Русский язык. Славяне. Откуда все взялось? Часть 6

Гарри Александров
    С севера (точнее – с северо-запада) земли славян активно посещались скандинавами. Жители Западной Европы называли их норманнами – северными людьми, а славяне – варягами. Скандинавы – близкие родственники славян. Вероятнее всего, даже гораздо более близкие, чем это принято считать. Неизвестно, когда именно они отделились от общего индоевропейского корня, преодолев водную преграду на пути к южным берегам Скандинавского полуострова, но свой древний антропологический тип им удалось сохранить практически неизменным. По той же самой причине, что и северным славянам. Не с кем им было смешиваться, кроме как с такими же, как они сами, северными народами того же происхождения.

    Места их обитания мало пригодны для земледелия, поэтому основным занятием скандинавов было скотоводство, рыболовство и охота на морского зверя. В поисках добычи скандинавам приходилось совершать дальние плаванья по северным морям. А из-за того, что в их землях постоянно не хватало хлеба, они вынуждены были еще и посещать более южные страны с целью обмена своих продуктов – кож и рыбы - на хлеб.

    Кроме того, по обычаю скандинавов, после смерти главы семьи все имущество переходило к старшему сыну. Младшие при этом оставались ни с чем. Чтобы дать им возможность обеспечить себя, заботливый родитель заблаговременно «пускал их по миру». Но не с нищенской сумой, а с крепкой ладьей. Сыновья знатных скандинавов набирали из добровольцев дружину, садились в ладью и отправлялись в «хлебные страны». Иногда с товарами, но чаще с оружием – грабить купеческие суда и прибрежные поселения. Такой образ жизни вошел у них в привычку, и они в конце-концов стали грозой почти для всей Западной Европы. От родных берегов они совершали вояжи по всем направлениям, проникая через Гибралтарский пролив даже в Средиземное море. Спасения от них не было никому. Вместе с тем, норманны охотно поступали на службу к тому, кто готов был им хорошо заплатить, и служили ему верой и правдой. На восточных славянских путях скандинавы вели себя точно так же, как и во всех прочих местах: торговали с прибрежными жителями, грабили слабые поселения и поступали на службу к сильным городам и властителям. Исповедуемый ими образ жизни сделал из скандинавов-варягов храбрых и мужественных воинов, отличавшихся хорошей дисциплиной и особым военным искусством. Поскольку история тех времен с избытком наполнена жестокими распрями между соседними племенами, то заполучить к себе на службу храбрую варяжскую дружину хотелось любому властителю. И славянские князья в этом смысле не исключение.

    Для своих передвижений варяги всегда старались использовать водные пути – моря, озера и реки. В частности, их знаменитый маршрут «из варяг в греки» начинался с новгородских земель, куда скандинавы проникали через Финский залив, Неву, Ладожское озеро и реку Волхов. Поэтому отношения с новгородцами у них были особыми. Варягам не выгодно было иметь дело с врагами в самом начале их долгого пути на юг. Поэтому они старались не портить отношения с новгородцами из-за своих набегов, предпочитая сохранять с ними дружеские отношения. Новгородцы же (точнее, славянское племя, называвшее себя словенами), судя по всему, также видели в варягах родственные души, поскольку их собственный образ жизни очень напоминал образ жизни скандинавов. Так же, как и варяги, они в основном занимались торговлей, охотой и… грабежами. Лихие новгородские ушкуйники почище скандинавов терроризировали окрестные племена, нападая на прибрежные поселки и купеческие суда. Такие привычки новгородцы сохраняли очень долго – вплоть до XV века, когда великий князь Иван III не покончил с новгородской вольницей, приведя Великий Новгород к присяге на верность Московскому государю. Поэтому не стоит удивляться тому, что пожилой новгородский старейшина Гостомысл, почувствовав приближение своего конца, способствовал передаче власти в Новгороде варяжскому конунгу Рюрику. Произошло это в 862 году, и именно с этого времени начинается отсчет истории государства российского. Поскольку одним из имен варягов было «русы», то и государство стало называться «русским» или «Русью». Так по крайней мере считает большинство историков.

    Однако, все, что связано с образованием русского государства до сих пор вызывает недоумение и массу вопросов. Как у самих историков, так и у тех, кто просто интересуется историей России. Почему пригласили варяга Рюрика? А на самом ли деле он из скандинавов? И в самом ли деле русы – это скандинавы?

    Исторических материалов, описывающих эти события, достаточно много. Большинство из них в общих чертах подтверждает общепринятую трактовку событий, хотя и далеко не в  той мере, чтобы можно было считать их совершенно достоверными. Слишком много в этих хрониках противоречий, недосказанности и эпизодов, допускающих двоякое, а то и троякое толкование. Более всего поражает здесь отсутствие обычной житейской логики. Поэтому каждый из историков пытается по-своему объяснять происходившие тогда события. – так, чтобы несуразности не особенно бросались в глаза. Тем не менее, вопросы все равно остаются.

