«Уж вечер светлой полосою…»
Уж вечер светлой полосою
На хладных рельсах догорал.
Ты, стройная, с тугой косою
Прошла по черным пятнам шпал.
Твой быстрый взор огнем докучным
Меня обжог и ослепил.
Мгновенье… громом однозвучным
Нас черный поезд разделил…
Когда же чуть дрожащим звоном
Пропели рельсы: не забудь,
И семафор огнем зеленым
Мне указал свободный путь, —
Уж ты далёко уходила,
Уже теряла цвет трава…
Там пыль взвилась, там ночь вступила
В свои туманные права…
Тревожный свист и клубы дыма
За поворотом на горе…
Напрасный миг, проплывший мимо…
Огонь зеленый на заре.
1 марта 1909
Вечер за городом, герой, девушка, идущая по шпалам, её мгновенный заинтересованный взгляд, поезд их разделивший…
А когда состав промчался – она уже далеко, и только семафор ехидно посверкивает зеленым: можешь идти. Ну как – побежишь за ней? Но поздно – «уж ты далёко уходила»…
А ещё дальше – на зеленоватая заря, прощаясь с миром, тоже приглашала за собой: путь свободен.
– «Уже теряла цвет трава… ~ ночь вступила //В свои… права…» – герой всё глядит вслед девушке, а между тем темнеет, и краски травы (зеленые) тускнеют.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Подчеркивая импрессионистичность художественной манеры Блока [«Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления (Википедия)], А. Дерман [Абрам Борисович (Беркович) Дерман 1880 – 1952) – русский писатель, критик, редактор, историк литературы и театра(Википедия)] писал в статье "Об Александре Блоке": "Это не только одно из лучших стихотворений у Блока, не только одно из лучших стихотворений современной поэзии, но это вообще одно из самых удивительных стихотворений, это в своем роде классический образец мимолетной лирики!" Отсутствие интересной темы, считал критик, не помешало поэту показать "перспективу образов, наполненных острой, неуловимой, щемящей грустью, тонкой и неизъяснимой прелестью образов всем доступных, многоговорящих и необычайно властно захватывающих ... Поэт окунулся в родную ему стихию отрывочных моментов, мимолетности, неопределенных, смутных, но страстных зовов, мгновенного рождения и умирания впечатлений " (РМ. [Русская мысль (журнал).] 1919. М 7. 2-я паг. С. 63).
»