Марина Цветаева. Часть первая

Наталья Скорнякова
Любовь к поэзии и к литературе – это у меня от папы. Он много читал и увлекал меня к чтению хорошей литературы. Любил стихи и часто делился ими со мной.

В нашей небольшой квартире была общая комната, она же служила и спальней родителей. Там стоял круглый стол, за которым вечерами собиралась семья. Мама гладила, или штопала. Папа читал или делал парики, косы. Мы с братом делали уроки.

Этажерка. Верхняя полка – мамина. На ней лежали ее записные книжки и деревянная красивая штукатурка с нитками. Вторая – папина была битком заполнена книгами. Книги стояли в два ряда и лежали поверх стоячих книг. Часто книги папы не помещались на полке и лежали стопочкой на табуретке. Позже папа соорудил себе навесные полки для книг. Полки брата и моя заполнены были учебниками и тетрадками.

Там, на папиной полке, я и обнаружила сборник стихов Марины Цветаевой. Папа застал меня за чтением этих стихов и провел со мной беседу о том, что нельзя без спроса брать чего-то с чужих полок.

У папы, как и у многих других, было  неординарное отношение к Марине Цветаевой. Большинство творческих людей слегка не от мира сего. Но «тараканы» Марины Цветаевой могут составить конкуренцию странностям всех коллег. Ведь наряду с тем, что она была талантливой и уникальной, в ее биографии есть совсем непоэтичные факты.

Родилась Марина 8-го октября 1892 г. в интеллигентной семье: отец – филолог, профессор Московского университета.  Он был выходцем из священников, как и трое его братьев, получил духовное образование. Учился 12 лет в семинарии.  Затем стал студентом Медико-хирургической академии, но вскоре сделал выбор в пользу филологии и перевелся в Петербургский университет, который блестяще окончил с золотой медалью и стал заниматься наукой: защитил в Варшаве диссертацию, стал профессором Московского университета. В ученых кругах Европы он был известен своими исследованиями в области расшифровки древних записей.

Это был его второй брак, в первом родились двое детей –дочь и сын, после рождения которого его любимая жена умерла.

Мама, Мария Александровна Мейн, рано осталась сиротой: ее мать – польская дворянка – умерла 26 лет от роду и девочка воспитывалась отцом – Александром Даниловичем Мейн, богатым прибалтийским немцем.

Сформировали девочку строгое немецкое воспитание, многочисленные запреты и ограничения, в том числе и на общение с другими детьми, одиночество, труд и дисциплина.

Профессиональная пианистка, наставником которой был прославленный Николай Рубинштейн, она не смогла сделать музыкальную карьеру: отец ей строго запретил выступать на сцене. Влюбившись в 17 лет, ее снова постигло разочарование: отец отказался ее благословлять на этот брак.  И она вышла за Ивана Владимировича, не любя, но не смея перечить отцу.

Мария Александровна вышла замуж в 22 года за 44-летнего Ивана Владимировича Цветаева, вдовца с двумя детьми (Валерией и Андреем), нежно и страстно любившего свою первую жену. Её портрет висел в гостиной, постоянно напоминая о той, главной любви мужа Марии Александровны.

Валерия, обожавшая мать, так и не приняла мачеху. Более того, сама Мария Александровна любила другого – и, хотя добровольно отказалась от него, но разлюбить не смогла.

В семье обстановка была напряженная.  Цветаевы общались между собой во время ужина, а затем расходились по своим комнатам. Мать Марины не смогла заменить детям отца от первого брака их маму.  Дети часто дрались, и воспоминания о ссорах остались в их дневниках. Отец Цветаевой к концу жизни признавался: «Семья мне не удалась».

Детство Марины прошло в разъездах: с семьей она успела пожить во многих европейских странах, в том числе и в Германии, Швейцарии, Италии. Юная Цветаева поменяла несколько пансионатов и выучила иностранные языки. Но потребность к переездам вовсе не была связана с необходимостью дать детям лучшую жизнь. Дело в том, что мать будущей поэтессы была больна туберкулезом, и ее близкие скитались по Старому свету в поисках лучших климатических условий.

В 1894 году родилась младшая сестра Цветаевой – Анастасия. Родители девочек были творческими людьми, и эту любовь к искусству передали своим дочерям. С мамой Марина осваивала фортепиано, с отцом занималась изучением иностранных языков и читала. Родители, особенно мать, внушили дочери, что она избранная и сильно отличается от остальных. Возможно, это также повлияло на то, что девушка сторонилась людей и держалась отстраненно.
 
«Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская».

Так как Марина много времени прожила с мамой за пределами России, она в совершенстве владела не только родным языком. Знала немецкий и французский, и когда в возрасте 6-ти лет начала сочинять первые стихотворения, то делала это на французском. Вначале Цветаеву отдали в московскую частную женскую гимназию, а после ее окончания она попала в пансион для девочек в Германии и Швейцарии. В возрасте 16 лет Марина заинтересовалась старофранцузской литературой, и даже начала посещать лекции в Сорбонне, но бросила обучение на половине пути.

Когда Марине было 13 лет, матери не стало. Девочка сильно переживала потерю родного человека. Возможно, так на нее повлияли утрата или же желание привлечь к себе внимание, но и без того непростой характер подростка стал еще невыносимее.

Цветаеву можно было бы назвать «трудным подростком»: она была во власти нездорового эгоизма. Никто кроме нее не был ей важен, она была бунтарски ленива и упряма. В 14 лет Цветаева ведет себя очень странно и вызывающе – ночует на кладбище, несколько раз бреет наголо голову, сидит на шампиньонной диете, предпринимает попытку застрелиться. Все это вылилось в то, что в 15 лет ее исключают из гимназии. В 16 она начинает курить и употреблять рябиновую настойку. она много времени проводит в своей комнате, закладывает вещи в ломбард, когда ей не хватает денег, красит волосы, а в 17 лет начала курить, в том числе «мужские» сигареты. Марина восхищалась Наполеоном: на стенах в ее комнате висели его портреты. Подруги Цветаевой из московской гимназии говорили, что Марина много читала, ее захватывал мир книг — она полностью погружалась в него и жизни героев. Также Марина жала руку и здоровалась «по-мужски». Она сменила несколько гимназий: ее часто вызывали к директору, а ей не хотелось никого слушаться.

http://proza.ru/2023/07/12/987