Памяти А. Липницкого. О Битлз

Сергей Горцев
    Жизнь так сложилась, что посчастливилось познакомиться с Александром Липницким в 1996 году во время организации концерта Василия Шумова в Смоленске. Василий тогда жил в Лос-Анжелесе и приехал в Россию на десять дней с акустическим концертом. Липницкий( вместе с А.Чепарухиным) был продюсером, менеджером  этого небольшого тура и произвёл на меня сильное впечатление своей простотой, интеллигентностью и доброжелательностью, хотя был очень известным человеком в рок-музыкальном мире. Мы подружились, перезванивались, я был в его знаменитой московской квартире в Каретном переулке. Он хвалил мою книгу "Глядя в Центр" и планировал пригласить в свою программу "Еловая субмарина" на телеканале "Ностальгия".Не сложилось.
К сожалению, Александр ушёл от нас в марте 2021 года. В память о нём предлагаю нашу беседу о группе "Битлз", которую записал в 2006 году специально для сайта beatles.ru

- Александр, давайте немного поговорим о "Битлз". Когда Вы впервые услышали их песни?

 Посол Индии в СССР Трильаки Кауль, ухаживая одновременно за моей бабушкой, актрисой Татьяной Окуневской, и мамой, подарил нам с братом Владимиром виниловую пластинку на 45 оборотов. Там было два сингла- «All My Loving» и «And I Love Her». Это было в 1964 году, зимой. Чуть позже из его рук мы получили еще одну мини-пластинку, и там была песня «A Hard Day’s Night». Всё это было потрясением, наверное, самым сильным из музыкальных сопереживании и за всю мою последующую жизнь.

- Учитывая ваше участие в группе "Звуки Му",приходилось ли самому исполнять песни ливерпульской четверки?

 Летом 1988 года энтузиасты из ДК им. Курчатова устроили вечер, посвященный 25-летию «Битлз». В концерте принимала участие куча московских групп, в том числе и «Звуки Му». Плюс я пригласил приехавшую ко мне в гости из Питера группу «КИНО». И когда по ходу концерта была выбрана песня «Hey Jude», то Цой вытащил и меня к микрофону, так я поучаствовал в общем хоре.

- Коллекционировали ли альбомы "Битлз"? На катушках, дисках?

 Я коллекционировал альбомы «Битлз» с самого начала, вплоть до распада группы. Бутлеги и поздние релизы меня не интересовали, кроме альбома «Битлз на Би-Би-Си», о котором я сделал радиопередачу, включив туда записанное мною на пленку интервью с Джорджем Мартином. Наша с ним встреча произошла зимой 1988 года в его лондонской Air Studios, когда мы с Мамоновым и Брайном Ино сводили на этой студии альбом «Звуков Му». Мартин тогда отметил, что впервые работает с русскими рок-музыкантами. До этого он имел дело только с нашими музыкантами – классиками.

- Очень интересно. Это интервью где-то опубликовано?

Нет. Оно до сих пор лежит у меня где-то в архиве.

 - Кому из четверки Вы больше симпатизируете? Может быть, МакКартни, поскольку в "Звуках Му" были бас-гитаристом?

 В молодости я больше симпатизировал Леннону, но с годами перестал отдавать предпочтение кому-либо из «великолепной четверки».

- А какие из номерных альбомов были самыми любимыми?

 «Rubber Soul» и «Сержант...». Наверное потому, что на этих альбомах удачно совмещены, с одной стороны, дух «Битлз», а с другой – определенный концепт.

- Были ли "Битлз" когда-нибудь для Вас "группой  № 1"? Если нет, то кто был в фаворитах?

 После распада их место на верхних ступенях пьедестала естественно заняли «The Rolling Stones». Но даже в 60-ые «Роллинги» были почти равноценной  любовью.

 - Какие альбомы участников "Битлз" после распада Вы бы выделили? Как оцениваете последний альбом П. МакКартни?

 Я всегда любил «Ram» Пола, и, находясь в оцепенении после гибели Джона, сильно въехал в «Double Fantasy». Все последующие альбомы МакКартни я первый раз слушаю с удовольствием, а второй раз уже слушать не хочу. Хотя оба его концерта в России я посетил и получил огромное удовольствие. Кстати,  29 мая я был приглашен БГ в его питерскую студию и подпел в его поздравлении (для радиопрограммы Гребенщикова на «Радио России») «сэра Пола» (МакКартни, разумеется)…

 
- Менялось ли Ваше отношение к творчеству "Битлз" в течение последних 20 лет?

 Не менялось. Их место в моем сердце никто не занял.               

 - Многие считают, что композиция "Revolution 9" - очень удачный опыт популяризации шумовой музыки и что она написана не без влияния Йоко Оно...

 Я об этом не думал. Но Йоко Оно уважаю как художника. К этой песне у меня всегда было ровное отношение.

 - Если бы сегодня "Битлз" впервые выпустили "White Album",  его бы заметили?

 Безусловно. «Битлз» - величайшие мелодисты, и для того чтобы сделать этот альбом супермодным им достаточно было бы просто взять молодого продюсера из ди-джеев-электронщиков.

 
- Как Вы оцениваете роль Эпстайна и Мартина в судьбе "Битлз"?

 Эпстайн был талантливым менеджером, но Мартин – король студийной работы, супер-продюсер. Без него «Битлз» просто не было бы.

 - Кого из музыкантов ХХ века можно поставить вровень с "Битлз"  по вкладу в развитие массовой культуры и культуры вообще?

 Только Элвиса и, пожалуй, Энди Уорхола…

 - Можно ли сегодня говорить о ком-то, как о продолжателях лучших традиций "Битлз" у нас в стране и за рубежом?

 У нас это, как не крути, все равно «Машина», «Воскресенье». Но в первую очередь «Аквариум». БГ продолжает учиться у «Битлз», и в этом его сила.

 - "Битлз" сегодня - это классика, которую должен знать каждый музыкант, или можно обойтись и без них?

 Я думаю, что музыкант-«классик» может легко обойтись без знания поп-музыка вообще…

2006 год


Другие материалы о музыке - http://proza.ru/avtor/tektonika&book=6#6