Россия , Рязанская земля – Родина моих предков . Проживали они в Рязанской губернии в деревне Волково на берегу реки Сухая Кобельша ( приток р. Ранова , приток р. Оки) . Уже в 10 веке все земли по берегам Оки были заселены славянами . В 16-17 веке данные об этой деревне упоминаются в писцовых книгах того времени . ( Старорязанский стан в составе Рязанского уезда ) .
В силу географических особенностей рязанское княжество было пограничным на юго-востоке , соседствуя с «диким полем» .Через его территорию пролегали маршруты набегов на Русь всевозможных кочевников . Рязанцам приходилось постоянно противостоять этому натиску . Здесь в середине пятнадцатого века сформировалась особая общность «вольных людей» , называвших себя казаками .
В деревне Волково проживали служилые землевладельцы – казаки . Стояли на страже русских земель от набегов кочевников , ордынцев . Казаки имели в собственности надел земли и освобождались от налогов и податей .
Барон Зигизмунд Герберштейн – дипломат священной Римской империи , писатель и историк так описывал свои наблюдения посетив Русь.
( 1486-1566 ), владел местным славянским диалектом . В Россию приезжал в 1517 г. и в 1526г. Свои наблюдения он изложил в труде « Записки о Московии « О Рязанщине - « Эта область плодоноснее всех прочих областей московских . Меду , рыбы, птиц , диких зверей там множество , а древесные плоды нежнее московских , народ самый смелый и воинственный … По обеим берегам реки Оки тянутся леса , которые изобилуют медом , белками , горностаем и куницами . Все поля , которые она орошает , очень плодоносны . Эта река славится множеством рыбы , которая предпочитается рыбе всех остальных рек Московии…»
В «Древней истории казачества « ( автор Савельев ) говорится , что казачьими городками тех лет были Епифань , Данков , Шацк , Пронск , Ряжск . Их населяли молодцы , умевшие хорошо обращаться с оружием и закаленные в частых стычках с татарскими воинами . Этот бесстрашный люд , охранял окраинные земли и сопровождал торговые речные суда по Дону , от Данкова до Азова . В летописях за 1444-й год сказано о стычках рязанских казаков с кочевниками - « много татар избиша и самого салтана Мустафу убиша» .
Но постепенно происходило расказачивание , упразднялись казачьи полки и сословие казаков переводили в государственные крестьяне .
В переписи населения 1859 года значится , что в деревне Волково Рязанской губернии Раненбургского уезда , 39 км от уездн. гор. проживали казаки , 10 домов , 34 мужчины , 28 женщин .
Но это было в далекие времена , сейчас можно говорить , что жители деревни были свободными землевладельцами , земля , на которой они жили была государственная и никаким помещикам не принадлежала . Но каждая семья имела свой надел земли , которую они обрабатывали . Земля была плодородной , весной во время половодья , река Ока и ее притоки заливали все прибрежные земли и после того , когда вода начинала сходить , местные жители шли на эти заливные луга и в низинах собирали корзинами рыбу .
По рассказам и воспоминаниям моей мамы Ереминой Натальи Федотовны , родившейся в 1915 году можно представить картину о жизни моих предков .
Были они людьми православными - верили в Бога и в нечистую силу , старались жить по-божески . Свято чтили семейные традиции , которые передавались от одного поколения другому . Уважали родителей , главой семьи был старший мужчина и его слово было непререкаемым. И пусть дворцов у них не было , но жили они в достатке , народ трудолюбивый , свою семью прокормить могли . С ранней весны до поздней осени работали в поле , в своем хозяйстве имели скотину и домашнюю птицу . И после сбора урожая излишки отвозили на продажу в Ряжск , но после постройки железной дороги стали возить в Троекурово . Можно предположить , что Федот познакомился с Миланией там. Дети обычно учились в соседнем селе , где была церковно -приходская школа . Ближайшая больница была в Раненбурге , медпункт был в деревне Дуровищино . Может потому , что медицинской помощи не было , родившиеся детишки порой умирали во младенчестве , так бывало и у моей бабушки Миланьи , но все же четверых детей они с Федотом вырастили – Евдокия , Андрей , Алексей и Наталья . По рассказам и воспоминаниям мамы я знаю , что Милания знала молитвы , которые нужно читать , чтобы больной поправился , это называлось заговором . И люди приходили и приезжали к ней за помощью , даже из других деревень и она всем помогала . После обряда заговора болезнь отступала .
