Трудные места Библии. Обет Иеффая

Виктор Тарасенко
     Недавно, на церковном разборе книге Судей мы рассматривали одиннадцатую главу, в которой встречается очень сложное – трудное место, касающееся обета Иеффая.
Так как изучение данного трудного места вызвало в нашей церкви горячее обсуждение, то рассудилось мне предложить и тебе дорогой читатель это, несомненно сложное и трудное место.
      Тот, кто регулярно читает Библию, понимает о чём мы говорим, тот же, кто не регулярно читает, но имеет некоторый интерес, прочитав это место, может «споткнутся» и даже разочароваться в этом герое веры. Так о чём я?
Прочитайте вначале самостоятельно всю одиннадцатую главу книги Судей и затем мы вместе попробуем разобрать это трудное место. Итак, ….
      Кто такой Иеффай? Тот, кто родился от Галаада (князя Израильского народа), но не в законном браке, и даже не от наложницы или рабыни (такие были времена и обычаи того времени), а от блудницы, то есть той, которая вела определённый аморальный образ жизни. Однако, как видно из межстрочья, воспитывался он всё же не в доме матери блудницы, а в доме отца князя, что после смерти отца привело его к изгнанию из отеческого дома, его сводными – родными по отцу братьями. Что ещё особенного было в жизни этого будущего героя веры?
      Видимо то, что его незаконное происхождение (рождённый от блудницы) постоянно вело к конфликтам и сформировало его характер храброго человека. Это как сталь, которую раскаляют для того, чтобы она приобрела крепость, так и трудные, перенесённые особенно в детстве, обстоятельства, формируют зачастую, особенный характер человека, способного преодолевать многие трудности в своей жизни.
       А трудностей у Иеффая было достаточно с детства. Фактически оставленный матерью (иначе как он оказался в доме отца Галаада), встречающий постоянно насмешки от братьев и других родственников, и народа. Скорее всего, горячо любимый отцом, но его потерявшим до того времени, когда бы тот дал ясные свои указания по отношению наследственных прав Иеффая. Испытавший гонение от братьев и изгнание из родного дома, вынужденный убежать в другую страну – местечко Тов, за Иорданскую сторону.
       Ставший фактически главарём разбойников, по крайней мере я так воспринимаю третий стих, в котором говорится о праздных людях, что собрались под его начало и выходили с ним. Куда выходили праздные люди? Люди, которые не любят и не хотят работать трудно и ежедневно, изо дня в день однообразно? Как сегодня, так и тогда, как правило это лихие люди, выходящие «на большую дорогу» для отнятия определённых ценностей у проходящих богатых купцов. Даже и сегодня таких удальцов достаточно, что уж говорить о тех древних временах!
      Тем не менее Иеффай был не просто разбойником, живущим для наживы, а человеком, чтящим обычаи своего Израильского народа, и верящим в Бога. Скорее всего он обижал не евреев, а представителей других – языческих народов.
      Времена были тяжкие, народы постоянно воевали друг с другом. Жизнь человеческая мало ценилась, и только физическое противостояние в войне, могло освободить народ от порабощения или рабства. Такие обстоятельства случились в то время. Народ аммонитян в очередной раз пошел на войну против Израильского народа. Кто читает книгу Судей видит цикличность таких нашествий врагов Израиля и знает причины этого. Если коротко, то, когда народ уклонялся от истинного почитания Бога, и начинал служить богам других народов: Ваалам и Астартам, то наказывался порабощением на года и даже десятилетия. Когда же они каялись и сокрушались перед Богом, и взывали к Нему о помощи, то Бог возбуждал в каком-нибудь муже, или даже женщине особый дух и через этого человека производил победу Израиля и благословение всего народа на долгие времена. Беда была в том, что когда народ Израильский начинал жить в богатстве и безопасности, то как правило забывал заветы Бога и Моисея и начинал служить различным божкам, окружающим его народам, что в очередной раз приводило к войне и порабощению.
      Так было и тогда, Аммонитяне пошли войной на Израиля, и по всей видимости в своей войне имели уже некоторый успех. Братья Иеффая, изгнавшие его из отеческого дома, по всей видимости не смогли, или не захотели возглавить (как подобает сынам князя) возглавить войско, и старейшины города (люди мудрые, но уже престарелые и не имеющие физических сил) отправились в местечко Тов к Иеффаю с просьбой стать вождём (т.е. князем) и выступить на войну с Аммонитянами. Фактически они восстанавливали его положение, как наследника князя Галаада, снимали все отговорки о его незаконном рождении и смирялись в том, чтобы он – сын блудницы управлял всем народом. А что вы хотите? Или смерть от Аммонитян, или смирение своей гордыни и тщеславия, которые были хороши и значимы в мирное время и которые не приносили никакой пользы в войне.
     Что же Иеффай? Он высказывает представителям Галаада все справедливые претензии и напоминает им о их поступке по его изгнанию, но не отказывает им в их нужде, однако уточняя, что их предложение о том, чтобы он был вождём всего народа, должно быть не только на время войны, но и потом в мирное время, если Бог через него даст всему народу победу.
     Очень мудрое и взвешенное решение и Иеффая и старейшин города!
     Затем, ка мы видим состоялось и публичное подтверждении полномочий Иеффая как вождя народа Израиля в Массифе с призывом во свидетели Господа. Это очень важное обстоятельство. По всему видно, что Иеффай, совершенно пока не зная исхода будущей войны, призывает Бога во свидетели завета между ним и народом, который в молодости его отверг, но теперь в беде нуждается в нём и просит его помощи. Здесь я вижу великодушие этого человека, и понимание своей зависимости от Бога. Иеффай понимает, что его храбрость не является залогом будущих побед (как думают старейшины и народ), а только союз с Богом Израиля и Его помощь могут даровать столь вожделенную победу. Однако, как видно, силы были явно неравны. Скорее всего врагов Израиля было в несколько раз больше, и Иеффай вначале пытался дипломатическим путём с помощью переговоров решить начавшуюся войну.
      Как повествует эта глава он дважды вступал через послов в переговоры с царём Аммонитским, призывая того к миру и отвергая территориальные претензии последнего. Как видно из речей Иеффая, он очень хорошо знал историю своего народа (вот что значит воспитание в доме отца – князя) и не желал отдавать не пяди земли той, что Бог позволил завоевать его предшественникам.
     Как мы видим, это не произвело на царя Аммонитского никакого вразумляющего действия, и он продолжил наступление на Израиля.
Что же Иеффай? Вдохновлённый Господом, и видя, что мирные переговоры зашли в тупик он проходит три предела Израиля собирая войско и готовясь к неизбежной войне.  Посмотрите пока ничего не ясно, враг попирает землю и продолжает своё наступление, но Иеффай, вдохновлённый Духом Господним готов к сражению и возглавляет войско, надеясь, впрочем, не на свои силы, или силы своего народа, а на помощь от Бога. Какой хороший пример всем нам, когда мы собираемся (пусть не на войну), но на какое-то важное дело. На кого или на что мы надеемся? На Бога или на свои силы?
     Но это всё предисловие к нашему трудному месту, которое мы с вами рассматриваем.

