Светлой памяти Сергея Мельникова и всех...

Полковник Чечель
      СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ СЕРГЕЯ МЕЛЬНИКОВА, ТИМУРА АПАКИДЗЕ И ВСЕХ, КТО НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ ПОЛЁТА -

      Вместо ПРОЛОГА - Рецензия на «Услышать голоса весенних птиц. Часть 26» (Татьяна Немшанова)

      Да, Таня, очень сложный вопрос с поисками. Я бы, возможно, не шёл на самом бреющем, а выбрал какую-то оптимальную высоту полёта и  максимально использовал бы бинокли, если они есть. А вообще, не раз доводилось блудить в тайге, в том числе и с братом - геологом...

      Хотел найти один рассказ, как мы с братом заблудились на Кавказе, хотя сама задача была элементарна - перейти с сопки на сопку, которая возвышалась перед нами, но когда спустились в долину, (дело было в марте в районе санатория «Звёздный» - Чемитоквадже), там оказалось множество ручьёв, распадков, поваленных деревьев и прочего, что нам весь наш дальневосточный опыт не помог - пошли не туда, чем значительно удлинили себе маршрут. Что касается поисков, приведу пример:

      Я шёл на сверхзвуке над Чёрным морем, самолёт ТУ-22м3, высота 12100 метров, только перевалил через М - 1.0, и начал разгоняться, как прозвучала команда РП: "308-ой, три минуты назад вертолёт КА-27пс сел на вынужденную 4 км северо-западнее нп Парутино. Вам разворот на 180, со снижением до 6600 метров, далее, заход по схеме. На стоянке машина Главного инженера и он сам Вас ждёт, немедленно выехать на поиски...".

      В общем с ГИ Центра полковником ВМ.Варакутой (Михалычем) прибыли в заданный район, а там все поля окружены посадками деревьев. Указанную зону исколесили вдоль и поперёк, вертолёт как сквозь землю провалился. Часа через два настала ночь, и лишь тогда сквозь деревья увидели пламя большого костра. Это экипаж всё понял, нашёл в поле две старых покрышки от трактора, брошенных, их поджог, и только так мы на них вышли. Т.е. в поиске любом может быть столько "нюансов", что хрен их предусмотришь заранее.

       У нас вчера ночью был радостный момент - нашлась подруга, за которую мы с Ириной не на шутку начали волноваться. Она уже год живёт в Шотландии, а тут уже 1.5 месяца, (так нам показалось с перепугу), перестала отвечать на звонки, и только после Ириного "вопля" - СМС: "Надя, пришли одно слово - ты жива или нет?"

       Надежда позвонила в 2.30 ночи. Сначала извинилась за молчание: "У меня такая загрузка делами, что я только отмечаю: утро - вечер, утро - вечер: начала ходить на курсы кинематографии, зубрю английский, в школе скоро экзамены, продолжаю ходить в церковный хор, осваиваю маленькую гитару "укулеле", пенсию повысили до 1000 евро в месяц, (до этого была 200 евро в неделю), в общем, на жизнь вполне хватает, но я всё равно нашла себе подработку - шью платья и костюмы под заказ.

       Мне тут так нравится жить: люди очень приветливые, все улыбаются, старики с палочками или на костылях, когда встречаются, что-то друг другу рассказывают и хохочут. Жаль, что виза через два года закончится,  и надо будет уезжать. Жизнь на Украине в Николаеве вспоминаю как сон, как будто это было не со мной..." В общем, говорили с Надеждой около часа... И в конце разговора я поймал себя на  мысли, что нашу теперешнюю жизнь с Ириной в России ни на какую "Шотландию" не поменяю - потому мы на Родине - дома!!!

                http://proza.ru/2021/08/10/849

     А вчера вообще был какой-то "сумасшедший день". Я, отказавшись от гуляния, часов пять, не разгибаясь, писал рассказ про Сергея Мельникова (вчера у него было день рождение) - http://www.yandex.ru/video/preview/13039169131756340676

             
      и про Тимура Апакидзе, который погиб 17 июля 2001 года, но вчера я опус не дописал - слишком сложно писать о друзьях, когда они ушли. А утром, когда хотел продолжить, не нашёл его в черновиках...

       Причину не знаю, просто мистика какая-то... Не знаю, смогу ли найти опус или написать его по новой...   С теплом - ВВЧ.

