Путин против Запада Putin vs the West

Олег Хлобустов
   30 января 2023 г. состоялась европейская премьера документального
мини-сериала Би-би-си «Путин против Запада» (Putin vs the West).
   «Нарративистское», то есть манипулятивное назначение и содержание это интеллектуально-пропагандистского продукты сомнения не вызывают.
   Именно поэтому важно вспомнить, как же реально развивались мировые события накануне принятия решения о начале специальной военной операции в Украине.

   Важно подчеркнуть, что события ноября 2013 – февраля 2014 годов на Украине, завершившиеся государственным переворотом в соседней стра-не,
закономерно  привели к необходимости уточнения некоторых вопросов и аспектов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
         Так, в частности, пункт 17 Стратегии национальной безопасности Рос-сийской Федерации, утвержденной  Указом Президента Путина от 2 июля 2021 г.  № 400),  констатировал рост геополитической нестабильности и конфликтности, усиление межгосударственных противоречий, сопровождаемых возрастанием угроз применения военной силы, игнорирование общепризнанных норм и принципов международного права, ослабление и   разрушение международных правовых институтов, нарастание напряженности и обострение военно-политической обстановки вблизи государственной границы Российской Федерации.
        Со всей очевидностью об этом свидетельствует эскалация в 2014 – 2022 годах вооруженного конфликта  на территории Луганской и Донецкой областей Украины, приведшего к провозглашению Луганской и Донецкой народных республик.
         Представляется необходимым подчеркнуть, что анализ деятельности радикальных украинских националистов с 1930-х годов, со времени образо-вания Организации украинских националистов (ОУН), по настоящее время выявил парадоксальный факт: из  95 лет существования, на протяжении почти шестидесяти лет значительное место в их деятельности занимали тер-рор и терроризм.
          Первоначально, в 1930 – 1954, а затем в 1990 – 2013 годах, это был  политический антигосударственный терроризм. Первоначально направлен-ный против польского государства, затем, а с 1939 г.   –   против Украинской ССР [1]. Исключение в этой истории составляет  период 1954 – 1991 годов, когда террористическая деятельность радикально настроенных лиц и групп на территории Украинской ССР была полностью искоренена. (В качестве субъекта террористических действий мы рассматриваем радикально настроенные националистические нелегальные организации, группы и их участников). Исключение составляет  период 1954 – 1991 гг., когда террористическая деятельность радикально настроенных лиц и групп на территории Украинской ССР была полностью искоренена. А возрожденный с 1990 по 2014 г. политический террор радикальных националистических групп был направлен против властей новой «самостий-ной» Украины.
          В соответствии с принятой в настоящее время классификацией типов террористических действий [2], в 1930-е годы они являлись актами внутреннего антигосударственного терроризма. Внутренний, точнее – внутригосударственный, терроризм проявляется в пределах  одного государства в форме преступлений против личности, групповых убийств, массового уничтожения граждан, саботажа по всей стране.
        Сложнее обстоит дело с квалификацией действий украинских национа-листов 1941 – 1944 гг. С одной стороны, - они были направлены против их политических оппонентов, что является характерной чертой терроризма по-литического. С другой стороны,  - они отражали преданность националистов оккупационным властям,  и в этом качестве выступали как проявления государственного терроризма по отношению к собственному народу, подвергшемуся агрессии и оккупации со стороны сопредельного государства.
        Вследствие ослабления массово-политической и пропагандистской ра-боты ЦК КПСС и Коммунистической партии Украины (КПУ), с 1990 г. во Львовской области, традиционно являвшейся плацдармом ОУН, началось стремительное возрождение радикального украинского национализма.  Именно здесь возникли такие ультранационалистические структуры,  как «Народный рух Украины» (НРУ), «Варта руха» (ВР), Украинская национальная ассамблея (УНА) и Украинская национальная самооборона (УНСО), из которых вышли многие руководители государственного переворота ноября 2013 – февраля 2014 г. [3].
          Именно УНА – УНСО во время майдана заложили в декабре 2013 г. основу для появления «Правого сектора» (ПС). (17 ноября 2014 г. Верховный суд РФ признал ПС экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории России).
          И уже в 1990-е и последующие годы многие действия УНА – УНСО и аффилированных с ними организаций,  подпадали под понятие антигосударственного терроризма (включая поджог зданий управлений СБУ 19 февраля 2014 г. во Львове и Ровно).
