Ч. 397 Взять на испуг!

Владимир Врубель
Предыдущая страница    http://proza.ru/2023/07/08/1171

Международная ситуация в 1863 году сложилась любопытная.
 
Россия поддерживала правительство Линкольна и освобождение рабов, что не мешало ей топить в крови восстание поляков.

Англия с одной стороны,  во имя гуманности и либерализма выступила в защиту поляков, а с другой, лишившись поставок сырья с американских хлопковых плантаций для своей текстильной промышленности,

– поддерживала в Америке конфедератов против Союза, тем самым препятствуя уничтожению рабства.

Франция выступала в защиту польского населения, поднявшего восстание за независимость, но сама осуществила интервенцию в Мексику, вела там войну с республиканцами.

Австрия, также поддерживавшая  польское национальное движение, подавляла  венгерское национальное движение.

Англия, Франция и Австрия, выступая в защиту польского народа, добивавшегося независимости, пугали российское правительство войной, но на самом деле никто воевать с Россией не собирался,

у всех хватало собственных проблем, чтобы ещё начинать войну за свободу Польши.

В нашей истории объясняется, что войну удалось предотвратить отправкой двух военно-морских эскадр в Америку, фактически весь флот, и оставив всё побережье Российской империи без защиты с моря.

Но как выяснилось, необъятные побережья империи оказались никому не нужны. Насколько была перепугана Англия, главный организатор потенциального союза против России, вероятными захватами её торговых судов российскими военными кораблями, сказать определённо не представляется возможным.

Без сомнения, в военном отношении русские эскадры никакой серьёзной угрозы для Англии не представляли.

Могли ли они  успешно нарушить британскую торговлю?
 
Практически весь переход из Балтики  в Нью-Йорк Атлантическая эскадра совершила под парусами в целях экономии угля и из опасения поломок машин, необходимых в случае сражения.

Все морские торговые и пассажирские перевозки осуществлялись, в основном, уже на пароходах, поэтому реально можно  было захватить только несколько парусников.

Качество постройки русских военных кораблей было таким, что они постоянно требовали ремонта.

В Нью-Йорке на всех кораблях после перехода через Атлантический океан шёл длительный ремонт. Но и потом без конца что-то ломалось и выходило из строя. Полагаться могли только на паруса.

Но и то не всегда: на клипере «Алмаз» пришлось менять мачты.

Позже, при плавании по различным портам, вышла из строя машина на фрегате «Александр Невский», на корвете «Варяг» сломался руль, не считая различных более мелких поломок.

На одного человека, капитана 2 ранга Александра Егоровича Кроуна, возложили снабжение углём, продовольствием и всем прочим двух эскадр на разных океанах и тысячемильных расстояниях.

Надеялись, что он всё это купит в США и наймёт для отправки пароходы. Так было, когда он, тогда ещё лейтенант, и капитан 1 ранга Пётр Васильевич Казакевич во время Крымской войны

под чужими именами и под прикрытием документов купцов первой гильдии организовали снабжение русских военно-морских и сухопутных сил в устье Амура.

Но спустя десять лет, масштаб закупок и поставок оказался несоизмеримо больше. Кроме того, американцы тогда не воевали, а в 1863 году вся их промышленность работала на обеспечение собственных армии и флота.

Проблемы возникли и с личным составом на эскадре. Дезертирство с кораблей приняло такой массовый характер, что Лесовский запретил увольнение на берег, хотя и понимал, что это далеко не лучший выход из положения, но иного он найти не смог.

По этому поводу Краббе написал Лесовскому: «…известие о побегах с эскадры крайне огорчило меня; впрочем, при настоящих обстоятельствах в Америке, вербовщикам при значительной сумме денег, выдаваемой вербуемым, нетрудно соблазнить несколько матросов,
 
и поэтому государь признал Ваши объяснения совершенно достаточными, чтобы не писать никаких других причин побегов.

Меры, принятые Вами к предотвращению этого на будущее, весьма разумны и Его Величеству  угодно было одобрить Ваши распоряжения о приостановлении увольнения людей на берег».

На кораблях было много больных матросов. Во время перехода в Нью-Йорк несколько человек умерли от цинги. По этому поводу управляющий Морским министерством 9 октября 1863 года писал Лесовскому:

«…появление цинги на фрегатах не должно Вас пугать, ибо это обстоятельство пока неотвратимо у нас по многим причинам, от нас не зависящим.

И, конечно, нужно отдать Вам полную справедливость за то, что Вы своими действиями и благоразумными распоряжениями ослабили её действие до крайних пределов».

Всех тяжелобольных по договорённости с американскими властями разместили в  госпиталях для иммигрантов, с ними оставили одного из  корабельных врачей. Больше всего пришлось заниматься врачам эскадры больными венерическими болезнями.
 
Это был старый бич русской армии и флота. Когда в Крымскую войну  оккупировали Дунайские княжества, армия ушла оттуда с больными сифилисом численностью в укомплектованную по полному штату пехотную дивизию.
 
Наверное, тогда и родился анекдот: поручик, отправляя солдата в увольнение, предупредил: «Вот тебе рубль. Смотри только,  чтоб девка была здоровая!» Когда тот вернулся, офицер поинтересовался: «Ну, что, здоровая была?» - «Здоровая, - ответил солдат, - еле рубль потом назад отнял».

В русском флоте случалось, что половина экипажа была больна сифилисом, о других венерических заболеваниях речь уже не шла. Корабельные врачи с облегчением вздохнули, только когда Лесовский запретил временно увольнять матросов на берег.

Вот что писал по этому поводу старший врач фрегата «Ослябя» Гринцевич: «…сообщение с берегом доставило в наш лазарет  большое число людей, заразившихся сифилисом.
 
Каждый почти день находили кого-либо с этой болезнью, пока, наконец, вследствие особенно важных причин, спуск команды на берег не был запрещён на эскадре.

Не имея возможности всех больных поместить в лазарете и замечая, что холод с каждым днём становится всё ощутительнее, я часть сифилитиков отправил с разрешения начальника эскадры в эмигрантский Ward‘s Island госпиталь.
 
И затем в конце октября 9 человек венерических и одного с водянкой живота в New York City hospital…. Держать на судне более 20 человек венерических было бы крайне затруднительным».

Зимой в корабельных помещениях царил холод. В лазарете поставили маленькую чугунную печку, благодаря которой поддерживали относительное тепло. Были печки в батарейной палубе, где спали матросы, и в кают-компании, но грели они плохо.

Из-за того, что люди постоянно находились на корабле, матросы стали заболевать цингой, которая поражала все экипажи. Лесовский был вынужден отменить свой запрет.

Когда я читал документы Американской экспедиции русского флота, пришёл к выводу, что в Атлантическом океане эта затея по нарушению британской морской торговли была нереальной, но выглядело со стороны всё очень эффектно.

То, о чём я написал, обычно умалчивается.

Когда мою статью об Американской экспедиции русского флота опубликовали в «Военно-историческом журнале» № 4 за 1977 год,

то в редакции изменили не только её название, но и убрали всё негативное, зато вставили цитату вечно живого Ильича.

Продолжение http://proza.ru/2023/07/15/811

На фотографии: С.С. Лесовский с командирами кораблей своей эскадры