Пушкин и Гоголь одна эпоха один конец суицид

Поль Читальский
Пушкин, запутавшись в едкой паутине жития в молве, интригах и клевете, нашел выход, сам себе найдя надежного стрелка, заставил того вызвать его на роковую дуэль (le duel au pistolet), более напоминающую самострел в сумерках, и предоставил право первого выстрела на прицельное поражение с 7-8 метров
Разве это не замаскированный суицид ?

Гоголь кончил суицидом религиозного фанатика

Мочульский К. (Духовный путь Гоголя. В сб.: Н.В. Гоголь и Православие. М. – 2004):

Сила Гоголя была так велика, что ему удалось сделать невероятное: превратить пушкинскую эпоху нашей словесности в эпизод, к которому возврата нет и быть не может

Глянц Вл. (Гоголь и апокалипсис):
Своим «главным умением» Гоголь называл умение описывать «пошлость пошлого человека».  Отрицание и есть основное содержание его художественных созданий – их ЧТО.
Зато в области формы, в области КАК – он недосягаем.
Пушкинская ясность, отдавая должную, но соразмерную дань форме, целиком сосредоточена на положительное содержании – на ЧТО. Форма у Пушкина – хороша вышколенная восточная жена – все необходимое ею вовремя исполнено, но ее самой не видно. Потому-то голос Пушкинской лиры так естественен и человечен. Это после Пушкина родовое в русской литературе верховенство содержания над формой

Но с уходом Пушкина вскоре не стало Гоголя художника = он все более впадал в учительство, мистику и мессианство. В итоге на протяжении 11 лет с 1841 г (т.е. по окончании первого тома Мертвых душ) Гоголь не напечатал ни строчки нового из художественного …  Он все более ощущает греховность своих сочинений, соблазнительность образов. Смех – беззаконный, человеческий суд над людьми, такой смех – противоположность любви. Гоголь поглотило религиозное беспокойство и он исчез для искусства. Он впал в тотальное непрерывное моление и покаяние…  Это исступление без искупления  привело его к летальному исходу в инобытие

В июне 1848  он написал Жуковскому:
«
Никогда еще так верно и так прекрасно не было сказано о долге писателя. Никогда еще, может быть, не было так нужно сказать это, как в нынешнее время.

Я покуда, слава богу, еще здравствую и живу, хотя время не весьма здоровое и вокруг везде болезни. Еще не принимался сурьезно ни за что и отдыхаю с дороги, но между тем внутренно молюсь и собираю силы на работу. Как ни возмутительны совершающие<ся> вокруг нас события, как ни способны они отнять мир и тишину, необходимые для дела, но тем не менее нужно быть верну главному поприщу; о прочем позаботится бог.

Что мы можем выдумать теперь для нашего земного благосостояния или обеспечения себя или обеспечения близких нам, когда все неверно и непрочно и за завтрашний день нельзя ручаться? Будем же исполнять то, для <чего> нам даны богом силы и способности и в истине чего залогом служат те сладкие минуты, которые мы в жизни ощущали, после которых и лучше молилось, и лучше благодарилось, и лучше чувствовалось добро. Что нам до того, производят ли влиянье слова наши, слушают ли нас!

Дело в том, остались ли мы сами верны прекрасному до конца дней наших, умели ли возлюбить его так, чтобы не смутиться ничем, вокруг нас происходящим, и чтобы петь ему безустанно песнь даже и в ту минуту, когда бы валился мир и все земное разрушалось. Умереть с пеньем на устах – едва ли не таков же неотразимый долг для поэта, как для воина умереть с оружием в руках.
«

Умереть с пеньем на устах … Это для Гоголя и стало неотразимым долгом поэта-проповедника. Остался в этой паре один проповедник
Жить обывательски … без мощных побуждений творить … Гоголь привычки не выработал

И из череды его завораживающих слов финальным осталось одно, передаваемое из души в душу:
УМЕРЕТЬ…

Но перед финалом он успел … посвататься к графине кроткой женственности – Анне Виельгорской

Уходя в Вечность Тартара, Гоголь мог задержаться на земле мыслью:
А как же быть после меня со всем написанным?
И понадеяться на веру С.Т. Аксакова:

«… я верю в Божью милость, что не допустит Он, чтобы из книги моей почерпнули вред»

***
Ликбез
Из справочника MSD:
 https://www.msdmanuals.com/ru-ru/

Суицид – это смерть, вызванная умышленным актом самоповреждения, нацеленным на смертельный исход. Суицидальное поведение охватывает спектр поведения от попытки самоубийства и подготовительного поведения до завершенного самоубийства. Суицидальные мысли относятся к процессам обдумывания, рассмотрения или планирования самоубийства.
Достижения в области науки, пропаганда и ослабление предрассудков привели к развитию всей суицидальной терминологии, включая и определенные выше понятия:
• Суицидальные намерения: намерение покончить с собой, совершив акт суицидального поведения
• Суицидальная попытка: несмертельное, потенциально вредное поведение, направленное против личности с намерением умереть в результате поведения
• Оставшиеся в живых после попытки суицида: люди со своим личным опытом суицидальных мыслей или попытки; часто играют важную роль в пропагандистском движении по предотвращению самоубийств; оставшиеся в живых после попытки самоубийства иногда объединяют усилия с другими защитниками (например, Loss Survivors)
• Потерявшие близких в результате самоубийства—члены семьи или друзья человека, который умер в результате самоубийства
Три других важных изменения в терминологии, касающейся самоубийств, также вошли в профессиональную лексику:
• Умер в результате самоубийства: это рекомендуемое словосочетание предпочтительнее фразы «совершил самоубийство». Также приемлемы и другие простые выражения (например, «убил себя», «покончил с собой», «лишил себя жизни»).
• Несуицидальное самоповреждение (NSSI) и самоповреждающее поведение (SIB): такое поведение определяется как преднамеренное нанесение себе вреда без сознательного намерения умереть; наиболее распространенной формой являются порезы, но к другим формам относят ожоги, царапины, удары и намеренное предотвращение заживления ран. В то время как само поведение не сопровождается суицидальными намерениями, было выявлено, что для людей с паттерном НССП в долгосрочной перспективе характерен более высокий риск суицида.
• Суицидальность: этот термин часто используется в клинических условиях между специалистами для обозначения спектра возможных суицидальных переживаний; он не определяет идеацию, попытку, хроническое/рецидивирующее или единичное событие. Во многих случаях коммуникация может быть более эффективной и ясной, если четко формулируется актуальный аспект, такой как идеация или попытка, и в описание включаются любые соответствующие детали

(См. также the National Action Alliance for Suicide Prevention: Transforming Health Systems Initiative Work Group. Recommended standard care for people with suicide risk: Making health care suicide safe. Washington, DC: Education Development Center, Inc., 2018.)