Черное море. Геленджик. Год 2010-й

Аглая Анхори
       На фото:
       1. Символ Геленджика - Невесточка. Когда-то на берег бухты лихие горцы привозили захваченных в набегах девушек и продавали в гаремы турецких богатеев. Конечно же, продаваемые пленницы выглядели совершенно иначе, но никто от скульптора исторической точности не потребовал.
       2. Египетский уголок Старого парка.
       3. Чей круп привлекательнее?


       90-е годы кардинально изменили жизнь большинства людей. Я оказалась в числе тех, кому пришлось отринуть мечты "о доблестях, о подвигах, о славе"… И о путешествиях. Повлияло даже не столько разделение на независимые государства (хотя и оно внесло свою лепту), сколько резкое падение жизненного уровня.
       Но прошло 10 лет, 20, благосостояние немного возросло, и снова появилась возможность побывать в местах несколько подзабытых.
       Я снова топчу гальку геленджикского пляжа. Но уже не требовалось стелить соломку, заранее списываясь с владельцами дома, не надо охотиться за билетами, чтобы прилететь в определенный день, а не загодя, и не опаздывая. Приобретенная путевка гарантирует проезд, крышу над головой и завтрак. Забегая вперед, отмечу, что только завтрак - очень удобно, нет причины прерывать интересную экскурсию или нервно поглядывать на часы, дергаясь "успею-не успею на обед/ужин".
       Ночь в пути, и утром заселяемся в номер гостиницы "Алекс". Гостиница для бюджетников, но нас все устраивает. Возвращаясь к вопросу питания: в самой гостинице не готовили, был заключен контракт с одним из кафе, оттуда приносили ежедневно корректируемое количество порций и в кухне столовой только разогревали. Меню висело на видном месте, и если кто из постояльцев желал отобедать или отужинать в гостинице, должен был сразу после завтрака сделать заказ.
       Приехали, оказалось, в День города, поэтому успели наглядеться как на многочисленных площадках выступали профессиональные и самодеятельные артисты. Как ни странно, но меня в кои веки не напрягало обилие народа, а музыка, красочность и яркость нарядов выступающих не то чтобы пьянили, но подъем настроения и легкость на душе будто только что покинула приятное застолье.
       Однако, День города на работу многочисленных турфирм не повлиял, и поздним вечером туристический автобус увозил меня в Сочи. Сама-то я в Сочи не стремилась, но близилась Олимпиада 2014 года, возводились новые объекты, а моему папе было недостаточно того, что показывали по телевизору. Сам он из-за весьма преклонного возраста уже не рисковал отправляться в дальние вояжи, поэтому я должна была стать его глазами, фотографируя каждое мало-мальски значимое строение. Папа просит – я беру под козырёк и отвечаю «Приказ ясен, приступаю к исполнению!»
       Курортный проспект уже не был столь величествен, как 40 лет назад. Ряд здравниц и санаториев, лишившись былых хозяев – министерств и ведомств – и не обретя новых, ветшают и осыпаются, гостиница "Жемчужина" тоже либо временно бесхозна, либо до ее модернизации не дошла очередь.
       Показали нам и несколько строительных площадок, так что папин интерес удалось частично утолить. Лично мне больше всего приглянулись часы, установленные возле морского вокзала, показывающие сколько суток, часов, минут и секунд осталось до открытия Олимпиады. Живы ли эти часы? Если да, то что они показывают сейчас?
       С Сочи нас знакомили часа 2, остановок для детального рассмотрения той или иной достопримечательности сделано немного, а жаль. Мне так хотелось сфотографировать храм Александра Невского! Очень красивое сооружение.
       Основное время заняла поездка на Роза Хутор (или в Роза Хутор? Тогда не уточнила, а сейчас не вижу смысла). Это несколько корявое название резало слух, но впервые в моей практике гид не смог внятно объяснить, почему местность называется так, а не иначе. Неужели составителям маршрута оказалось не по силам придумать красивое или занятное объяснение?
       Проезжая по ущелью и глядя на обилие конструкций, бетонных плит различной конфигурации, массу строительной техники никак не могла понять папиного желания увидеть это своими глазами. За свою жизнь он успел понаблюдать и за более грандиозными стройками. Неужели не насмотрелся?
       Из всей многочасовой поездки воистину потряс только джиппинг. Создалось ощущение, что трассу специально сделали на редкость извилистой. Чтобы не любители экстрима, все-таки решившиеся прокатиться, погромче охали и почаще хватались за сердце. Никогда прежде не доводилось мне видеть, чтобы машины с невероятной скоростью мчались в гору, чей уклон превышал 45° (возможно и все 60°). Я человек с крепкими нервами, но и у меня что-то ёкало внутри, когда джип, не сбавляющий скорость, заносило на весьма крутых поворотах и, особенно, когда навстречу неслась, казалось, неуправляемая машина. А дорога – всего полторы ширины джипа... Попугались, попугались, но живы остались.

