Эмиль Гилельс, Ван Клиберн и КГБ

Магда Кешишева
   Конкурс в Москве - это встреча с музыкальной весной мира.
                /Маргарита Лонг, выдающаяся французская панистка/


   С 19июня по 1июля 2023 года в Москве и Петербурге проходил один из самых престижных музыкальных конкурсов - XVII Международный Конкурс имени Петра Ильича Чайковского.
   Этот конкурс - праздник музыки для огромной армии музыкантов, композиторов, поклонников классики.
   Конкурс проходил по 7-ми специальностям.
   Из 41 страны было получено 742 заявки на участие в конкурсе.
   В первом туре состязались 236 музыканта.
   Оценивало выступление интернациональное жюри, состоящее из известных музыкантов пяти стран мира...

   И вспомнилась мне весна далёкого 1958 года... С 18 марта до 1 апреля в Москве проходил Первый Международный Конкурс имени Петра Ильича Чайковского. К нам в страну приехали 67 исполнителей из 21 страны. Состязались конкурсанты только двух  специальностей: пианисты и скрипачи.
   От России выступали по 9 исполнителей пианистов и скрипачей.
   Система оценок - 25 баллов.
   Накануне выступлений, 30 марта, проводилась жеребьёвка.
   Интернациональное жюри конкурса пианистов состояло из 17 человек, а председателем жюри был Эмиль Гилельс.

   Время тогда было сложное - разгар "холодной войны", непростые отношения между СССР и США.
   От СССР в второй тур вошли 8 советских пианистов и все три представителя Америки.
   31 марта в 9.30 начались конкурсные выступления. Под номером 15 на сцену вышел никому неизвестный, симпатичный, с красивой волной волос, долговязый, 23-летний парень из Америки - Вэн Клайберн. В России его будут звать Ваном Клиберном.
   
   После первого тура молодой американец набрал максимальное количество баллов.
   Число участников второго тура составляли 20 пианистов. В третий тур прошли 8 человек. Уже наметилась тройка лидеров: американец Клиберн, наш Лев Власенко и китаец Лю Ши - Кунь, с наибольшим числом баллов 411 у Власенко.

   Третий тур транслиловался по центральному телевидению.
   Вся огромная страна прильнула к экранам телевизоров, наслаждаясь великой музыкой, волнуясь, переживая.
   Этот день стал триумфом американского пианиста Вана Клиберна. В его программе был Первый концерт Чайковского и Третиий концерт Рахманинова.
   И сегодня я помню ТОТ день. Как играл этот юноша! Невероятно красиво было всё: свободная манера исполнения, эмоции, отражавшиеся на лице Клиберна, руки и весь его вдохновенный облик.

   Ван Клиберн стал любимцем советских людей. Его засыпАли цветами, за ним ходил шлейф почитателей его таланта. Знакомый, который в те дни находился в Москве и жил в гостинице "Европейская", той же, где жил Клиберн, с выражением восторга на лице нассказывал следующее. Гостиница находилась напротив Филармонии. После концерта поклонники сопровождали Клиберна до самой гостиницы. В вестибюле  ему вручили огромный букет роз, указали на стоявший здесь рояль, и сказали:"За ваше искусство, за талант!" Клиберн слов не понял, а жест истолковал как просьбу сыграть. Сел он за инструмент и вдруг - вместо ожидаемого классического репертуара стал исполнять известные джазовые композиции. Народ бросился к телефонным автоматам и стал звонить знакомым:"Клиберн в "Европейской" играет джаз!"

   Теперь, прошу прощения, ложка дёгтя.
   Мало, кто знает, скольких сил и нервов стоило великому пианисту Эмилю Гилельсу защищаться от нападок тех, кто обвинял его в том, что он, как председатель жюри, позволил дать первую премию американскому, а не советскому пианисту.
   Нашлись негодяи, которые сломали машину Гилельса, а после ремонта не раз обливали её помоями.
   Более того: под нажимом "сверху" исключили из аспирантуры Консерватории его талантливую дочь, будущую выдающуюся пианистку.

   А ведь, несмотря на то, что первое место американцу дали 15 из 17-ти членов жюри, Гилельсу пришлось получить личное разрешение Никиты Сергеевича Хрущова!

   Через много лет, в разгар гласности, стало изветно, что травля великого пианиста проводилась под руководством КГБ, в обширном досье которого Гилельс числился космополитом, так как его дед был раввином...

   Прошло пять лет. Лето 1963 года. Москва. Третий Международный Кинофестиваль. Допускаю, что кто - то помнит известную историю с присуждением главного приза фестиваля. Этот случай упомянут в рассказе Виктории Токаревой, лучшего, с моей точки зрения, прозаика - женщины "Римские каникулы". Рассказ этот - впечатления автора от поездки в Италию, куда её пригласил, кстати, сам великий Феллини.
   Если вы не знакомы с рассказом, скорее восполняйте пробел. Но сейчас не об этом. Токарева несколько раз встречалась с Феллини, общалась с ним. Однажды, обедая в ресторане, между Феллини и Токаревой призошёл разговор:
 - Ты знаешь такого человека: Герасимофф?
 - Да. Он умер.
 - В шестидесятых годах я с ним встречался. На кинофестивале. Он повёз меня на машине по Москве с каким - то человеком.
   "С кэгэбешником", - подумала я.
   Дальше Герасимов возит гостя по городу, останавливается у здания московского университета и всё говорит, говорит, хвалит советских людей, которые так много красивых зданий построили. Феллини стало неловко, словно он делает что - то против народа, который выстроил такой большой дом. И он спросил:
 - Что я должен сделать?
 - Заберите ваш фильм из конкурса,- сказал Герасимов.
 - Пожалуйста...Дальше Токарева приводит слова Феллини:"Я обрадовался, что такая маленькая просьба".
   После этого Герасимов пригласил Феллини на ужин к себе домой, где угощал  пельменями, приготовленными своими руками.
 - Но первый приз вам всё - таки дали, - напомнила Токарева.
 - Да, да...первый приз. И меня несли на руках ваши режиссёры: Куциев, Наумофф... и кто - то ещё. Я испытывал определённое неудобство, потому что все они были разного роста.

   Но, конечно же, великий Федерико не мог знать, как противились власти этому решению жюри, и скольких нервов стоило председателю жюри конкурса, Григорию Чухраю, настоять на присуждении главного приза фильму Феллини "Восемь с половиной".

  P.S. Использована статья И.Теслер из журнала "Алеф", посвящённого еврейской   
       культуре и традициям.