          После государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г., украинский антигосударственный терроризм при поддержке СБУ начал стремительно трансформироваться в государственный терроризм. В марте указом и.о. президента Украины А.В. Турчинова была образована «национальная гвардия», в которую вступило немало членов выше названных радикальных националистических организаций. Именно эти подразделения начали террор и иные противоправные действия против жителей Луганской и Донецкой областей Украины, представляющие собой преступления против человечности. Заметим сразу, что многие из них с 2015 г. вынуждено фиксировались в докладах Специальной мониторинговой миссии (СММ) Организации по безопасности и сотруд-ничеству в Европе (ОБСЕ).
         Так завершилась трансформация террористических действий современных радикальных националистических организаций в политику  государственного терроризма киевских властей по отношению к собственному народу. А с 2022  г., после начала обстрелов сопредельных областей Российской Федерации со стороны вооруженных сил Украины (ВСУ), государственный терроризм киевских властей дополнительно приобрел квалифицирующие признаки международного терроризма.   
          При этом поясним, что под государственным терроризмом понимается форма отчуждения собственного населения внутри страны, подавление антиправовыми, силовыми способами и методами его воли противостоять тираническому режиму под угрозой преследований или физического уничтожения. Крайней формой государственного терроризма является геноцид.
          Международный терроризм представляет собой проявление тайной войны одного государства против другого. Иными словами - совершение террористических или диверсионных актов на территории другого государ-ства, или в отношении объектов этого государства на территории третьих стран [2].
          Союзниками же украинских националистов в разные годы выступал ряд государств – Германия в 1930 – 1944 гг., Великобритания и США в 1945 – 1960 гг., США, Великобритания и Европейский союз с 2014 г. – по настоящее время.
         Расширение и углубление угроз безопасности России происходило на фоне отказа целого ряда европейских государств от норм и принципов меж-дународного права и межгосударственных отношений. Так, в интервью, опубликованном 7 декабря 2022 г. в немецкой газете Die Zeit, бывший канц-лер ФРГ А. Меркель признала, что «Минское соглашение 2014 года было попыткой дать Украине время» (для довооружения и укрепления ВСУ) , и выразила сомнение, что в то время НАТО  могла бы оказать Киеву поддержку в том объеме, в котором она делает это теперь  [4].   
Президент России В.В. Путин назвал это заявление Меркель неожиданным и разочаровывающим: по его словам, он сам всегда исходил из того, что власти Германии ведут себя с Москвой искренне [5].
«Имитацией дипломатической активности» назвал в конце января 2023 года в интервью украинскому телеканалу «Рада» переговоры в нормандском формате и бывший британский премьер Борис Джонсон, что говорит о единой позиции Запада в противостоянии России и поддержке военных приготовлений и планов Украины [6].
         Предпочтение при проведении анализа сообщениям информационных агентств объясняется тем обстоятельством, что эти сообщения не только более оперативны, чем  традиционная пресса, но и тем, что, по мнению автора, они в меньшей мере подвержены редакционным искажениям.
          Как известно, признание Меркель позднее подтвердил и бывший президент Франции Ф. Олланд, заявивший, что Минские соглашения, заключенные руководителями Франции, Германии и Украины с ЛНР и ДНР при участии России «позволили Киеву нарастить военную мощь» [7]. В интервью журналу Der Spigel в феврале 2023 г. президент Украины В.А. Зеленский  уточнил, что сообщил Олланду и Меркель об отказе  соблюдать минские соглашения на саммите нормандского формата в Париже 9 декабря 2019 г.
         При этом Зеленский заявил, что, якобы, проинформировал также об этом В.В. Путина («Я сказал ему то же, что и двум другим») [5]. Однако это заявление Зеленского достаточно сомнительно, поскольку оно бы вызвало иную реакцию российской стороны.
          Таким образом, заявления Олланда, Меркель и Зеленского, а также последующие заявления О. Шольца и Э. Макрона, свидетельствуют о прямом соучастии Германии и Франции в подготовке Украины к нападению на непризнанные республики ЛНР,  ДНР и республику Крым в марте 2022 г.
Подчеркнем, что исполнение сторонами Минских соглашений 2015 г. должна была контролировать Специальная мониторинговая миссия (СММ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), действо-вавшая в Донбассе до 31 марта 2022 г.
Однако в адрес СММ неоднократно высказывались обвинения в необъективности, стремлении скрыть нарушения минских соглашений со стороны Киева и ВСУ, фактическое игнорирование воинских преступлений и актов геноцида в зоне ее ответственности. Помимо этого, власти ЛНР и ДНР обвиняли СММ в шпионаже в интересах Украины [8].
