Гроза крымского неба 1

Андрей Грачев 2
Самым результативным асом весной 44 года из состава JG52 в небе Крыма был не такой уж известный широкому кругу людей фельдфебель Герхард Хоффманн из 4 отряда. Судите сами: только за апрель он одержал 52 победы. Вот его победы мы и рассмотрим. Но начнём мы свой рассказ не с побед аса, а с его поражения.

К сентябрю 43 года Хоффманн был уже достаточно сильным асом. На его счету было 42 победы. Особенно сильно он отработал 21 сентября в небе Ржишева, сбив за бой четыре Яка. Но, как мы видим по документам, реальность отличилась от заявок аса. 2-я ВА потеряла только два своих "Яка", ещё два были подбиты, но несильно, и совершили посадки на колеса вне аэродромов, однако вскоре вернулись в строй. Один из "Яков" сбил начинающий ас Липферт, а второй - Хоффманн, на чем, собственно, все его успехи и ограничились.

Вероятно, Хоффманн уже тогда бы начал штамповать победы, но 25 числа произошёл неприятный случай: ас, только что одержав победу, был и сам сбит, ранен и покинул самолёт с парашютом. Он в том бою оформил свою 42 победу.

И снова обратимся к воспоминаниям Ворожейкина. Ас был сбит как раз в этом бою. Шестёрка Ворожейкина отправилась на задание, которое состояло в сопровождении в район Ржищева "Илов". Шли следующим строем: четверка Ворожейкина шла в непосредственной близости от "Илов", ведомым был Тимонов, а вторую пару составляли Кустов и Лазарев. Сверху и сзади их страховала пара Сачков Выборнов.

На подходе к цели заметили бф-109, которые двумя группами с разных сторон предприняли стремительные атаки. Они старались отсечь истребители сопровождения от "Илов". Судя по описанию боя, им это действительно удалось, бф-109 прорвались к "Илам", однако нанести потери не смогли, так как Ворожейкин успел провести атаку со своим звеном. Атака по бф-109, атаковавшим "Илы", была удачная, Ворожейкин сбил один бф-109. Тем не менее, другая группа бф-109 оказалась выше и грозила прижать к земле наши "Яки". Вдобавок лётчик Лазарев, несмотря на свою опытность, увлёкся атакой бф-109 и потерял строй. Пара Сачкова вела бой в отрыве от остальных, значительно выше.

Бой потерял логическую составляющую. Кустов, пытаясь спасти своего напарника, тоже ушёл в сторону, и немцы, предвкушая лёгкий успех, атаковали одновременно Лазарева и оставшуюся в одиночестве пару Ворожейкина и Тимонова. Третья пара "Яков", как мы уже говорили, вела бой самостоятельно, в отрыве от остальных, и помочь Ворожейкину не могла.

Вдобавок ко всему была замечена большая группа вражеских бомбардировщиков, которые в сопровождении фв-190 шли на задание. Ситуация стала совсем сложной. Пара Ворожейкина, однако, достойно билась, уходя от атак бф-109 и не подпуская их к "Илам", которые успешно отработали по цели.

Через некоторое время им на помощь пришла пара Кустова. Лазарев, который в начале боя проявил недисциплинированность, обстрелял один ю-87 и заявил его сбитым. Затем эта пара отвлекла на себя бф-109, которые до того атаковали Ворожейкина и Тимонова.

Затем уже сам Ворожейкин допустил ошибку - он слишком резко задрал свой "Як", пытаясь уйти на вертикаль, дабы помочь Кустову и Лазареву. Однако "Як" для таких маневров был плохо приспособлен, он потерял скорость, и Ворожейкин с трудом спас его от заваливания. Тут же его атаковал бф-109. Цель была лёгкой, "Як" был подбит. Однако добить его не дала пара "Яков", которые вовремя пришли на помощь и открыли огонь издалека. Бф-109 был сбит в тот самый момент, когда собирался добить беззащитный самолет Ворожейкина.

Подбитый "Як" Ворожейкина чуть не упал, но ас его всё же вывел. На этом бой закончился. На отражение налёта были подняты другие истребительные части. Шестёрка полка, не понеся потерь и защитив "Илы", вернулась, выиграв столь тяжелый бой.

Вообще бой Ворожейкин оценил без особого восторга. Группа распалась, вести бой пришлось порознь, потерь избежали только благодаря отличному индивидуальному мастерству.

Тщательно изучив немецкие потери, мы видим, что реально в том бою сбито было два самолёта. Изначально атаки проводили, видимо, бф-109 из венгерского отряда. Был сбит пилот Дьёрдь Дебродь, который уже имел 5 побед на счету, будущий известный ас. Он с трудом смог добраться до Днепра, переплыл его вплавь и вернулся к своим. Скорее всего, сбил его в начале боя Ворожейкин. Кроме того, сбит был Хоффманн. Причём он уже посчитал Ворожейкина сбитым. Сам Ворожейкин не знал, кто его спас от гибели, но по оперативным документам парой, которая вовремя пришла на помощь, была пара Сачкова, причём отличился как раз ведомый - Выборнов Александр Иванович. Впрочем, он был лётчиком, по силе равнозначным своему ведущему. Эта боевая пара успешно прошла всю Войну и встретила Победу. Именно Выборнова мы можем с высокой долей вероятности считать победителем немецкого аса.

Хоффманн вернулся в строй только к февралю 44 года. Его группа вела бои в Крыму, бои, которые отлично описал Лавриненко. Хоффманн быстро включился в дело.