                УРА – НАШЛАСЬ ПРОПАЖА
    
      Вчера,  7 июля, 64 года назад, родился будущий лётчик – испытатель Сергей Мельников.  Вот что написано о нём в Википедии: «Мельников, Сергей Николаевич,  Дата рождения 7 июля 1959
Место рождения Жуковский, Московская область, РСФСР, СССР
Дата смерти 5 сентября 2010 (51 год)
Место смерти Москва, Российская Федерация
Принадлежность СССР ;  Россия
Род войск ВВС
Годы службы 1977—1986
Звание Лейтенант / Майор
Награды и премии
Герой Российской Федерации
Орден Почёта
Holder of the honorary title of the Russian Federation.png

      В отставке лётчик-испытатель

Биография,  Ранние годы:  Родился 7 июля 1959 года в городе Жуковском Московской области. В 1977 году, через год после окончания средней школы, поступил в Ейское высшее военное училище лётчиков.

                Служба и работа

      Проходил службу в строевых частях ВВС в Гяндже (Азербайджан). С 1986 года — в запасе. В 1987 году окончил Школу лётчиков-испытателей. С 1987 года — на лётно-испытательной работе в ОКБ «Сухой».
       В 1989 году без отрыва от основной работы окончил Московский авиационный институт.
      Принимал непосредственно участие в испытаниях и доводках самолётов Су-17, Су-25, Су-27, Су-33. Участвовал в испытаниях и сдаче на вооружение самолётов палубного базирования Су-33 и Су-25УТГ.  С 1989 года на комплексе «НИТКА» (город Саки) участвовал в подготовке к посадкам на авианесущий корабль.

       Начиная с лета 1992 года, на Су-25УТГ подготовил большую группу лётчиков ВМС для базирования на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». За эту работу 7 марта 1995 года был удостоен звания Герой России с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 125).

      29 апреля 1999 года поднял в небо (в качестве второго лётчика) и затем провёл испытания Су-33УБ (Су-27КУБ). Совершил 200 посадок на палубу авианосца.
     С 2001 года — заместитель начальника лётной службы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ «Сухой».

       Смерть - Умер после продолжительной болезни 5 сентября 2010 года[2].   Похоронен на Быковском кладбище г. Жуковского.

      Семья: Отец, Николай Степанович — преподаватель Московского авиационного института, профессор, доктор технических наук, работал заместителем начальника ЛИИ им. М. М. Громова.   Мать, Валентина Ивановна — ведущий инженер по лётным испытаниям в Школе лётчиков-испытателей ЛИИ.   Дети: Дочь Лана 1986 г.р., Дочь Юлия 1996 г.р., Сын Тимур 2003 г.р.

    Мне довелось быть немного знакомым с Сергеем, поэтому я посчитал вправе о нём написать, тем более, это связано с непростым периодом моей жизни. Я уже писал, что во время службы в 15 одрап в гарнизоне Чкаловск, что под Калининградом, судьба меня с будущим Героем России, Тимуром Апакидзе, который тогда в чине капитана служил и летал на штурмовиках СУ-17м, в должности заместителя командира 846 омшап по лётной подготовке. Что меня тогда удивило, помню – все командиры эскадрилий были майорами, а Тимур – капитан. Я сначала подумал, может из «дико растущих, с «волосатой рукой», но как только его чуть узнал, понял, что это не так.

    Он практически всегда ходил с плановыми таблицами под мышкой, и уже тогда пользовался непререкаемым авторитетом среди лётного и технического состава. Нашему сближению способствовало фанатичное увлечение каратэ, которое продолжалось все 19 лет нашей дружбы. Я уже писал, что никогда не причислял себя к ближним друзьям Тимура, но из дальнего своего окружения он меня всегда выделял, в том числе, и накануне своего последнего полёта на СУ-33. Мы,  тогда 13 человек,  приглашённых с Украины лётчиков и техников из состава бывшего 33 Центра Морской авиации СССР, прилетели с остальной большой толпой попутного народа 16 июля 2001 года на аэродром Остров, (под Псковом), где в своё время мне довелось служить командиром полка, (12-го омрап), как и Апакидзе, вести в гарнизоне секцию каратэ – в общем, не передать радость, с какой я сошёл по трапу транспортного ИЛ-72.

