КПВТ

Александр Анастасин
-Товарищ полковник!! Товарищ полковник!!! – запыхавшийся сержант, омоновец, никак не мог перевести дыхание, так как бежал в бронежилете и с автоматом, опасаясь, что я уже собираюсь ехать дальше на случайно подвернувшемся «такси» – БМП с одним только механиком-водителем.

А у него ко мне возник вопрос:

-Товарищ полковник, а нет у Вас кого-нибудь из военных, кто умеет обращаться с пушкой?

-С какой пушкой? – удивляюсь я.

-Нам БТР подкинули без экипажа, там только механик-водитель, но он не шарит в пушках.

Смотрю, и правда, у них в окопе стоит БТР-80.

-Там нет пушки, – поясняю я далекому от армии мвдэшнику, – там два пулемета.

-Оно большое какое-то, похоже на пушку, – оправдывается сержант.

-Эх, молодежь, молодежь! Ёперный театыр! Пулемет от пушки не отличают, – сокрушаюсь я.

Ну что ж, придется вспомнить молодость. С 1972 года, когда я впервые взял в руки этот пулемет, прошло уже почти тридцать лет.

На бронетранспортере установлены два пулемета – крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый (КПВТ) и, спаренный с ним, 7.62 – миллиметровый пулемет Калашникова танковый (ПКТ).

Обе эти машинки, горячо любимые мной, знаю до последнего винтика, так как многие-многие годы связан был с ними в круглосуточной боевой подготовке. Могу наощупь, не глядя, быстро разобрать и собрать эти пулеметы, устранить любую задержку. Про ПКТ ничего говорить не буду, пулемет простой и надежный, обучить обращению с ним любого мало-мальски соображающего студента можно быстро.

Другое дело КПВТ. Мало в наших Вооруженных силах знатоков, умеющих обращаться с этим пулеметом, а в МВД и подавно.

Пулемет Владимирова, калибра 14.5 миллиметров – самый мощный пулемет в мире. Ему просто нет равных в глобальном пулеметном семействе. Все, что мощнее его – это уже автоматические пушки.  Вот сержант и решил, что это пушка.

Можно, конечно, рассказать, как этот пулемет превращает в щебенку какой-нибудь огромный валун. Такие валуны попадались у нас на танковой директрисе в Германии. Откуда они взялись среди ровного песчаного полигона? Так и поверишь, что когда-то могучие ледники катили по континетам каменные глыбы, которые от этого стали почти круглыми, как бильярдные шары.

Так вот, пристреляв пулемет на 400 метров по мишеням, можно было проверить его бой на другие дальности – по валунам. КПВТ выколачивал из этих больших, выше человеческого роста, камней чудовищную порцию каменной крошки. Постепенно, за годы таких стрельб, многие камни превратились просто в кучку щебня.

Пулемет был сконструирован в 1944-м году и предназначался для установки на тяжелые танки, так называемые танки прорыва, сначала ИС разных модификаций, а в последующем – на Т-10.

Нам, курсантам Ульяновского гвардейского высшего танкового, дважды Краснознаменного, ордена Красной звезды училища имени В.И. Ленина, конечно, пришлось поняньчить эту «игрушку» с первых же дней обучения.

-На старт! Внимание! Марш! – командует полковник Лурих, преподаватель огневой подготовки, и мы, разделившись попарно на две соревнующиеся команды, бежим стометровку.

Бежать стометровку может каждый. Хотел бы я посмотреть, как  Усейн Болт побежит эту дистанцию с пулеметом в руках. А мы бежим, вывалив языки до асфальта. Пулемет тяжеленный, весит 52 килограмма. Поэтому тащим его вдвоем. Пробежав стометровку, выполняем, тоже вдвоем, как требует Наставление, норматив по разборке КПВТ.

После этого другая пара выполняет норматив по сборке пулемета и бежит стометровку в обратную сторону. Тут всё просто, кто первый, тот и победил.

После окончания училища попадаю в огромный 127-й учебный танковый полк на должность командира взвода БУБТ - батальона учебно-боевых танков, предназначенных для обучения молодых солдат танковому ремеслу.

Во взводе у меня на тот момент было 38 танков Т-10М разных модификаций. 38!!! Во взводе!!! Когда я через десять лет после этого командовал танковым батальоном, у меня был «всего» 31 танк.

Итак, на каждом танке установлен спаренный с пушкой КПВТ. Дополнительно, каждый третий танк, из расчета по одному на линейный взвод, оборудовался турелью с КПВТ в качестве зенитного пулемета. Таким образом, у меня во взводе было около пятидесяти крупнокалиберных пулеметов.

Ох, и повозились же мы с ними! Людей мало, танков много. Приходилось иногда таскать пулеметы не вдвоем, как это было в училище, а по пулемету «на нос», точнее, на спину. Бывало, топаем по грязище, каждый с пулеметом – я, командир взвода, прапорщик – старший механик-водитель-инструктор взвода и сержант – срочник.  Мало не показалось никому.

Вот такие воспоминания нахлынули на меня после вопроса омоновца.

-Ладно, пойдем, научу тебя, – говорю я сержанту, забираясь в бронетранспортер.

За час возни кое-как обучил омоновца обращению с оружием. Теперь он, думаю, справится сам. Парень толковый и физически крепкий. А силушка там нужна.

-Откуда Вы умеете? – спрашивает сержант, – Вы же полковник.

Многие почему-то тоже так думают – полковник прямо сразу родился полковником.

     2000