Часть 2. Казачество и святость. Глава 1. Святость

Новосельцев Григорий Петрович
Часть первая. Казачество и святость.

 
Поиск сведений о казаках прославленных в лике святых православной церковью показал следующее.
1.     Сам характер существования казаков требовал постоянно быть готовым претерпеть мученическую смерть за православную веру. Это было их обыденностью и нормой и потому эти факты не считали нужным фиксировать сами казаки. Мы это видим по произведениям литературы, в частности, повесть Н.В. Гоголя Тарас Бульба.
2.     У святых до 1917 года не всегда указан факт рождения в казачьей семье. Я считаю, что в данном случае причина в то, что этому не придавали значения.
3.     Исследуя документы о новомучениках после переворота 1917 года часто этот факт обходится. Вместо казак часто пишут земледелец.
 
1.     Святость и святые.
Слово «святость» имеет несколько смысловых оттенков. Оно может применяться как по отношению к Богу, так и по отношению к разумно-свободным творениям, и к неодушевленным предметам нашего мира.
В абсолютном значении свят только Бог. Святость – сущностное свойство Божье, согласно которому Бог Сам в Себе есть чистейшее Добро, руководствуется в Своих определениях и действиях высочайшими побуждениями к добру, чужд какого-либо зла.
Святость по отношению к разумно-свободным творениям означает их праведность и высокую степень духовной причастности (близости) Богу.
Слово «святость», употребляемое по отношению к неодушевленным предметам, указывает на их особую связь с Богом, на их особую роль или место в проявлении Божественного Домостроительства, и пр. (например, Святое Писание, святые иконы, святые места и пр.)
Только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы лишь через причастие Святому Богу, по благодати.
К святости призваны все христиане: апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также он пишет о христианах как о «святом народе». Слово «святой» может употребляться в расширенном смысле, к примеру, «народ святой» (Втор.7:6; 1Пет.2:9). В данном случае речь не идёт о том, что все представители «народа» безгрешны, но указывается на его особую связь с Богом.
В узком значении слово «святой» прилагается к праведникам, достигшим Царства Небесного, и в ещё более узком – применительно к праведникам, официально канонизированным Православною Церковью.
Канонизация христианина означает признание, констатацию его святости Церковью. Между тем, количество лиц, удостоившихся Царства Небесного, значительно превосходит количество канонизированных святых (канонизация – не пропуск в Рай). Иена всех святых знает Господь, нам же известна лишь часть святых.
Почитание святых выражается в их прославлении в песнопениях, в изображении их на иконах, в молитвенном общении с ними, в изучении их Житий, благоговейном отношении к их мощам, освящении храмов в их честь и пр. 
Истина небесного предстательства Богоматери и святых – прежде всего, истина веры.
Путь святости – это путь деятельного устремления к Богу. Святость достигается тогда, когда воля человека подчиняется (соответствует) воле Божией, когда в жизни нашей осуществляется молитва: «Да будет Воля Твоя».
Святость человека достигается при содействии Божьем.
***
Верх святости и совершенства состоит не в совершении чудес, но в чистоте любви. Прп. Кассиан Римлянин
Каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства… Верно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников (1Тим.1:15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми. Свт. Филарет Московский
«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
Источник азбука веры.