Отшельник с Подкаменной Тунгуски. Книга 2. Гл 11

Владимир Васильевич Анисимов
Глава 11. Дым над тайгой.

                Оставив упакованный урожай подвешенным под кроной густой ели, наша кампания, после продолжительного привала, выдвинулась по примерно известному маршруту. В этих краях на карте отсутствовали указатели на места пребывания человека, да и притоки с высотами я почти не определял, ибо настолько густым зеленым покрытием случились все приближающиеся территории. Надоедливый гнус не давал покоя, и чем дальше лежал наш путь, тем больше случалось трудностей с этой естественной преградой. Если мы с Альфой обладали хоть немного природным даром отмахиваться от надоедливой мошки, то у лошадей, кроме хвоста, защиты больше не предвиделось. Только к ночи, когда затихала таежная жизнь, можно было немного расслабиться от этой напасти. Уж лучше бы случился вскорости дождь, а вместе с ним и непогода. Наш путь постепенно устремлялся в гору. Уже многие километры я шел на полусогнутых, возглавляя престранного вида процессию. Лысуху обвешал накидкой из увязанных стеблей, что бы хоть как – то спасалась от мошки, а на Огонька истратил последние запасы мешковины. Это действие хоть немного облегчало существование моих спутников. Моя же голова, за многие годы блуждания по горам и тайге, случилась теперь надежным подспорьем в преодолении высот. Вот и сейчас постепенно нарастающий шум, и покалывания в висках несли явное известие, что за два дня мы поднялись на сибирскую возвышенность. Такие были указаны на карте, и эта была первой на нашем пути. 
 
               Что двигало мною, направляясь в эти края? Я задавал себе этот вопрос и не находил ответов. Хотя они налицо, и осознавал их вроде, но все это было не тем, что внесло бы в душу окончательное равновесие. Отработать деньги, полученные от Палыча, отыскать таинственную шахту для геологов, разведать новые места для промысла – это были причины, лежащие на поверхности. Но было что-то еще, и, как это рассказать своим спутникам в трех словах, я вымучивал в себе все последнее время. В прошлом году неудержимое желание привело меня в край древнего человека, а неужто в этот раз провидение сподвигло меня отыскать дорогу в свое будущее. Было бы интересно посмотреть кино про себя лет так через десять. Пусть так и случится – сегодняшние наши шаги прояснят день завтрашний, и на следующей вершине я проявлю эту кинопленку. Внезапный собачий лай отвлек меня от несвоевременных уморазмышлений. Альфа изобразила стойку и лаяла в сторону подступающего лесного пространства. Я спрыгнул наземь, и завел коня под дерево, пора бы уже поразмять ноги. Альфа вернулась к ногам, не переставая издавать свое беспокойное рычание, а мне пришлось расчехлять ружье и вооружаться моноклем. Ружье, двигаясь на коне верхом, держал в кожаном мешке у седла дулом книзу, ибо за последние месяцы верховой практики это было наилучшим приемом для моего охотничьего дела. А перемещаясь пешим, закидывал всегда за плечо.

              В монокль углядел удивительную картину: на слегка изогнутой пихте копошились два медвежонка, а третий кругами бегал вокруг основания, норовя тоже взобраться к своим родичам. Медведица обнаружилась чуть поодаль, да и она, видимо, почуяла чужаков – привстала на задние лапы и вертела мордой по сторонам. Сейчас она не опасна, тем более у нее нет опыта встречи ни с человеком, ни с его подручными. И лучше бы разойтись по-доброму. Но наблюдать такое редкое представление лесного бытия было для меня превыше инстинкта самосохранения, и еще несколько минут не сводил глаз за резвящимся семейством. Непредвиденная остановка пошла на пользу и нам, и коренным жителям. Семейство, наигравшись удалилось в лесную чащу, а я решился на обеденный перерыв. Со вчерашнего утра не пробовал горячей пищи, а перловая каша с тушенкой придется по вкусу и Альфе, и ее напарнику. Вот только сладостей почти не осталось. Откуда мне было знать, что вся троица любит круглые карамельки? Даже за псом этого не замечал. А тут вдруг, наверное, раскушала за компанию. Ближе к вечеру миновали медвежье урочище и неожиданно вышли, наверное, в самую верхнюю точку на плато. Несколько старых и иссохших деревьев красовались на вершине, а чуть поодаль – каменная гряда, как будто специально выложенная неведомым мастером. Здесь и станем лагерем, место открытое и безопасное. Я расседлал Лысуху и разложил палатку. Всегда ставил ее лазом на восток, чтобы просыпаться в лучах светила, но на этот раз бывалое направление выдалось неожиданным – далеко внизу над тайгой поднимался столбик белого дыма.

