Салат

Александра Люмэль
У меня со вчерашнего дня стоит картина перед глазами: дети нашей школы танцуют по "Течет река" Зыкиной. Точнее, в этот раз пою-то я, но это знаменитая песня Зыкиной. Дети, выходцы из Алжира, Морокко и других стран Африки с невероятным вдохновением танцуют под песню. Я пою и понимаю, насколько же это гениальная песня и вспоминаю, что в их возрасте, в свои 10 лет, я Зыкину терпеть не могла. А эти дети танцуют, плавно разводя руками, не понимая текста совершенно на каком-то инстинктивном уровне красиво ходят по залу, кивают друг другу и расходятся, как в "березке". Что это? Я их этому не учила.
А сегодня поехали с подругой гулять по своей окраине. Остановились у замка Монтмор. Фотографируемся. И к нам приходит бабушка.
- А вы откуда? Из Тулузы?
- Нет, - отвечает моя подруга,- я - из Москвы!
И мы уже готовы ко всему. Интрига невероятная - как отреагирует эта женщина? Что ответит? Отвернется? Сделает вид, что не расслышала?
- Из самой Москвы? - переспрашивает она.
- Да! - теперь уже отвечаю я.
- Заходите ко мне в гости,- неожиданно приглашает она.
- Неудобно, вы нас не знаете, - ошарашенная неожиданной реакцией мой подруга.
Но женщина уже открыла калитку и пошла во двор дома.
- Вот это мой дом - показывает она, - это моя слива, это мои ландыши - я каждый год их на рынке продаю -  вы же знаете, что на 1 мая надо покупать ландыши? - спрашивает она у нас.
- Да, конечно.
- Пойдемте, я вам покажу свой огород.
- Пойдемте! - радостно идем мы.
- Это моя картошка, это - мои помидоры.
Огородик очень маленький. Домик старенький, и женщина пожилая и очень скромно одетая. Руки, с неверятно искревленными ревматизмом пальцами, и, не смотря на жару в 30 градусов, она одета в теплую кофту - дом очень старый и ей в нем очень стыло.
- Я вас как увидела, думаю надо подойти поздороваться. К нам же редко приезжает народ. Ко мне даже сын редко приезжает. Женился на городской! Живет в Кастельнодари / до этого города всего 10 километров, но женщина рассказывает, как будто он переехал в Париж/.
Мы дошли до грядки с салатом, там осталось всего два куста салата.
- Это мой салат, красивый какой.
- У вас замечательный огород! Вы сами все делаете?
- Да! А кому ж еще делать? Сын у меня механик в гараже, ему это не интересно. А мне и забота и пропитание. Вы любите салат?
- Конечно. - не подумав ответила и сразу пожалела.
Старушка начала выдирать куст салата, оторвала корень и протягивает мне пушистые листья салата-латука:
- Вот, берите, это вам!
- Но как же вы? - растерялась моя подруга. - Вам же самой кушать нужно!
- Я хочу вас угостить, пусть русские покушают мой салат. Мне очень приятно вас угостить, возьмите пожалуйста.
Огромный пучок ароматных листьев оказывается у меня в руках.
- Немного грязноват, давайте я помою,- предлагает старушка.
- Нет, нет, что вы! - отвечаю я держа обеих руках воздушную зелень. - Я все сама по мою! Это для меня очень дорогой подарок.
- Что вы, - засмеялась женщина, - какой же это подарок?
- У меня заблокировали счета потому-что я русская, меня выгнали из мэрии Тулузы потому-что я русская, полиция не хочет расследовать уголовное дело о моем избиении потому-что я русская и вот я приезжаю совершенно случайно в какую-то деревню и совершенно незнакомая женщина дарит мне салат, потому-что я русская...
Женщина даже растерялась, не зная, что ответить.
- Но вы же его не будете беречь, не оставите не память, - спросила она, осознав все что я ей сказала.
- Я его завтра съем со своими друзьями, которые придут ко мне в гости.
- Русские друзья?
- И русские, и французские.
- Я очень рада.
Старушка сложила на груди руки, скрестив их как в безмолвной молитве и замолчала, а глаза у нее блестели.
Вдалеке прогремел гром, поднялся сильный ветер.
- Мы поехали.
- Я тоже пошла в дом. Вы не останетесь поужинать? - спросила старушка.
- Спасибо большое, обязательно останемся в следующий раз, но сейчас нам нужно домой.
- Что это было? - спросила моя подруга, которая всю эту сцену наблюдала с открытым ртом.
- Бабушка угостила нас салатом, потому-что мы - русские.
- Вот кому расскажешь - не поверят же.
- Кому надо - те поверят.
- Надо будет ей подарок привезти какой-то.
- Завтра и отвезем! - ответила я и мы поехали домой под крупные капли дождя, звуки грома и вспышки молний и вокализ Рахманинова в исполнении Натали Дессей, звучащему по РадиоФрансКультюр.