Таким образом,  как минимум с декабря 2019 г., участие в поощрении подготовки агрессии  Украины против непризнанных Луганской и Донецкой народных  республик принимали ОБСЕ, НАТО и Европейский союз, его органы. Об этом свидетельствуют, прежде всего, обязательства Германии и Франции перед указанными европейскими структурами и НАТО, а также целый ряд иных обстоятельств.
Представляется необходимым подробнее проанализировать участие НАТО и Евросоюза в подготовке  планировавшейся Киевом в марте 2022 года агрессии ВСУ против Донбасса и Крыма.
В интервью испанскому изданию ABC 30 мая 2022 г. генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг признал, что еще с осени предшествующего года альянс начал делиться разведывательной информацией по Украине [9]. А это было целесообразно только в случае согласия НАТО с планами ВСУ военным путем, в нарушении минских договоренностей, попытаться разрешить затянувшийся политический конфликт в свою пользу.
           Однако предоставление западными государствами, и прежде всего – США, разведывательной информации киевским властям не являлось секре-том для российских компетентных органов.
         «Еще с 2014-2015 годов (информация) предоставлялась и ГУРу – Главному управлению разведки Минобороны Украины, и СБУ (Службе безопасности Украины) через представителей американского советнического аппарата... Конечно, это наносит сейчас очень серьезный ущерб нашим действиям в ходе специальной военной операции», – заявил в интервью Радио Спутник ветеран СВР Лев Корольков [10].
          Если на пресс-конференции, посвященной итогам переговоров в рамках Совета НАТО – Россия   12 января 2022 г., Столтенберг заявлял, что «НАТО - это оборонительный альянс, мы никогда никого не принуждали вступать в нашу организацию. Идея о том, что в настоящий момент расширение НАТО - это акт агрессии, не является правдой. Расширение НАТО было и остается краеугольным камнем в распространении свободы и демократии в Европе» [11].
         То на пресс-конференции 13 февраля  следующего года Столтенберг уже признал, что «с 2014 года НАТО начала проводить самое значительное наращивание своих военных сил, поскольку война не началась в феврале прошлого года, она началась в 2014 году. И тогда же началась адаптация НАТО» [12].
          Подчеркнем и то важное обстоятельство, что, как заявила на Мюнхенской конференции по безопасности 18 февраля 2023 г. глава Европейской комиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен, «Европейский союз совместно с США начали разработку масштабных экономических санкций против России еще в декабре 2021 года», добавив, что при этом они «надеялись, что санкции применять не придется». Это признание подчеркивает осведомленность и ЕК об агрессивных намерениях и планах президента Украины и стремление оказать ему поддержку [13] .
          Следует отметить, что, исходя из добываемой  разведывательной ин-формации о военных приготовлениях и планах ВСУ, Россия предпринимала активные дипломатические усилия для предотвращения эскалации конфликта.
Чтобы успокоить обоснованные подозрения о соучастии «коллективного Запада» в поощрении агрессии Украины  и дезинформировать российское руководство, 8 декабря 2021 г. президент США Джо Байден заявил о необходимости проведения встречи  Совета НАТО – Россия (не собиравшегося уже семь лет, с момента вхождения Крыма в состав Российской Федерации), «чтобы обсудить обеспокоенность Москвы по поводу расширения альянса и выработать меры для снижения напряжения на его восточном фланге».
В этой связи российский МИД 15 декабря передал  США и НАТО, а через два дня опубликовал, подготовленные им  проекты договоров  о взаимных гарантиях безопасности, которые должны были стать предметом предстоящего заседания Совета Россия – НАТО [14]. 
          В этой связи крайне странным выглядит тот факт, что американский госдеп просил МИД сохранить в тайне собственный ответ на российские мирные инициативы [15].
Россия настаивала на рассмотрении на переговорах с США и НАТО  в январе 2022 г., проходивших в Брюсселе и Вашингтоне, исключения приема Украины в НАТО, прекращения приближения военной инфраструктуры блока к границам России и предоставления четких гарантий безопасности.
Последовавший отказ США и НАТО даже обсуждать предложенную Россией повестку, еще раз свидетельствует о решении «коллективного Запа-да» поддержать не только интенсификацию гражданской войны на Украине, но и планировавшуюся агрессию Киева против республик Донбасса и Крыма.