             - Альфа, смотри! – выдал я эту новость собаке, и, спохватившись о ее неосведомленности в таких делах, во второй раз за сегодня воспользовался наблюдательным средством. Дымок, поднимаясь на несколько десятков метров, изгибался и стелился среди макушек окружавших его деревьев. По прямой – километров пять будет, а если по тайге, то и поболе. Явно, что разожгли костер, а кто-то неведомый добавил еще и сырых веток, чтобы спастись от мошкары. Подождем до утра, если повторится, то и будем решаться на всякие действия. Увел лошадей за пригорок и привязал Лысуху покрепче, сегодняшней ночью ей свободы уже не будет, а Огоньку спутал передние ноги и оставил рядом с матерью. Палатку тоже убрал от глаз подальше, да и без огня сегодня ночевать придется – не было нужды привлекать к себе внимание. Еще раз осмотрел горизонт над лесом, и даже показалось, что дымовой окрас стал темнее, как будто бы подлили в огонь масла или гудрона. Помнится, что Юрий Викторович пытался посвятить меня в секреты добычи серебра, но я почти ничего не понял. Уяснил только, что кустарным образом можно получить куски с малым содержанием, а дальше нужны печи с большой температурой.  Откуда они в тайге за сотни верст от города? Что-то я зациклился на этом серебре, пора бы и плюнуть на это дело, да двигаться своей дорогой. Дождусь рассвета и если что, то поменяю маршрут, зачем пересекаться в тайге с чужими. С этими мыслями и уснул на несколько часов, что бы проснуться с новой определенностью…


                Порывистый восточный ветер доносил ночью и запах гари от случившегося на нашем пути возгорания, и отголоски пребывания человека. Это я ощущал всеми своими чувственными органами, которые даже на заклад могли бы распознать многие таежные эманации. Поэтому почти и не спал, а ближе к рассвету уже обхаживал своих товарищей: лошадям нащипал травы с росою, а Альфе настрогал слабосоленой телятины.  Еще до первых потоков света, когда ночь уже не властна над горами, через оптику углядел отсутствие какого-либо движения среди подступающего леса, а дыма над вчерашними макушками более не проступало. Значит, вскорости будем собираться в дорогу. Свистнул Альфу, подвязал бечевку к ошейнику, да обмотал другой конец за сухостой, что бы ненароком не надумала гулять по окрестностям. Двоих, приближающихся снизу, гостей обнаружил, когда они уже почти преодолели половину расстояния между вершиной и ближайшими соснами. Цыкнул на собаку, что бы не дергалась, присел на колено и приложился к моноклю. Эту штуку так и называл, хотя бывалые охотники нарекли прицелом, и его можно было пристегнуть сверху у карабина.  Первого встречал на пристани, а лицо второго под капюшоном не было видно. Когда расстояние сократилось до ста метров, парочка выстроилась и до меня донеслось:
      -Эй, там! Давай меняться, ты нам лошадей, а мы тебя отпускаем отсюда!
Услышанная фраза не сразу явилась мне понятным сочетанием слов, и, спустя затянувшуюся паузу, я выдал первое, что пришло в голову:
     - Это мои кони, а вас я не знаю!
    - Твои были вчера, а сегодня наши! – первый поднял руку, и почти одновременно где-то сбоку и сзади раздался выстрел, а пуля чиркнула по камням у меня под ногами.