      Здесь порог, начало того, что приводит нас в трепет – это скоропостижное обещание – обет Иеффая принести Богу во всесожжение что выйдет из ворот его дома после победы, которую даст Бог. Зачем так произнёс этот муж? Разве Бог просил его об этом, или ставил какие –либо условия Своей помощи?! Нет!!!
     Но в своём горячем желании сразиться с врагами Израиля Иеффай готов отдать в жертву всё, конечно не думая о той цене, которую придётся «заплатить».
      Как видим Бог дал Иеффаю великую победу, его войско смогло захватить двадцать городов Аммонитян, и это поражение врагов было полным, так как мы читаем, что гордые Аммонитяне смирились (а как же иначе, после того как более многочисленная армия была наголову разгромлена).
      Понятно, что весть о столь великих и значимых победах шла в пределы земли Израиля перед Иеффаем и к его возвращению в родной город Массифу, люди ликовали – Бог дал векую победу и освобождение через вождя Иеффая.
      То, что вызвало восторг народа, привело к личной трагедии Иеффая – из его дома первой вышла его единственная дочь, а значит он обязан был принести её во всесожжение! Так, по крайней мере он обещал Богу до начала боевых действий, и несомненно помнил о своём обещании, потому что сразу разодрал верхнюю одежду свою, что на востоке всегда считалось выражением чрезмерного горя и смирения. И здесь вопрос, который вызвал в нашей церкви наиболее горячее обсуждение: так исполнил ли Иеффай свое обещание? Принёс ли он в жертву всесожжения свою единственную дочь?!!
     А как вы думаете? ...
     Надо сказать, что по решению этого вопроса нет однозначного толкования ни у отцов церкви, ни у различных толкователей Библии прошлого и настоящего. Одни убеждены в том, что Иеффай исполнил свой обет и принёс в жертву всесожжения всю единственную дочь (как бы дико для нас это не звучало). Другие, не менее авторитетные богословы уверены в том, что до буквального убийства и всесожжения своей дочери Иеффай не дошел, а только посвятил её служению Богу в скинии, не выдав её замуж и лишив её право стать матерью.
     И вот что было интересным в нашем обсуждении в церкви, которое на мой взгляд очень помогает нам принять это трудное место. Мы не пришли к одному мнению и у нас (как и у богословов) мнения разделились.
     Ведь как трудно, практически не реально признать нам христианам точку зрения тех толкователей, которые уверены в смерти дочери во всесожжение Богу. Разве Бог Израиля требовал иди требует человеческих жертв?! Нет!!! И тысячи раз нет!!!
    Но с другой стороны, это не требование Бога, а необдуманный обет Иеффая, который он возможно и исполнил, иначе как понимать слова о том, что дочери Израиля ходили оплакивать дочь Иеффая?
    Что было и есть главным в этой непростой истории? Посмотрите, и Иеффай, и его дочь доверяют Богу полностью. А как мы читаем, Бог не есть Бог мёртвых, но живых.
    Конечно, Иеффай сокрушён, но он говорит, что страшный обет должен исполнить, а что его любимая дочь? Она также любит господа и ради слова Господу: обету своего отца готова умереть, прося только два месяца отсрочки исполнения этого рокового обета.
    Давайте поразмыслим и скажем о том, что всем нам надлежит умереть, ведь так?
    Что для нас важно после смерти?
    На самом деле для человека, даже если он и не думает об этом, важно то, где он будет проводить вечность!
    Дочь Иеффая, и здесь мы все были согласны будет с Богом, даже если ей пришлось умереть от руки отца. А что, в отношение всех тех, кто доживет до глубокой старости, но не поверит Богу и не примет искупительную жертву от греха крови Иисуса Христа?! Где будет он?
    А где будешь ты дорогой читатель? Пока ты здесь на земле, тебе нужно и необходимо решить вопрос вечности, ну конечно если ты об этом серьёзно думаешь.
    К сожалению многие люди думают только о земном. Увы, в вечности они будут не с Богом, я уже не говорю о мучениях, которые ожидают всех тех, кто не верит Богу!
    Да благословит вас Господь принять верное решение!
    Аминь!


ТВГ, г. Барнаул, июль 2023 г.