Католикос Мкртич Хримян и его последнее пристанище

Кирилл Козубский
28 мая 2019 г. я посетил священный Эчмиадзинский монастырь, с которым связано столько исторических воспоминаний. Рядом с колокольней главного собора Армянской апостольской церкви обрели свой последний приют несколько католикосов. Их надгробные плиты лежат вровень с мостовой, или же чуть-чуть возвышаются над нею. Одна из таких плит - беломраморное надгробие прославленного духовного и гражданского вождя, маститого старца, уроженца многострадального города Ван, католикоса Мкртича I (годы жизни 1820 - 1907).

Мкртич родился в семье ванского ткача, потомка крымских армян (на происхождение из Крыма указывает и его фамилия, ибо в одном из армянских диалектов КРЫМ звучит как ХРИМ). Отец рано умер, и своим начальным образованием Мкртич Хримян был обязан дяде Хачатуру, который и обнаружил у племянника призвание к пастырскому служению. В те времена пребывавший под османским гнётом регион Васпуракан (Ванская область) ещё не утратил ни своего исконно-армянского населения, ни армянской культуры. И религиозное образование Хримян получил в духовных школах васпураканских городов Лима и Ктуца. В 1842 году Мкртич Хримян совершил паломничество в Эчмиадзин, 15-ю годами ранее спасённый от разграбления и присоединённый к Российской империи фельдмаршалом Иваном Фёдоровичем Паскевичем, доблестным полтавским казаком. На момент визита Мкртича Хримяна, граф Паскевич уже покинул Кавказ, но ещё был жив, и благодарная память о нём жива была на Кавказе...

В 1844 году Мкртич Хримян переехал из Вана в османскую столицу Стамбул (Константинополь), а в 1846 г. вернулся в Ван, где женился на Мариам Севикян. В 1847 г. Мкртич совершил большое путешествие по Ирану и Кавказу. Он посетил Урмию, Нахичевань, проехал Араратскую долину и полгода прожил в Александрополе (Гюмри). В 1848 г. Мкртич выехал в Тифлис (Тбилиси), а оттуда, с остановками в Батуми и Трапезунде (Трабзоне), прибыл в Константинополь. Во время своих путешествий Хримян читал в армянских общинах лекции по богословию, а также — об армянской истории и культуре.

В 1848 — 1850 гг. Хримян работал учителем в армянской женской школе константинопольского района Хасгюх.

В 1851 году, по поручению Армянского патриархата Константинополя, Хримян отправился в средиземноморскую страну Киликию (бывшее армянское королевство, порабощённое турками), чтоб досконально изучить жизнь местных армян и поднять образовательный уровень. В армянской деревне Йогунолук, расположенной на берегу Средиземного моря, у подножия горы Муса-Даг (которую армяне называют Мусалер), Хримян основал школу, позднее получившую его имя...

В 1854 году овдовевший к тому времени Мкртич Хримян снова возвратился в родной Ван, где в монастыре Ахтамар был пострижен в монахи, после чего был утверждён настоятелем монастыря Вараг, в котором основал семинарию-интернат. Здесь Хримян хотел, по примеру армянских католиков-мхитаристов в Венеции, основать Васпураканскую типографию, однако не смог осуществить свой план. Ведь то было время Крымской войны, когда христиане Османской Турции с надеждой взирали на Российскую империю. И когда сговор внешних и внутренних врагов привёл Россию к жестокому поражению...

Лишь перебравшись обратно в Константинополь, Хримян смог открыть армянскую типографию там, в ней с 1858 года начал выходить в свет журнал «Арцви Васпуракан», сыгравший большую роль в жизни армянских интеллектуалов Вана, Константинополя и вообще всей Армении и Спюрка.

В 1860 году Мкртич Хримян в третий раз посетил Восточную (российскую) Армению, имея одной из задач как-то облегчить экономическое положение армянских крестьян. Он побывал в Ереване, Эчмиадзине, Сюнике, Арцахе и их окрестностях, а также в Тбилиси (где больше половины населения составляли армяне).

В 1862 году Мкртич Хримян получил должность благочинного региона Тарон (известного также как Муш) и настоятеля монастыря Святого Карапета. Здесь он основал новую семинарию и газету «Арцвик Тарони». В скором времени передав руководство газетой известному интеллектуалу Гарегину Срвандзтянцу, Хримян плотно занялся судьбой местных армянских крестьян. Он пытался с помощью своего авторитета противостоять обогащению турецких чиновников и курдских беков за счет почти бесправного армянского населения. Именно тогда армянский народ стал именовать Мкртича Хримяна — Айрик (отец).

