Откуда есть пошел АвтоВАЗ. Рассказы из Тольятти

Сергей Воропанов
Я не был знаком с В.Н.Поляковым, но, если пишешь о ТЛТ, то невозможно не написать хотя бы несколько страниц о человеке-создателе, легенде ВАЗа.
Заглянем в ВИКИ.
«Трудовую деятельность начал в 1930 году учеником слесаря в школе фабрично-заводского ученичества. В 22-летнем возрасте стал заместителем начальника цеха АРЗ № 3 Мосавтотреста. Совмещая работу на производстве с учёбой, закончил в 1938 году вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института, получив профессию инженера-механика по эксплуатации автотранспорта.
С 1938 по 1946 год служил в ремонтно-восстановительных батальонах Западного и Карельского фронтов. В октябре 1941-го Поляков был тяжело ранен. Войну закончил в звании инженер-майора, был награждён орденом Красной Звезды».

- Не хочется два года терять, - можно было услышать в СССР, да и сейчас, про службу в армии. Люди, гляньте, человек почти 10 лет отдал армии, а потом успел стать и министром, и Героем соцтруда.
Служили Никита Михалков (во флоте, три года тогда служили на флоте в отличие от армии, где служили два года), Леонид Агутин (погранвойска), герой капиталистического труда, олигарх М.Прохоров, это навскидку, кто первый в голову пришел. Наконец, мой друг Б. – ВДВ.
И ничего, успели и Оскара получить, и миллиардером стать. Правда, для меня вопрос, как Михаил Прохоров и прочие отъехавшие живут в США, других странах НАТО? Они же СССР присягали.

С должности заместителя министра автомобильной промышленности СССР в августе 1966 года В.Н.Поляков был назначен генеральным директором строящегося ВАЗа. Через четыре года Завод дал первую продукцию. Виктор Николаевич возглавлял АвтоВАЗ до 1975 года.
Первый генерал ВАЗа реализовал при строительстве завода вариант начала собственной биографии.
Приехал на стройку – вот тебе общага, женился – вот тебе малосемейка. Комплекс – комплексное общежитие. Не жил там ни дня, и даже не был ни разу. Поэтому попрошу чуть позднее рассказать о комплексах моего друга Б. – ветерана комплексного общежития.
Хочешь учиться – пожалуйста, вот тебе филиал техникума, вот тебе филиал политехнического института. Ни техникума, ни института политехнического в ТЛТ не было. Как думаете, кто пробил все эти решения?
И вот ты приехал после дембеля на стройку, днем работаешь, вечером учишься, по выходным девок гуляешь, а парень ты толковый. И вот ты уже бригадир. А вот ты уже мастер. А потом тебя послали стажироваться в Италию, на ФИАТ. А вот ты и зам. начальника цеха.
Это привлекало молодежь, пассионариев, да и просто авантюристов со всего Советского союза.
Завод был кузницей кадров для самого себя и для города. Мэрия, администрация Автограда (Нового города), позднее банки, страховые компании, пенсионные фонды, АйТи-фирмы - все черпали кадры с Завода. Изначально большую роль сыграл инженерный десант с ГАЗа.
Параллельно с Заводом строился город. Новый город. Город будущего. Строились семьи, строились судьбы.
Здорово, да? Вот этим и отличается государственный деятель от топ- менеджера. От таких, как Виктор Николаевич остаются заводы и города.
Место для будущего автозавода выбирали с помощью математической модели. Модель считали в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) АН СССР. Крупнейший экономический институт СССР, которому я отдал пять лет, вернее это он мне дал такие знания, которые в те времена можно было получить только в ЦЭМИ и больше нигде.
Экономическая наука СССР разрабатывала политэкономию социализма. А ЦЭМИ разрабатывал модели оптимального функционирования экономики. Строились модели предприятия, отрасли, многоотраслевого комплекса, модели движения трудовых ресурсов, финансов, транспорта, хозяйственного механизма и др.
Впрочем, это уже другая история.