Мы, опустив не очень многочисленные победы аса в феврале и марте 44 года, сразу перейдём к его апрельским успехам.

Так, уже 1 апреля в бою против 6-го гиап ВВС ЧФ ас оформил две победы. Всего немцы оформили 8 побед в тот день, но реально полк потерял три своих самолета и двух пилотов. В период, когда оформил свои заявки Хоффманн, действительно было потеряно два "Яка", но, судя по месту потерь, их сбил не Хоффманн, а лейтенант Вальтер Вольфрум из 5 отряда.

2 апреля ас заявил в районе мыса Хрони, Керчь, Ла-5. Мы знаем обстоятельства этого боя. Это были, прежде всего, никакие не Ла-5, а "Кобры" 66-го иап. Ведущим был легендарный ас Камозин Павел Михайлович. В указанном районе от своих отстал лётчик Дубинин - кстати, случай очень редкий в то время. И тут же был атакован бф-109. Однако атака была неудачной. Хоффманн решился на бой на виражах, который был безрезультатен до тех пор, пока на помощь не пришёл Камозин. Он заявил сбитым бф-109. На самом деле потерь никто не понёс. Так что эта победа Хоффманна оформлена исключительно от большого желания.

А вот 5 апреля ас добился реальной победы. Он сбил в районе Красный Перекоп Як из состава 274-го иап. Пилот его, Хрустовский, пытался дотянуть до своих, но разбился.

8 апреля ас за два боя оформил пять побед - четыре "Ила" и "Як". А вообще немцы оформили 19 "Илов", 14 "Яков" и "Кобру". И это ещё с учетом того, что нам почти неизвестны заявки от SG2. Многие асы оформили сразу несколько заявок, как и Хоффманн : например, командир его отряда, оберлейтенант Хайнрих Штурм, отличился 8 раз, а командир 5 отряда Вильгельм Батц 6 раз.

Всё это имеет очень мало отношения к реальности. Потери 8-й ВА составили 7 штурмовиков и один (!!!) истребитель. Более того: отмечено, что, хотя бои шли весь день, немецкие истребители в них особой активности не проявляли. А зачем, если можно писать бумажные победы? Ещё два "Ила" были повреждены огнём истребителей.

Стоит заметить, что из 7 штурмовиков два были сбиты огнём ЗА, два столкнулись над целью, то есть немцы сбили три и подбили ещё два. Нам точно известно, что один из Илов, который потерял строй и не вернулся на аэродром (лётчик Митрофанов) обнаружил и сбил Хельмут Липферт, ещё две потери соотносятся с заявками Вальтера Вольфрума и Вильгельма Батца, единственный истребитель был сбит Хайнрихом Штурмом и, как кажется, из всех его восьми заявок подтверждается только эта. А Хоффманн оформил пять заявок в собственной фантазии.

Ещё пять заявок ас оформил на следующий день. На сей раз уже четыре истребителя и штурмовик. В тот день всего было потеряно четыре истребителя, но немцы заявили 11 штук (опять же, без учёта SG2). Нам известно время и место трех потерь. Утром во время вылета на разведку не вернулись пилоты 15-го иап Рудык и Евдокимов, причем Евдокимов Василий Сергеевич имел 14 побед на счету. Эти потери явно соотносятся с заявками Вольфрума. Он же сбил днем Тихомирова Фёдора Михайловича из 812 иап, имевшего 6 побед на счету. То есть, остаётся один Як, который мог сбить Хоффманн, а мог и кто другой.

В тот день штурмовики тоже понесли тяжелую потерю - сбит пилот 76-го шап, Герой Советского Союза Павлов Лавр Петрович. Это произошло в районе села Весёлое. По советским отчётам, сбит он огнём ЗА, судя по всему так и есть, во всяком случае Хоффманн не имеет отношения ни к этой потере, ни к двум другим (по месту нет совпадения). Кстати, в 8-й ВА не было традиции списывать на огонь ЗА штурмовики.

10 числа ас оформил два Яка и Кобру. В бою, где он сбил Кобру, ещё три заявки оформил Батц. Это был бой против 31-го гиап. В ходе боя, несмотря на оптимизм немцев, была подбита только одна Кобра, она разбилась на обратном пути, пилот Колесник погиб. Трудно сказать, кто подбил этот самолет. Также немцы заявили 10 Яков в тот день, реально сбито было четыре и ещё один сильно поврежден, сел на брюхо. Один из сбитых самолетов сходится по месту и времени с вечерней заявкой Хоффманна, но его заявка, оформленная первой, не имеет подтверждения.

13 числа ас оформил два "Ила" в районе Севастополя, ещё два - его напарник оберфельдфебель Андреас Штеррль, но ни одна из этих заявок не имеет подтверждения.

14 числа ас оформил ещё три победы. Иначе, чем шейной часоткой, эти заявки не объяснить: до сотой победы осталось совсем немного. Ведь в районе Симферополя в тот день 8-я ВА не понесла потерь. Единственной потерей стала гибель аса 43-го иап Соколова Александра Семёновича, имевшего 10 побед на счету, его в районе Бахчисарая сбил Вольфрум, опаснейший ас. Вероятно, этот великолепный воздушный боец так бы и продолжал сбивать советские самолеты в небе Крыма, причём в числе его жертв были многие известные советские асы. К счастью, 15 числа он неудачно атаковал "Илы", был сбит и ранен огнём стрелков.