительно причин гибели людей не было записано в протоколы следствия, однако войсковому атаману Анисимову сообщили все известные подробности и высказывания основных фигурантов. Так, к примеру, засекретили в деле всё, что было связано с группой Гриднева, а причина, вероятнее всего скрывалась в загадке тайны их истребления, т.е полное отсутствие следов присутствия противника, не говоря уже о том, почему отсутствуют тела погибших неизвестных людей-ли или зверей, которые должны были противостоять в битве казакам.
 Так было и в случае гибели Пиймай Рибки и его людей- губители остались в полной неизвестности. И конечно же, всё это вызывало сомнения в истинности официально выдвинутой версии.

 До заключения по делу о разбоях, в Ленске под арестом оставили Татчина, как бывшего ранее в деле с разбойниками и Семёна Басыгысова. Пришедший же на участок Акакий Тимофеевич в разговоре со старателями и их временным бригадиром Михаилом узнал такую новость…

-Мы все, три дня тому назад, видели чёрного шамана с лёгкостью переходившего Олёкму с левого её берега на правый: я избрал себе достойный сосуд- человека, и в нём я буду совершать жертвоприношения. Жертвы умилостивления уже выбраны Буреллахом для заклания- сказал дух и исчез.
- А ещё, он сказал, что это время жертвопришошения наступит когда закончатся работы на этом прииске по причине его полной отработки: сказал Михаил.
- Время завершения работ по плану- в следующем сезоне, и предполагаю то, что жертвы этих закланий находятся среди нас, здесь стоящих, если не обратимся за защитой к единому Богу Вседержителю всеми сердцами своими- завершил свою речь Михаил. Таким образом он выразил своё предположение и уверенность в отношении единственно возможного пути к избавлению от злой участи.

- Я видел Семёна Басыгысова, когда он производил шаманский обряд на прииске в один из первых дней моего начала работы, он использовал атрибуты на каких- то костях…, в любом случае- я точно уверен, что именно Басыгысов и есть тот «избранник» Буреллаха: сказал Акакий.
Окончаниеhttp://proza.ru/2023/07/14/718