Со слов Сергея – моего племянника , бабушка ему рассказывала , что Федот все время занимался лошадьми , а Миланья Николаевна была учительницей , эти сведения я не смогу ни подтвердить , ни опровергнуть . Знаю только , что она была грамотной и знала много различных молитв .Родилась она в семье крестьянина Николая Ильина в деревне Саликово села Архангельское в 1875 году , замуж вышла за Еремина Федота Ефимовича , родом из деревни Волково , которому на тот момент было тоже 18лет. Венчание проходило 19 января 1894 года в Космодамианской церкви села Ведное . Жили в любви и согласии , растили детишек , много трудились и жили в достатке . Судя по сохранившейся фотографии , начала 20 х годов , можно увидеть , что Федот и Миланья , а также сыновья Андрей и Алексей одеты по городскому . Федот в костюме , рубашка , галстук и в нагрудном кармане белый платочек , парни также в костюмах и белых рубашках , на бабушке длинная нить жемчужных бус , а на голове кружевная накидка .
Но пришли на русскую землю тяжелые времена , в столице царь- батюшка отрекся от престола , затем революционеры свергли временное правительство и взяли власть в свои руки . И мирная жизнь закончилась – началась гражданская война . Торговые отношения между городом и деревней разрушились и в городах начался голод . Новая власть посылала военизированные продотряды для закупки хлеба , но порой его попросту забирали , не оставляя даже на посев в будущем году . И вспыхнули крестьянские восстания , в девяти губерниях центральной России ., которые самым жестоким образом подавлялись , несогласных расстреливали . Повсеместно происходило раскулачивание , зажиточных крестьян . Возможно это коснулось и нашей семьи . По воспоминаниям мой мамы и соседа по деревне – дед сжег свой дом , и еще один эпизод того времени, мне рассказывала мама. Отец , из страха , что отберут коня , продал своего любимца , но вырученные деньги , стали меняться многократно , и в результате обесценились в сто раз. Вот таким образом у семьи не осталось ни денег , ни коня . Я ничего не знаю о судьбе нашего деда Федота , никто ничего мне рассказать не смог. К тому же , в это время началась борьба с религией , как высказался вождь коммунистов « Религия – это опиум для народа» и начались гонения на церковь , храмы закрывались или же попросту разрушались . И теперь трудно разыскать, документы того времени . Мои старшие двоюродные братья Юрий и Алексей и сестра Леля ничего не знают о судьбе деда , может он умер рано , но во время войны его уже не было .
Но к этому времени старшие дети Ереминых повзрослели – Евдокия вышла замуж за Сергеева Ивана и уехала из деревни с мужем в Москву , вместе они вырастили 8 детей. Анатолий , Николай ,Михаил , Виктор , Владимир , Александр , Евгений и дочь Нина .
