Беглый взгляд на фламенко и ирландские танцы

Маргарита Гуминенко
Некоторые музыкальные направления сыграли в моей жизни значительную роль. И хотя говорить о музыке вместо того, чтобы её играть, достаточно странно, я попробую рассказать словами, что это были за направления и чем они отличаются. Речь пойдёт о фламенко и ирландских мотивах танцевальных шоу Майкла Флетли.

Первыми в мою жизнь ворвались испанцы, со своей удивительной ритмикой. Фламенко - это страсть, сексуальная, безудержная, конфликт между мужчиной и женщиной. Только не воображайте себе драку между Рыжей Соней и Конаном. Поединок во фламенко - это поединок воль, сексуальных устремлений, желание обладать партнёром. Героиня физически слабее, но умеет пользоваться своим арсеналом, в котором гордость, презрение, насмешка, а если нужно - спрятанный в причёске кинжал. Герой силён, смел, решителен, жаждет возобладать, подчинить своей воле, но не грубой силой (хотя готов применить её в любой момент). Он хочет владеть не только телом, но и душой женщины, хочет её безраздельной любви, а если не получит - готов убить.

Оказаться внутри фламенко - это как стоять между двух водопадов. Жить между ними невозможно, но как выйти? Любой на столько силён, что ступить в его поток - верная гибель. Нельзя укротить любовь и страсть. Останавливает их лишь смерть, да и то не всегда. Я играла фламенко на гитаре, потратила на это продолжительный период своей жизни и под конец поняла, что музыка не для меня. Чтобы звучало именно фламенко, нужно пропускать эту агрессивную сексуальную энергию и страсть через себя. Если так не делать, 90 % оригинальности пропадёт. Получится некая сложная, техничная музыка, интересная, но без специфического шарма.

После фламенко я познакомилась с ирландскими танцами в интерпретации Майкла Флетли. Они захватили меня сильнее, чем фламенко. В чём различие, если сексуальность есть там и там? В ирландщине преобладает мистика, ритм войны, а любовь лишь сопровождает мужчину. Женщина - создание нежное, она ждёт своего витязя и вдохновляет на победу в битве. Красота, гибкость и нежность - её главные качества. Такая трактовка меня привлекает больше, чем агрессивная сексуальность, желание обладать и безудержная гордость, когда мужчина только и делает, что восклицает: "Так не доставайся ты никому!"

Сексуальность - непременный атрибут и музыки и танца, но обыгрывается она по-разному.

Фламенко - кровавая схватка быка с матадором: кто-то должен умереть. Необязательно в буквальном смысле, но если сошлись две гордости, они не смогут ужиться вместе, пока одна не падёт на колени.

В ирландщине Флетли сексуальность - это стимул для мужчины-воина. Если победит врага, ему достанется слава и красивая женщина. Она, как истинная подруга, по мере сил поддерживает своего мужчину, гордится им, но вступить в драку ниже её достоинства. Хотя, слегка поцапаться с подругой врага она может. Понятное дело, не до крови.

Ирландское понимание взаимоотношений между полами выглядит более естественно, чем испанское. В варианте ирланских танцев Флетли дерутся самцы: за самок, за территорию, за власть. Самки наблюдают, вдохновляют и награждают своих фаворитов. Драка между самцом и самкой, даже сексуальная, выглядит дико. Во фламенко - дико красиво, но всё равно чуждо.

Я давно перестала играть фламенко, забросила гитару, не смотрю больше фильмов Карлоса Сауры, хотя иногда слушаю гитарную музыку Пако де Люсии. Отдельные произведения. А к шоу Майкла Флетли я возвращаюсь постоянно. У меня даже саундтрек к "Lord of the Dance", под который я чаще всего работаю на компьютере, в том числе пишу статьи. Эта музыка меня бодрит и вдохновляет.

Если однажды я заведу синтезатор и начну записывать ту музыку, которую сочиняю у себя в голове, она будет совсем иная, непохожая ни на фламенко, ни на Флетли. Но какие-то мотивы наверняка прорвутся.

(На фото - фрагмент фильма Карлоса Сауры "Кармен")