В 1868 году Хримян был в Эчмиадзине рукоположен в епископы Вана и Васпуракана, а спустя год, наперекор желанию султана и османского правительства, был избран Патриархом армян Константинополя. Мкртич Хримян был активным сторонником борьбы с неграмотностью, бедностью и с враждебностью турецкой администрации по отношению к армянам. Он в открытую говорил, что лучшей гарантией безопасности армян будет создание Армянской автономии на территории Османской империи.

Смелые решения и планы Хримяна сильно раздражали турок и не всегда находили поддержку даже в армянской среде. В итоге, он в августе 1873 года подал в отставку и вернулся на кафедру епископа Ванского. После ухода Мкртича Хримяна его место в Константинополе занял Патриарх Нерсес Варджапетян, который в более осторожной форме продолжил дело своего предшественника.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг., подобно Крымской войне, породила у армян большие надежды. В 1877 г. публицист Григорий Арцруни агитировал за присоединение Западной Армении к России. Кавказские армяне шли добровольцами в Русскую армию. В конце ноября 1877 г. наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич представил Александру II адрес армянского общества Тифлиса в пользу освобождения соплеменников в Османской Турции. Балканские армяне активно поддержали болгарское освободительное движение... В текст Сан-Стефанского мирного договора, казалось БЫ, утвердившего в феврале 1878 года победу России, выдающийся дипломат граф Н. П. Игнатьев внёс 16-й пункт о правовых гарантиях для турецких армян:

«Ввиду того, что очищение русскими войсками занимаемых ими в Армении местностей, которые должны быть возвращены Турции, могло бы подать там повод к столкновениям и усложнениям, могущим вредно отразиться на добрых отношениях обоих государств, – Блистательная Порта обязуется осуществить, без замедления, улучшения и реформы, вызываемые местными потребностями в областях, населенных армянами, и оградить безопасность последних от курдов и черкесов.»

Данную весьма осторожную формулировку (без упоминания Армянской автономии) граф Игнатьев согласовал с патриархом Нерсесом Варжапетяном. И поскольку 25-й пункт Сан-Стефанского договора оговаривал, что «Очищение [русскими] войсками Азиатской Турции произойдет в течение шести месяцев со дня заключения окончательного мира», то у России оставалось время для манёвра. Но, как известно, дальнейшие события приняли весьма неблагоприятный для России, Болгарии и Армении оборот. Ибо доселе нейтральные Великобритания и Австро-Венгрия потребовали пересмотра условий Сан-Стефанского договора! Местом проведения международного конгресса с решающими голосами великих держав был выбран Берлин.

После получения известия о созыве конгресса, архиепископ Мкртич Хримян был, по предложению Григора Отяна, избран в марте 1878 года Армянским национальным советом главой армянской делегации, которая должна была представлять Армянский вопрос на Берлинском конгрессе. Сопровождал Хримяна 22-летний переводчик Минас Чераз. 20 марта 1878 года армянская делегация прибыла в Италию. С марта по июнь 1878 года делегаты побывали во Франции и Великобритании. Они встречались с различными политическими деятелями, среди которых были граф Луиджи Корти (министр иностранных дел Итальянского королевства), сенатор Вильям Генри Ваддингтон (министр иностранных дел Франции), лорд Солсбери (министр иностранных дел Великобритании), архиепископ Кентерберийский. Армянская делегация, взывая о помощи, старалась продемонстрировать Европе плачевное положение армян в Османской империи. Иногда Хримян слышал утешительные фразы и добрые обещания, однако вскоре он смог убедиться, что это были лишь пустые слова.

30 мая 1878 года в Лондоне было подписано секретное англо-русское соглашение, которое предопределило в общих чертах условия пересмотра Сан-Стефанского договора, включая Армянский вопрос. 1 июня 1878 года в Берлине открылся конгресс, который почти целиком прошёл по сценарию Великобритании, которая настояла на недопуске армянской делегации (болгар тоже не допустили).

