Сокровища Авентина и обелиски на площади Мальтийск

Людмила Хаустова
 (Из цикла «Азбука Рима»)

   Авентин, пожалуй, самый спокойный, зеленый и отдохновенный из всех холмов Рима. С незапамятных времен на мирных, безмятежных склонах его, на  высоком и обрывистом берегу  Тибра появлялись святилища и храмы. Память об этом времени сохранилась в  названии одной  из  центральных площадей  Авентина - площадь Храма Дианы. На тихом и уединенном холме находили пристанище обездоленные и беззащитные. Случалось, что людей  приводили сюда неразрешимые разногласия, распри и неурядицы. В 494 и 451 годах до н.э. на Авентинский холм  удалялись плебеи, требуя от патрициев передела захваченных Римом земель и  составления справедливых законов. Избегая споров и вооруженных стычек, они просто уходили на Авентин, оставляя патрициев без привычной опеки и обслуживания. Такие демарши плебеев  получили название     сецессии (от лат. secessio – уход, удаление).  Спустя время патрициям  приходилось смиряться и выполнять  предъявляемые  требования и претензии.   
      К слову сказать, история отозвалась эхом и повторилась спустя тысячелетия, в  годы правления Муссолини. После похищения и зверского убийства лидера итальянских антифашистов Джакомо Маттеотти в июне 1924 года,  многие депутаты от оппозиции в знак своеобразной сецессии подали в отставку и создали так называемый «Авентинский блок». В 1973 году, в память о трагических событиях,  итальянский режиссер Флорестано Ванчини создал  фильм "Убийство Маттеотти" с Франко Неро в главной роли.
     Однако вернемся к «делам давно минувших дней». Первоначально на Авентине селились в основном простые люди, торговцы и приезжие. С утверждением христианства на месте языческих сооружений стали вырастать обнесенные высокими заборами христианские монастыри и храмы.
    Поднимающаяся на вершину холма дорога приводит к раннехристианской базилике  Санта Сабина. Построена она в 425 году и посвящена благородной итальянской матроне Сабине, которую обратила в христианство служанка Серафия. Во времена преследования христиан хозяйку обезглавили, а ее служанку забили камнями.      
   Святой Доминик, перебравшийся из родной Испании в Рим в 1217 году,  не только учредил новый доминиканский орден, но  и основал при церкви Святой Сабины доминиканский монастырь. Покидая храм, задержитесь  у небольшого застекленного окошечка в галерее. Сквозь него  открывается вид на апельсиновое дерево,  с которым связана отнюдь не легенда, но подлинная история. До XIII  века в Италии не было ни одного апельсинового дерева, хотя апельсины в это время уже были известны в Испании и Португалии.  Именно Святой Доминик здесь,  в монастырском саду и высадил привезенное из родной Испании первое апельсиновое дерево. С той поры апельсиновые рощи заполонили всю Италию, а дерево, растущее на «историческом месте», периодически заменяют новым.
    Одна из апельсиновых рощ раскинулась рядом со стенами храма Святой Сабины. Пройдя по просторному апельсиновому парку до парапета бельведера, можно любоваться неповторимым видом  на Трастевере и купол собора Святого  Петра.
    Мощная пятиэтажная колокольня (1217 год) служит ориентиром на пути к  соседней церкви Сант' Алессио  и Св. Бонифация. Слева от входа словно театральная декорация поднимается лестница, под которой жил и погребен Святой  Алексий, сын римского сенатора Эвфемиана (IV век).
    Как рассказывает известная легенда, желая посвятить свою жизнь Господу,  Алексий  в день  свадьбы  бежал  из родительского дома в Палестину. Много лет он жил среди нищих на паперти, испрашивая подаяния на ступенях храма  Пресвятой Богородицы в Эдессе. После долгих и многотрудных скитаний, Алексий вернулся  в родной дом на Авентине. Но никто из близких не признал Алексия в изможденном и оборванном страннике с длинной бородой. Алексий смиренно попросился жить под входной лестницей родного дома  и,  являя образец  безропотной  кротости,  семнадцать лет провел в качестве слуги в доме отца, терпя обиды от родных и челяди.  Как гласит легенда,  в момент его смерти сами собой зазвонили колокола во всех церквях Рима и раздался глас: «Ищите Божьего человека на Авентине». После кончины праведника родители обнаружили  его записки и узнали, кто жил под лестницей их дома. В глубокой печали и раскаянии они погребли Алексия в мраморной гробнице и установили её под лестницей. А записки Алексия распространились по миру под названием «Житие Алексия, Божия человека», и стали одним из любимых чтений во многих странах, в том числе и в допетровской Руси.  Напротив лестницы  сохранился  небольшой колодец, прежде стоявший во дворе сенатора Эвфемиана. Из него  Святой  Алексий каждый день набирал воду для нужд большого дома.