Борис Джонсон припоминал, что в телефоном разговоре с Путиным 2 февраля 2022 г. он предупредил о «неминуемости приближения НАТО» к границам России.
В ответ президентом России была отмечена неготовность НАТО адек-ватно реагировать на обоснованные российские озабоченности, прикрываясь  ссылками на так называемую «политику открытых дверей альянса», противоречащую основополагающему принципу неделимости безопасности. Также внимание собеседника было обращено на хронический саботаж Киевом минских договорённостей [16].
            Отметим еще одно чрезвычайно  важное обстоятельство, разоблачавшее словесную эквилибристику НАТО. За шесть дней до начала специальной военной операции на Украине, 18 февраля 2022 г., германский журнал Der Spiegel сообщил, что в Национальном архиве Великобритании был обнаружен документ 1991 г.,  который подтверждал отказ НАТО от расширения на Восток. Из него следует, что представители США, Великобритании, Франции и  ФРГ при  обсуждении вопроса о безопасности государств Восточной Европы на совещании в Бонне 6 марта 1991 г. признали, что членство этих стран в НАТО "неприемлемо".
           В документе также отмечается, что в ходе переговоров ФРГ, ГДР, США, СССР, Великобритании и Франции представители Запада дали ясно понять, что НАТО не будет расширяться, и альянс не может предложить членство в нем Польше и другим странам Восточной Европы.
           Таким образом, подчеркивала статья в Spigel, были опровергнуты слова генсека НАТО Й. Столтенберга, что Североатлантический альянс "никогда не обещал не расширяться".
            Spigel также цитировал слова В.В. Путина на пресс-конференции в декабре 2021 г.: - «Мы четко и ясно дали понять - дальнейшее движение НАТО на Восток неприемлемо. Но чего здесь непонятного? Мы, что ли, пришли к границам США или границам Великобритании? - обратил внима-ние Путин. - К нам пришли, на пороге нашего дома находятся. Разве это избыточное требование, не ставить никаких ударных систем у нашего дома? … Результат обмана - пять волн расширения НАТО… Вы требуете от меня каких-то гарантий, - обратился он скорее не к журналистке, а к западным властям. - Нет, это вы должны нам дать гарантии, вы - и немедленно, сейчас, а не забалтывать это десятилетиями» [17].
21 февраля 2022 года Россия официально признала самопровозглашенные Донецкую и Луганскую народные республики «независимыми государствами», подписав с ними договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.  Оба договора на следующий день были одобрены Федеральным и собранием и ратифицированы федеральными законами (№ 15-ФЗ и  № 16-ФЗ).
          Учитывая ставшие известными планы атаки ВСУ на Крым и Донбасс 8 марта 2022 г. [18],  и нежелание киевских властей признать реальность, образованную подписанием и ратификацией  ранее названных договоров, было принято решение о проведении специальной военной операции, целью которой являлась «защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации» [19].
          Исходя из анализа действий украинских властей представляется воз-можным сделать следующие выводы.
Политика Украины после февраля 2014 года заимствовала многие
положения из теории, идеологии и политической практики германского на-ционал-социализма.
 Власти, как отдельных европейских государств, так и таких европейс-
ких межгосударственных структур, как  Европейский союз, Европейский со-вет, ОБСЕ и НАТО, на протяжении более чем девяти лет игнорировали не только многочисленные факты  нарушений в Украине прав человека, пресловутых «европейских стандартов», но и военные преступления и преступления против человечности, чинившиеся ВСУ и националистическими вооруженными формированиями против населения юго-востока Украины.
         Победоносное завершение СВО Россией, по сути дела, поставит перед Европой проблему реформирования и трансформации   не только европей-ских, но и мировых межгосударственных и политических институтов – от блока НАТО до Организации по безопасности  и сотрудничеству в Европе, ООН и других.
         Приоритетной задачей для Российской Федерации после завершения СВО,  наряду с обеспечением мирной жизни населения новых субъектов  федерации, по-видимому, станет также организация совместно с некоторыми иностранными государствами и международными организациями трибунала для расследования военных преступлений и преступлений против человечности, вершившихся по приказам киевских властей, в том числе и наемниками из иностранных государств, воевавших на стороне ВСУ. 
          Значительный объем работы, как по подготовки материалов для подобного трибунала, так и для розыска и привлечения к ответственности виновных и подозреваемых лиц, уже проделан и совершается подразделениями Следственного комитета Российской Федерации непосредственно на территории новых субъектов РФ, а также Белгородской, Курской, Брянской и Орловской областей.