    Однако, если попытаться воспроизвести обстановку того времени, то здравый смысл в происходивших событиях отыскать все же можно. Например, почему власть уступили именно Рюрику? Пусть даже он в действительности был из скандинавов, что само по себе еще не твердо доказанный факт. Необычным такое событие может показаться только в том случае, если смотреть на него из более позднего времени, когда уже сформировались и окрепли самостоятельные государства – Россия, Швеция, Норвегия и т.д. Тут, конечно, Рюрик выглядел бы откровенным иноземцем, представителем чужой страны. Но ведь во времена Гостомысла и Рюрика таких государств еще не существовало. Были лишь разрозненные племена, не имевшие никакого государственного устройства, кроме племенных обычаев, и к тому же постоянно враждовавших между собой. Кровавые стычки между ними – даже в том случае, если оба племени были, скажем, славянскими, по жестокости ничем не уступали чужеземным набегам. Такие уж тогда были времена. Война была образом жизни каждого племени. Поэтому заполучить себе в предводители опытного и мужественного военачальника – пусть даже из соседнего племени – стоило дорогого. А Рюрик, видимо, именно такими качествами и отличался. Причем, судя по всему, был личностью выдающейся, заслужившей чрезвычайно высокую репутацию. То, что он был скандинавом (скандинавом ли?), решающей роли не играло. Да и неизвестно еще, какие в этот момент у новгородцев-словен были отношения с другими соседями, кто из них был им ближе. Если судить по жизненному укладу, то больше всего общего у ни было как раз со скандинавами.

    Существует мнение, что Рюрика никто не приглашал, а просто он силой захватил власть. Однако такая точка зрения не выдерживает никакой критики, ибо не только не подтверждается письменными свидетельствами, но, самое главное, противоречит элементарному здравому смыслу. Зачем иноплеменному разбойнику-варягу вешать на себя обузу в виде чужого племени. Его дело – напал, пограбил и отбыл восвояси. Или, если есть большое войско – обложил данью, оставил своих наместников и опять же - ушел к себе домой. А если уж действительно захотелось стать властителем, образовав государство, то завоеванные территории в таком случае включаются в состав собственных земель.

    В нашем же случае «завоеватель» Рюрик почему-то навсегда оставил свою родину, напрочь забыв про нее (да и где она, его родина?) и вместе с семьей поселился среди чужого племени, которое при этом, вне всякого сомнения, должно бы его люто ненавидеть. Если бы все было именно так, недолго бы он там усидел. Но этого не было. Поэтому версия насильственного захвата власти никак не проходит. Рюрика несомненно пригласили. И пригласили  по-доброму, со всеми его родственниками, обещая всяческую поддержку – «да пойдете княжить и володети нами». Причем, судя по всему, сам Рюрик не очень-то и рвался на эту почетную должность. Как отмечает Никоновская летопись: «Онижь (т.е. они, варяги) бояхуся звериного их обычая и нрава, и едва избрашись три брата». Другими словами, предки наши (словены-новгородцы) были еще те ребята, даже отчаянные рубаки-варяги сильно их опасались и добровольно ни за что не рискнули бы княжить у них. Так что новгородцам пришлось очень хорошо попросить их, гарантируя свою поддержку. Решились на такое безрассудство только три брата – сам Рюрик и его родственники – некие Синеус и Трувор (так звучали их имена в славянской транскрипции). Стоит ли тут говорить о каком-то насильственном захвате власти.

    Но самой правдоподобной версией выглядит следующая. Рюрик был родным сыном Гостомысла. Возможно от скандинавской жены. В те времена ведь не было каких-то строгих границ между племенными землями. И скандинавы, и словены имели одних и тех же предков, которые несколько тысячелетий двигались с востока на запад. Скандинавы пришли чуть раньше, но под давлением новых переселенцев им пришлось преодолеть водные  преграды и обосноваться на Скандинавском полуострове. Поскольку двигались переселенцы небольшими группами, то там им было поначалу вполне комфортно и всем всего хватало. У них сложились собственные культуры со своими вождями, языками и образом жизни. Но по мере увеличения населения хватать перестало. Земли все уже были поделены и присвоены теми, кто пришел раньше, и «лишним» пришлось придумывать какие-то новые занятия, чтобы обеспечить себя средствами к существованию. Т.е. «варяжить» - взаимодействовать с другими племенами - торговать и грабить. Примерно тем же самым занимались и словены – их ближайшие соседи.

    Когда племена живут рядом, то они в любом случае будут взаимодействовать. Тем более, что они близкие родственники. Поэтому неизбежно и смешение по крови. В приграничных областях постепенно появляется некое смешанное население – они и не словены и не скандинавы в чистом виде – полукровки. Поэтому ничего удивительного в том, что смешанные браки были заурядным явлением и никого это не удивляло. Паспортов с графой «национальность» тогда не было, да и самого понятия «национальность» тоже. Жили, где живется и с кем живется - кто есть кто не различали.

    Вероятно Гостомысл со своим отпрыском в свое время в чем-то разошлись во мнениях. Или папа просто прогнал непутевого хулиганистого сына. И Рюрик, не долго думая, собрал команду единомышленников (и из словенов, и из скандинавов – кто нашелся) и отправился «варяжить». Захотелось на людей посмотреть и себя показать.
Когда Гостомысл состарился, то вспомнил, наконец, о своем блудном сыне. Который, кстати говоря, тоже уже был далеко не молод. Скорее всего, он уже перестал бродяжничать, а осел вместе со своими состарившимися сподвижниками где-нибудь (может быть, к примеру, в районе нынешней Старой Ладоги), обзавелся семьей и хозяйством – благо земли свободной было тогда много.

    Призвал тогда Гостомысл Рюрика и сказал ему что-то вроде: «Хватит тебе, молодец, дурака валять, а займись-ка ты серьезным делом. Мне уже недолго осталось, а власть надо кому-то передать. Иначе тут могут и  кровавые беспорядки начаться. Поддержку я тебе обеспечу среди верных людей». Помудревший Рюрик осознал ситуацию и согласился. Хотя не очень-то и хотел – ему и так неплохо жилось в своих владениях. Спокойно. Так вот и состоялась передача власти. Вполне законно и в духе существовавших традиций.

    Такая версия выглядит наиболее достоверной. Никаких завоеваний, никаких иноземцев. Все логично. (продолжение следует)