    Соседняя площадь носит название площади Кавалеров Мальтийского ордена. (См. «Воскресные сюрпризы. Мальтийский орден»). В 1550 году мальтийские рыцари приобрели на Авентинском холме этот участок, где стояли лишь сохранившаяся с  Х века небольшая церквушка да  скромный особняк. Спустя два века  обустройство принадлежащей Мальтийскому ордену культовой зоны на Авентинском холме поручили известному на ту пору мастеру – Пиранези,  прозванному  "Микеланджело от графики".  Уроженец Венеции,  Джованни Баттиста Пиранези прибыл в Рим в 1740 году по приглашению посла Венеции при Святом престоле. Образованный и неутомимый исследователь, Пиранези  с головой погрузился в изучение  римских древностей. Обладая уникальным и самобытным даром художника, Пиранези оставил зарисовки, собранные в  4-томнике «Монументы Древнего Рима». Опубликованные работы поразили даже  искушенных ценителей искусства.   В драматически напряженных гравюрах Пиранези реальность смешана с фантазией. Тут и  огромные, сценически оформленные пространства  с величественными монументами древнего Рима, невиданные архитектурные сооружения, странные карцеры с решетками и свисающими веревками. Гравюры Пиранези стали источником идей и вдохновения для нескольких поколений ювелиров, специалистов по изготовлению надгробий и декораторов во всей Европе.  Пиранези засыпали заказами. Помимо росписей он делал многочисленные наброски ваз, канделябров, фигур и столбиков. И наконец, он получил грандиозный заказ на оформление обширного пространства на Авентинском холме и даже на сооружение  храма, что было впервые в его практике. 
    Изучив историю и проникнувшись искренним благорасположением  к старейшему в мире рыцарскому ордену,  Пиранези принялся за работу. По  древней легенде тамплиеров, весь Авентинский холм – это  огромное священное судно, готовое по сигналу свыше  вновь отплыть на Святую землю.  Территория  виллы с храмовой постройкой, по задумке мастера,  словно нос корабля устремлялись к  водам Тибра. А просторная площадь перед  виллой   казалась припортовой зоной, где шла подготовка к отплытию. Но главное в этих приготовлениях – готовность духа.  Поэтому в оформлении площади и  величественного портала-входа на виллу Пиранези  использует  эмблемы,    символизирующие победные оружия, оккультные символы и знаки, доступные пониманию избранных.
   На стенах, обрамляющих площадь  с трех сторон,  закреплены изготовленные Пиранези панели с рельефными  геральдическими символами Мальтийского ордена. Не обошлось и без обелисков, традиционных для оформления Вечного города.
     Согласно древнему мифу, обелиски поднимаются из первозданного океана  как отражение солнечного луча. Поэтому они воздействуют на изначальную природу человека, возбуждают в нем тройную энергетику: тело, дух и душу. Да и само  изображение обелиска является неким эзотерическим, секретным посланием, которое понимают только избранные.  Правда, установленные на стене парные обелиски выполнены из простого, серого  бетона, но на фоне   высящейся над ними зеленой стены  кипарисов они смотрятся как торжественные и негасимые свечи.
    Принадлежащая  Мальтийскому ордену территория огорожена неприступными  стенами с крепкими металлическими  вратами. В заповедной тиши этих владений  сокрыто настоящее сокровище - единственная архитектурная работа Пиранези.  На месте примитивного храмика  появилась церковь Санта Мария дель Приорато, которая почитается истинным шедевром неоклассицизма с  "привкусом" роккоко. Стены просторной, светлой,  однонефной постройки Пиранези также декорировал гипсовыми барельефами,  отражающими историю и традиции Мальтийского ордена.
   Здесь, в соответствии с завещанием мастера, Пиранези был похоронен.   Надгробный монумент на его могиле  представляет Пиранези в тоге древнего римлянина. В этом своеобразном мавзолее интересны и другие стоящие вдоль стен захоронения, где искусно используются древнеримские саркофаги. Интересна и  серия портретов всех гроссмейстеров, или великих магистров Мальтийского ордена, начиная от первооснователя  до наших дней.
        На обширной территории Мальтийского ордена разбит тщательно ухоженный сад с прямыми аллеями и дивными розами.  Вход в резиденцию закрыт, хотя пропуск можно получить,  обратившись в канцелярию Мальтийского ордена на улице Кондотти, дом 68. Тем же,  у кого нет желания толкаться по канцеляриям, советуем нарушить  "законы приличия" и непременно заглянуть в самую знаменитую замочную скважину, предусмотрительно сделанную архитектором Пиранези в воротах виллы.  Сквозь небольшое отверстие открывается захватывающая дух перспектива уходящей вдаль центральной аллеи парка,   в конце которой в обрамлении зелени предстает купол собора Св.  Петра.
   Впрочем, с некоторого времени на виллу организуются и платные экскурсии.