     Встретили нас: Тимур, в чине генерала, и полковник Алексей Сердюк, бывший воспитанник нашего 12 омрап, а на тот момент,  исполнявший обязанности начальника Центра корабельной авиации России вместо находящегося в отпуске, генерала, Анатолия Бирюкова. Обнялись с Апакидзе, потом с Лёшей, и Тимур сказал Сердюку: «Генералов в профилакторий, на озеро, офицеров в гостиницу, а Васю возьмёшь к себе, вечером я заеду». Но заехать Тимуру, занятому обилием административных дел, не удалось,  а утром произошла трагедия – генерал Апакидзе погиб на авиашоу в честь 85-ой годовщины Морской авиации России. Об этом  тяжело писать, поэтому вернёмся к рассказу о Сергее Мельникове.

    Я его впервые увидел в конце 80-х или начале 90-х годов, когда в очередной раз прилетел на аэродром Саки (Новофёдоровка) – уже не помню, то ли в служебную командировку, то ли специально, чтобы повидать Тимура. Это была суббота. Зная, что Апакидзе на полётах, и вряд ли до вечера освободится, я решил целый провести на пляже. Так получилось от природы – мама часто в детстве называла меня «ящерица», т.к., когда жили у бабушки – мамы отца, в селе Владимировка на севере Николаевской области, (а батя служил тогда  в Германии), я часами бегал в одних трусах, под солнцем. В них же, кстати, ходил и в кино. А волосы выгорали так, что становились совсем белыми. В общем, привычка часами находится на солнце,       у меня зародилась с самого раннего детства, и когда солнышка долго нет, я по нему скучаю…

      В общем, вдоволь накупавшись в море, лежу слева от пирса, на горячем песке, у воды, млею. Над головой периодически проносятся СУ-27к, МИГ-29, СУ-25. Я понимаю, идут интенсивные полёты на «Нитке» - специальном тренажёре для отработки взлёта и посадки на авианосец «Тбилиси», который скоро начнёт проходить ходовые испытания в Чёрном море.   http://proza.ru/2011/04/21/1789
Где-то ближе к обеду я обратил внимание на шестерых мужиков в разношёрстной форме одежды:  кто в лётном комбезе, кто-то в шортах и майке, а один вообще в костюме, брюках и при галстуке,  видно, только приехал и не успел снять. Ребята расположились недалеко от меня, и по их жестикуляции я понял, что это лётчики, которые ещё недавно летали.

     Так я впервые увидел Виктора Георгиевича Пугачёва. Потом мы не раз пересекались, т.к. Тимур меня всегда селил не в гостинице на въезде в гарнизон, справа, а, в так называемом, «домике Командующего, где жили все испытатели и лётчики – инспекторы, кто прилетал из Москвы. В последствии удалось чуть-чуть пообщаться за рюмкой «чая» с Анатолием Квочуром, Владимиром Кандауровым, Виктором Россошанским – (ведущим впоследствии пилотажной группы «Украинские  Соколы»); полковником Николаем Едушем – инспектором из Москвы и рядом других лётчиков  – испытателей.

     А с Сергеем Мельниковым судьба меня свела за обедом в домике Командующего Морской авиации России, Владимира Григорьевича Дейнеки, в конце августа 1997 года. Тогда палубные лётчики РФ прилетели с Севера в Крым, чтобы потренироваться в полётах на «Нитке», а я специально прикатил на аэродром Саки, увидеть друга – Тимура Апакидзе. Когда приехал, случайно попал на полёты. После объятий, с подачи Тимура, Дейнека пригласил к себе в домик на обед. Там и оказались тогда Пугачёв, Мельников, и мы с Апакидзе. Я показал Командующему клип друга Константина Фролова на тему корабельной авиации.

     Владимиру Григорьевичу  клип и песня так понравились, что он тут же выделил мне машину и отправил в Симферополь с задачей, найти артиста, и независимо, хочет он того или «не хочет», привезти его на полёты. Я этот приказ выполнил, а Косте, прихватившему видеокамеру, удалось заснять вылет Дейнеки с Пугачёвым на СУ-27к, пилотаж Апакидзе с лётчиком на «спарке» СУ-25утг, юмор Сергея Мельникова: «Ну, вот, мы уже дошли в нашей армии, что майор командует генерал-майором»; прощальный ужин на следующий день в лётной столовой Сакского гарнизона и ещё ряд интересных моментов…

    А следующие встреча с Сергеем Мельниковым произошла уже через пять лет, на Троекуровском кладбище города Москвы, 17 июля 2002 года, через год после гибели Апакидзе, где ему открыли памятник со словами – «Умереть за любимое дело – это не трагедия…»  Сам Мельников пережил Тимура на 8 лет, причём с очень сложной судьбой.