         Другой приоритетной  задачей объективно станет создание нового многостороннего действенного механизма обеспечения безопасности и сотрудничества в Европе на основе соблюдения норм международного права и национальных интересов всех государств региона, по сути – создания новой «организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». Ныне «действующая»  ОБСЕ может на какое-то время сохраниться, но без участия России ее существование очень быстро потеряет смысл.
Насущными задачами российской юриспруденции и дипломатии также
станут разработка дополнений к ныне существующим  и новых межгосудар-ственных договоров и конвенции, не только в области гуманитарного, меж-дународного права, но и непосредственно практики и механизмов межгосу-дарственных отношений. А также комплексной модернизации всего корпуса европейских конвенций в плане их дальнейшей гуманизации и демократиза-ции.
         Понятно, что решение указанных выше задач требует как немалого времени, так и подготовленных кадров, обладающих достаточным уровнем подготовки и профессиональной квалификации.
   
1. Хлобустов О.М. За «самостийную соборную державу»: Террор и
коллаборация в арсенале украинских националистов. // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. М., 2020, № 4 (23),  194-224.
2. Махненко С.И., Сыпченко А.Н. Типология терроризма и характерис-
тика отдельных типов террористических актов. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: Научный журнал, Краснодар, ООО Наука и образование, 2019, № 8, СС. 54-59. //  (Дата обращения 03.04.2023).
3. См.: Крашенинникова В.Ю., Суржик Д.В. Украинский национализм
на службе Западу. М.: Кучково поле, 2023, CC.120-125. 
4. Меркель заявила, что минские соглашения были попыткой «дать
Украине время». // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16526199. (Дата обращения 03.04.2023).
5. Зеленский признался, что не собирался выполнять Минские
соглашения. // https://ria.ru/20230209/minsk-1850933734.html. (Дата обраще-ния 03.04.2023).
6. Джонсон признал имитацией прежние переговоры Запада по Украи-
не. // https://life.ru/p/1554577 (Дата обращения 12.03.2023).
7.          Экс-президент Франции Олланд заявил, что минские соглаше-
ния помогли Киеву подготовить армию. // https://inosmi.ru/20230325/olland-261676895.html. (Дата обращения 25.03.2023).    
8. ДНР обвинила в шпионаже нескольких сотрудников ОБСЕ. //
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14388839. (Дата обращения 15 апреля 2022); В ЛНР обвинили сотрудников ОБСЕ в работе на иностранные спецслужбы. // https://ria.ru/20230113/obse-1844718661.html. (Дата обращения 13 января 2023). 
9. Генсек НАТО заявил, что альянс еще осенью делился разведанными
по Украине. // https://ria.ru/20220530/ukraina-1791670756.html. (Дата обращения 30.05.2022).   
10. «Акт открытой войны». Почему США ограничили передачу развед-
данных Киеву? // https://radiosputnik.ria.ru/20220512/ssha-1788172806.html. (Дата обращения 03.04.2023).
11.      Генсек НАТО рассказал о разногласиях между РФ и альянсом по
Украине и евробезопасности. // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13407623. (Дата обращения 03.04.2023).
12. Столтенберг признал, что НАТО готовилась к конфликту на Украине с
2014 года. // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17038043. (Дата обращения 13.02.2023).
13. Глава ЕК заявила, что ЕС и США начали разрабатывать санкции про-
тив РФ в декабре 2021 года. // https://tass.ru/ekonomika/17083617.  (Дата обращения 25.03.2023).
14. Совет Россия — НАТО //
https://ria.ru/20220528/sovet-1790834240.html. (Дата обращения 25.04.2023).
15. США попросили Россию не публиковать ответ по гарантиям безо-
пасности. // https://ria.ru/20220122/otvet-1769015434.html. (Дата обращения 25.03.2023).
16. Телефонный разговор с Премьер-министром Великобритании  Бо-
рисом Джонсоном 2 февраля 2022 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/67702. (Дата обращения 18.12.2022).
17. Der Spiegel: Обнаружен документ 1991 года с обещаниями Запада
о нерасширении НАТО на восток. // (Дата обращения 19.11.2022).
          18. Украинские военные планировали атаку на Крым и Донбасс, заявил Пушилин. // https://ria.ru/20220306/pushilin-1776933537.html. (Дата обращения 06.03.2022).
         19. Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/67843. (Дата обращения 04.04.2023).