Старший сын Алексей женился на Анне Романовне из села Петелино . Молодые так же переехали в Москву . Жили в бараке на Дмитровском шоссе д.1/8 комн. 17 . Жили дружно , растили детишек и к началу войны их было шестеро : Михаил 1923 г.р. , Василий 1926 г.р. ,Анатолий 1928 г.р. , Валентина 1933 г.р. , Виктор 1934 г.р. , Юрий 1940 г.р. Но 22 июня 1941 года войска фашистской Германии вторглись на нашу землю – началась Великая Отечественная война . Алексей был призван на военную службу , оставив дома шестерых детей и беременную жену ушел на фронт . Сохранилась фотография , на которой Алеша в военной форме , рядом с женой Анной Романовной (для домашних Нюша ) . У Алеши , спокойное выражение лица, такой молодой , красивый , а на лице Нюши – тревога , будто она чувствовала , что это их последнее фото вместе . Но в ноябре месяце 1941 года , когда враг был уже под Москвой , Алексей погиб . По словам очевидца - сослуживца и соседа по бараку : « во время немецкой танковой атаки Алексей не успел укрыться в окопе и погиб под гусеницами танка « . Но поскольку изъять документы бойца не было возможности , командиром была сделана запись « пропавший без вести « . Еще осенью , жена Анна Романовна с младшими ребятишками отправилась в деревню Волково , там же у нее в январе 1942 года родился младший сын – Алексей . В Москве остались старшие дети Михаил , он тоже немного позже 26 августа 1942 года отправился на фронт . А сын Василий в то время учился в ремесленном училище и всех учащихся эвакуировали на Урал в г. Свердловск .
Андрей Еремин полюбил молодую красавицу – певунью Екатерину , но она была замужем и у нее уже родились две девочки , но это его не остановило и он все же добился , чтобы она ушла от мужа - горбуна и развелась . Мама рассказывала , что она с подружками смотрели на свадьбу Андрея и Екатерины в окошко и любовались на Катеньку , она была в красивой красной атласной кофточке . Молодая семья переехала в Жилево Андрей устроился работать на железную дорогу , жили они в частном доме и прожили там всю свою жизнь в любви и согласии . У Кати в старости , было сильное плоскостопие и Андрей ее водил даже в туалет , а после ее смерти не прожил даже года , очень сильно тосковал.
Наташа – младшая дочь Ереминых .
По моему предположению , именно в двадцатые годы молодые семьи переехали в Москву. Наташа училась в школе в селе Ведное , Мама рассказала случай произошедший с ее одноклассницей из их же деревни , девочка получила двойку за невыученное стихотворение и когда они вернулась домой , мать ее выгнала со словами - иди учи и не возвращайся , пока не выучишь . Девочка ушла и очень долго не возвращалась . Мать забеспокоилась и побежала к соседям , думая , что дочь у них . Но ее нигде не было , вся деревня вышла на поиски девочки . На улице было очень холодно , мела метель , люди обошли все вокруг , и одна соседка обнаружила ее за домом , заплаканную , сидящей в сугробе с книжкой на коленях . Девочка заснула и замерзла насмерть , для всех это стало жестоким уроком . Когда Наташе исполнилось 15 лет , она в 1930 году, поехала к сестре Дуне в Москву , помогать ей , так как к этому времени у старшей сестры Евдокии уже было пятеро детей . Мама устроилась на работу в торгсин , куда люди несли продавать ценности, здесь она видела красивые вещи и мечтала , что у нее тоже обязательно будет меховая муфточка . Но после работы Наташенька шла мыть полы в школе , где работала ее сестра Дуня . Однажды , директор школы , взяла ее за руку , повела в свой кабинет и стала убеждать , что молодая девушка , окончившая школу , не должна мыть полы : « Сейчас в стране идет борьба с неграмотностью , я записала тебя на педагогические курсы и ты будешь работать учительницей или воспитательницей , нам сейчас очень не хватает образованных людей .» Но к сожалению , ничего не знаю , об ее жизни в этот период . Единственный эпизод из ее жизни она мне рассказала :»Торопилась домой , после работы и симпатичный парень ее догнал и стал с ней шутить , рассказывать веселые истории , всю дорогу до дома они весело смеялись и уже прощаясь парень позвал ее на танцы и Наташа согласилась . Парень ей сказал :»Наташа ,ты как переоденешься , сразу приходи на танцплощадку , я тебя буду там ждать.» Но зайдя домой она с грустью подумала , что она не пойдет ни на какие танцы , так как у нее это единственное платьице и переодеться в более красивое , она не сможет . В свой единственный выходной Наташа стирала свою одежду и Дуня , увидев это , кидала ей ворох детских вещей со словами» простирни заодно « . Вот такая юность была у моей мамы . Но мама любила читать книги , но времени на это почти не было , еще она любила ходить в театр Оперетты , но ей это тоже удавалось очень редко. В 1937 году она познакомилась с нашим отцом и они поженились. Однажды , отец прочитал мне лирический стишок , и я заподозрила , что он его сам сочинил и спросила его, но он, как обычно , смешливо произнес кхе-кхе и я поняла , что он ,в молодости , тоже влюблялся и даже пытался писать стихи . В феврале 1938 года у них родилась дочь , назвали ее Ольга , но дома мы все , ее звали таким милым именем – Лёля , в 1939 в декабре родился мой старший брат Валера , для домашних – Валерка .