     После 40 лет, на самом пике формы его, как испытателя, врачи обнаружили у Сергея рак. Но Мельников не был бы Мельниковым, если бы он сдался или пошёл по стандартному пути лечения. Он уезжает на Тибет, в монастырь, там полностью меняет образ жизни, проходит курс лечения и через 6 лет возвращается абсолютно здоровым. Врачи снова допускают его к полётам. Уже через месяц после такого перерыва он допущен к испытаниям ЛА наивысшей сложности.

    Но, увы, через несколько лет интенсивной испытательной работы болезнь вернулась, и в этот раз «чуда» не произошло. Сергей ушёл на Небеса в возрасте 51 год, но все, кому посчастливилось хоть немного соприкасаться с ним, подтвердят, что люди его плана проходят по жизни ярко, как звезда или комета, и то, каким он был, навсегда остаётся в памяти людей – тех, кто его знал. Таким же, кстати, был  и Герой России, Тимур Апакидзе…

                ЭПИЛОГ
       Александр Юрьевич Гарнаев, «Заслуженный лётчик – испытатель Российской Федерации» в своей книге «Аэроузел – 2» пишет так:

      «Его не стало через три с половиной месяца!

      При испытательном полёте тяжёлого вертолёта по запрограммированному в навигационном комплексе маршруту, в автоматическом режиме управления неожиданно и незаметно для экипажа заклинило управление. Вертолёт начал очень плавно, но затем со всё возрастающей вертикальной скоростью снижаться. И довольно много секунд экипаж, не вмешиваясь в управление, просто наблюдал за этим процессом, вполне логично «греша» лишь на неточное выдерживание заданного режима системой автоматического управления.

       Когда же терпение экипажа окончилось, автомат был отключен, и пилоты попытались вывести машину в горизонт – но органы управления оказались неподвижны! Борясь вдвоём до последнего с затягиванием машины в неуправляемое прогрессирующее снижение, лётчики даже погнули тяги заклинившего управления!

       Потом нашли объяснение: у прошедших ранее через восстановительные ремонты лопастей этого уже очень много налетавшего вертолёта, критическая скорость «упора по шарнирному моменту» была ниже обычного ограничения. Вот на неё-то, не превышая при этом установленного официально максимального ограничения по скорости, они и вышли! На преодоление этого упора не было достаточно не только усилий экипажа, но даже мощности всех гидроусилителей-бустеров системы управления...

      И напрасным предостережением показались потом слова Толи Квочура, которые он произнёс, увидев впервые те наши фотографии – курсантские и «десять лет спустя»:
– Вы таких сроков больше не назначайте. А то просто слишком мала вероятность опять собраться всем вместе.

      Да, он оказался трагически прав. Мы остались с Гудком вдвоём, и нам не помогло даже то, что срок до следующей встречи мы сократили вдвое...

      Уже позднее, перечитывая книгу Сент-Экзюпери «Земля Людей», совершенно неожиданно я наткнулся на слова, написанные в 1933 году и потрясающе точно отразившие те мои чувства в 1990-м:

       "...никто никогда не заменит погибшего. Ведь старых друзей не создашь себе сразу. Что может быть дороже сокровищницы стольких воспоминаний, стольких трудных часов, пережитых вместе, стольких размолвок и примирений, душевных порывов! Таких друзей не заведёшь снова. Ведь, сажая дуб, бесполезно мечтать, что вскоре укроешься под его тенью.

        Так идёт жизнь. В течение многих лет мы насаждаем деревья, обогащаемся, но приходят годы, когда время разрушает нашу работу и корчует лес. Один за другим оазисы дружбы лишают нас своей тени. И к нашему трауру отныне примешивается грустное сознание, что мы стареем".

      ... Словно и по сей день Хенк живёт во мне. Или, быть может, частица меня умерла в месте с ним!
                июнь 1990 г.