       Геленджик за минувшие года не мог не измениться. Самое зримое – вдоль набережной появилось много статуй: символ Геленджика – Невесточка, Смотритель маяка, Кот ученый, Золотая рыбка, Ассоль, ждущая исполнения мечты, и «Секрет» с алыми парусами. Уверена, что это не все, что если бы хватило терпения пройти по набережной из конца в конец, все 17 с лишним км, то наверняка встретила бы еще каких-либо персонажей.
       Очередное новшество: длинные ряды палаток с винами. В советское время винодельческим хозяйствам такой свободы не предоставляли. Разумеется, я не ставила своей целью зафиксировать всех владетелей палаток, тем не менее, на отдельных снимках вижу "Русский Азов", "Крымский винный завод", "Таманская винная компания" (ее продукция мне особенно пришлась по вкусу, особенно "Таманский янтарь").
       А вот столь запомнившегося дегустационного зала уже не было. На его месте возвышалось совсем другое здание. Нет, Геленджик без дег.зала не остался, заведение переехало на Тонкий мыс, но другое здание не было столь внушительным и впечатляющим. Да и распорядитель зала был не столь увлечен, как его предшественница. Заготовленный текст читал хорошо, но не блестяще.
       Еще одно открытие – поселок Кабардинка, точнее, Старый парк. Странное сочетание несочетаемого, так как этот парк был создан только в 21 веке. Почему его назвали Старым? Для меня осталось загадкой. Его основатель - архитектор и скульптор, жена основателя - ландшафтный дизайнер, итог их усилий - чудо чУдное, диво дивное. Среди больших и малых газонов, каменных горок-рокариев и деревьев размещены образцы архитектурных стилей: крохотная египетская пирамида, рядом сфинкс, небольшой храм Зевса, средневековая башня, римские термы, православная часовня, японское жилище, мечеть, копия индийской скульптуры "Три слона" - все перечислить невозможно. Глаза разбегаются, и невозможно определить, что наиболее пленяет взор... И сожаление после просмотра отснятого от того, что на редкость живописный сербский домик постоянно заслоняли туристы, образуя очередь на съемку, а впечатляющий фонтан в готическом стиле с чрезмерно вытянутыми фигурами наилучшее освещение имеет на рассвет, в полдень же - увы!..
       Парк по территории не очень велик, но гулять по нему можно целый день и не надоест. А через день прогулку повторить!
       С Лидой, соседкой по номеру, общий язык нашли быстро, и на основную массу экскурсий отправлялись вместе. После моего рассказа о джиппинге в Сочи, Лида загорелась желанием испытать подобные эмоции, благо, местные турфирмы тоже предлагали поездки на джипах. Однако, из-за того, что горы возле Геленджика (какие это горы!?.. высокие холмы) значительно уступают горам в окрестностях Сочи и по высоте, и по крутизне, то сердце уже не трепыхалось и не ёкало.
       Но помимо поездки в Сочи была еще одна прогулка, на которую я отправилась одна – верховая. Лиду езда на лошади не привлекла, а я не устояла. Мчаться куда-то в даль безбрежную - вторая моя мечта подросткового возраста (первая - так и оставшаяся неосуществленной - парусные суда). Могла ли я, прочитав объявление о верховой прогулке, устоять? Не могла!
      От подведенного коня пахнуло такой теплотой, такой послушной мощью… Разумеется, я знала, что таким неучам, как я, предоставляют самых смирных и покладистых животных, но все равно была восхищена. Под конец часовой прогулки стала интересоваться у сопровождающего: нельзя ли ускориться и пустить коня рысью? Увы, новичку - нельзя, но если у меня есть желание, то я могу приезжать в это конехозяйство, и меня за пару уроков научат. Желание было, не было времени, так как на следующий день мы уезжали. Но я взяла на заметку, что если доведется еще раз побывать в этих краях, то обязательно начну с уроков верховой езды. Жаль, что не сбылось, хотя на берегах Черного моря я отметилась еще не раз.