Война .
Но мирная ,счастливая жизнь закончилась 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война , отца мобилизовали в первый же день , но он был в Москве до октября месяца , а потом их отправили в Иран через Каспийское море . Отец рассказывал , что много сослуживцев умирало от морской болезни . Но позже он все четыре года служил водителем и перевозил военные грузы и людей по фронтовым дорогам . Лишь в декабре 1945 года он вернулся домой , к семье . Про это время он не любил вспоминать , но один случай мне рассказал . Он был во дворе авто мастерской , неожиданно из-за леса вылетел немецкий самолет , на низкой высоте . Отец увидел лицо пилота , как вдруг автоматная очередь прочертила дорожку возле его ног . Самолет улетел , а отец стоял как вкопанный , он в этот момент осознал , что смерть , только что пролетела мимо . Я думаю , что это ангел-хранитель отвел смерть от него , чтобы мы - послевоенные дети , смогли появиться на свет .
После отъезда отца , мама с детьми - Лелей и Валерой уехали из Москвы вместе с тетей Нюшей (Анной Романовной) и его детьми в деревню Волково . Но и там тоже было не безопасно , линия фронта проходила поблизости , но немцы лишь один раз проехали по деревне , больше они их не видели. В июне 42 года у мамы родилась дочь Вера и четыре года они прожили там – три женщины и восемь малолетних ребятишек . По рассказам мамы было очень тяжело , голодно , варили суп из крапивы и лебеды . Работали по обмолоту зерна , но их родственник был в управлении и им вместо продуктов выдавал облигации , женщинам приходилось , украдкой часть обмолоченного зерна , засыпать в свои валенки . Уже после войны бригадир признался , что он это видел и понимая , что детишек нужно чем-то кормить , их не выдавал. И еще мама рассказывала , как к вечеру , когда начинало темнеть , женщины шли на колхозное картофельное поле , уже убранное , и руками перебирали мерзлую землю , чтобы отыскать оставшиеся мелкие картофелины . Боялись объезчика , так как их могли за это строго наказать и еще видели , как из леса за ними наблюдал волк , было очень страшно .
Из детских воспоминаний сестры и братьев , я могу представить их житье в деревне . К началу войны бабушке исполнилось 66 лет , и вот к ней приехали дочь , невестка и шесть маленьких внучат и уже в январе у Нюши родился сынок Алеша , названный в память о погибшем отце , а Наташа родила девочку Веру в июне того же года .
