Опыт пути к Богу через скорби

Раиса Лебедева
Никто не получает венца, не имея у себя противника
Зачем нам идут искушения, скорби, внешние и внутренние, открывающие потоки слез?
Святитель Василий Великий говорит:
"Опытным можно оказаться не иначе, как через скорби. Избегающий скорби лишает себя опытности".
Анфим, Патриарх Иерусалимский:
"Обретают Господа Помощником себе, Покровителем и Избавителем от бед только те, кои имеют доброе настроение сердца и искренние к Богу чувства" (см.: Анфим, Патриарх Иерусалимский).
Святитель Василий Великий:
"Взысках Господа и услыша мя". Пророк говорит: сие «да услышат кротцыи»! И в это тяжкое время, когда подвигся на меня весь гнев памятозлобных и руки всех на меня вооружились, а я, ничем не защищенный, готов был принять на себя все удары врагов, и в это время не смутился я помыслами от страха, не оставил мысли о Боге, не отчаялся в своем спасении, но «взысках Господа». Не искал только, с каким-нибудь простым и временным упованием на Господа, но «взысках», ибо речение «взысках» выражает более нежели «искал».
Посему словом
 «взыскание»
псалом изобразил какой-то
ГЛУБОКИЙ ПОКОЙ и БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ.
«И от всех скорбей моих избави мя». Вся жизнь праведника исполнена скорбей, это путь тесный и скорбный. «Многи скорби праведным» (Пс, 33,20). Потому и Апостол говорит: «Во всем скорбящее» (2Кор. 4,8) и – «яко многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14,22). Избавляет же Бог святых Своих от скорби, не без испытания их оставляя, но подавая им терпение. Ибо если «скорбь терпение соделовает, терпение же искусство» (Рим.5,3-4), то избегающий скорби лишает себя опытности. И как никто не получает венца, не имея у себя противника, так и опытным можно оказаться не иначе, как чрез скорби. Посему слова: «от всех скорбей моих избави мя», не значат: не попустил мне скорбеть, но
даровал «со искушением и избытие, яко возмощи понести» 
(сравн. 1 Кор. 10,13: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести".
***
То есть, непрерывным исканием Бога, преодолевая скорби, даётся не только терпение, но и кротость, и покой, и  безмятежность. Тогда и искушения уменьшаются и венцы победы обретаются?