Леля : ( ей на тот момент было три года) : «мы приехали на поезде , вышли на станции и нас всех ребятишек посадили на телегу и долго везли до деревни И еще мы долго шли пешком и я все время капризничала . В доме была большая печь , на которой можно было разместиться сразу вчетвером , здесь я и спала . Мне всегда хотелось есть , через дорогу от нашего дома росла яблонька и я залезала на нее и ела зеленые , еще не зрелые маленькие яблочки . Однажды мама послала меня к соседям за козьем молоком . Мне дали кружку , но не полную , чтобы я не расплескала . Я очень осторожно шла , а молоко так вкусно пахло и мне очень хотелось его попробовать , но я не посмела этого сделать , ведь кружка и так была не полная . В нашей деревне жил Коля -дурачок ( так обычно в деревне величали умственно отсталого человека) , уже взрослый мужичок , он каждый день приходил к бабушке и она ему что-нибудь давала или кусок хлебушка или картофелину и он уходил .Однажды Леля его заметила в окошко и быстренько побежала к двери и закрыла ее на шеколду . Коля постучал , никто не слышит и он подошел к окошку и стал звать бабушку , она открыла ему дверь и опять ему что-то дала и еще мне сказала , что не нужно обижать убогого. Однажды мама решила , что я достаточно взрослая и дала мне в руки сестру Веру и сказала «Подержи « , я заныла , что не хочу ее держать , но в этот момент Вера обкакалась и всю меня перепачкала и маме пришлось мыть и ее и меня . После этого случая мне сестру не доверяли . Обедали мы все вместе за большим столом , на его середину ставилась большая миска с едой и мы все вместе ели из нее , а маленьких кормили женщины , держа их на коленях .
Юра и Алеша Еремины :
Бабушкин дом был из белых кирпичей , крытый соломой . Когда входишь в дом были сени , с одной стороны было помещение для животных , но в это время , там суетились только тощие курочки . А с другой стороны хранились какие-то хозяйственные принадлежности и дальше была дверь в большую комнату с двумя окошками . Пол в ней был земляной , гладко укатанный глиной , вдоль стен стояли лавки а посередине стоял большой стол . У одной стены была очень широкая лавка на ней спали взрослые . В красном углу висела икона с лампадкой . А по правую руку стояла большая печь , мы на ней спали . Однажды дети на ней баловались и старший брат Витя столкнул Алешу , он упал на пол и получил переломы . По рассказу своей мамы , бабушка заговорами его вылечила . Рядом с деревней была речка Сухая Кобельша , ребятишки бегали туда купаться , а женщины там стирали белье . Как то раз Нюша , взяла своего маленького сынишку Леньку и пошла на речку стирать белье , малыш в это время сидел рядышком и вдруг опрокинулся в воду , Нюша с ужасом увидела , как мальчишка уплывает по реке , она прыгнула и выловила его , и потом долго не могла успокоиться.
В конце сорок пятого года все вернулись в Москву , а бабушка осталась одна в деревне , лишь в 1952 году она покинула свой дом , переехала к дочери Наташе на Большую Переяславскую улицу . Но зимой 1953 года она скончалась . Я была слишком мала , чтобы понять боль утраты , но этот день запомнила . Я так обрадовалась , что отец , среди недели меня забирает из садика , и мне было непонятно , почему воспитательница смотрит на меня , таким сочувствующим взглядом . Дома я удивилась - отчего это бабушка спит на столе посередине комнаты. Я и сестра Люся играли с маленьким Алешкой и весело смеялись , и вдруг чей-то грозный голос произнес :» Уберите отсюда детей «. Сейчас глядя на фотографию прощания , вижу заплаканные глаза мамы и скорбные лица родственников , понимая , как им было горько осознать ,что такой замечательный , любимый человек покинул их , мне также становиться грустно. Бабушка пройдя через трудные испытания , которые выпали на ее долю , оставалась добрым , любящим человеком . А в чем она черпала силы , может быть в любви к своему родному краю , доставшейся ей от предков , в его бескрайних просторах , в небесном сиянии чистого неба , в пении птиц в лесной дубраве , в живой воде родников . Здесь дом родной , здесь душа дышит покоем . Вера , Надежда , Любовь помогли ей , до последних дней оставаться достойнейшем человеком . Сейчас я могу только помолиться за нее и сказать «Царствие небесное тебе милая моя бабушка ».