На следующий день после своего приезда в Берлин армянские представители посетили турецкого посла. Тот порекомендовал им в своих претензиях к османскому правительству ограничиться единственным требованием назначения вали (губернатора)-армянина, заявив при этом:

— Если для вас достаточно назначение губернатора-армянина, то я могу сразу же телеграфировать о вашем пожелании, не дожидаясь европейского вмешательства.

Однако, хорошо зная турецкое коварство, Мкртич Хримян ответил:

— Высокая Порта сегодня может назначить армянина вали, а завтра может и снять... Нет! Армянам нужно, чтобы Европа стала гарантом!

Не стала... 4 июня англичане поспешили подписать секретный договор с Турцией об оборонительном союзе — так называемую Кипрскую конвенцию, по которой Великобритания получила право на оккупацию острова Кипр и право на контроль над проведением турецким правительством реформ в Малой Азии. В обмен же Англия обязалась отстоять «силой оружия» турецкие границы в Азии, если Россия потребует их исправления вне пределов, определённых в Сан-Стефано.

17 июня армянские представители получили телеграмму из Константинопольской патриархии о необходимости встретиться с английским премьером Бенджамином Дизраэли (евреем-выкрестом). Но 20 июня к армянским делегатам явился секретарь премьера, который сообщил, что премьер из-за загруженности не сможет их принять и просит сообщить свои вопросы письменно. Однако, встреча с Дизраэли всё же состоялась 29 июня на вечере во французском посольстве — благодаря посредничеству персидского посла в Лондоне Мальком-хана (этнического армянина). Но она оказалась абсолютно бесполезной. Премьер сразу же поставил условие не обсуждать политических тем, после чего поинтересовался клобуком Хримяна, найдя в нем сходство с клобуками монахов с "греческой горы Атос" (то есть Афон), и спросил архиепископа, существует ли между ними какая-то связь?

А по итогам Берлинского конгресса, 16-й пункт Сан-Стефанского договора, переместился на 61-е место, после чего Армянский вопрос надолго был предан забвению!

1 июля, в последний день конгресса, Мкртич Хримян и Минас Чераз направили послание великим державам. Известны слова Хримяна, где он сравнил конгресс с поеданием армянского национального блюда харисы. Хримян с юмором подчеркнул, что у великих держав есть железные черпаки, которыми они могли легко брать причитающееся им, а он в отличие от них не смог взять свою долю, ибо у него был бумажный черпак, остававшийся в харисе. После всего этого Хримян призвал армянский народ активно вооружаться и самостоятельно бороться за своё будущее. Его слова были услышаны...

Во время страшного голода, постигшего Армению после Русско-турецкой войны, Мкртич Хримян проявил громадную энергию по организации общественной помощи населению. В 1880 г. он открыл в городе Ван геологическое училище. Кроме того, он содействовал созданию в Васпуракане тайных национально-освободительных организаций «Сев Хач» (в городе Ван) и «Паштпан айреняц» (в городе Карин).

В 1890 г., по инициативе Мкртича Хримяна, армянское Национальное Собрание подало два протеста турецкому правительству. За этот смелый шаг архиепископ был отправлен в почётную ссылку под видом паломничества в Иерусалим. В Васпуракан ему уже не суждено было вернуться...

5 мая 1892 года на священном совете Эчмиадзина Мкртич Хримян был заочно избран главой Армянской Апостольской церкви, католикосом всех армян, с именем Мкртича I. Хримян получил 72 голоса. Это число совпало с 72-летием священнослужителя. Когда результаты выборов католикоса были сообщены народу, начался праздник. Все громко отмечали его избрание. Хотя с утра погода была пасмурной, но неожиданно выглянули лучи яркого солнца и небо стало ясным. Среди народа прошёл слух, что это добрый знак от Господа, что с избранием Мкртича I Хримяна положение древней страны всё же изменится к лучшему! Ибо российский император Александр III, в отличие от своего отца, отнюдь не благоволил армянам. К примеру, 22 марта 1889 г. Александр III запретил преподавание истории и географии Армении как отдельных предметов в армянских церковных школах. Отныне разрешалось их преподавание лишь в рамках курсов русской и всеобщей истории и географии, соответственно.

8 июня 1893 года Александр III в конце концов утвердил избрание Мкртича Хримяна. Османский султан Абдул-Гамид II вынужденно признал избрание Мкртича I на Эчмиадзинский престол, но с издевательским условием, что католикос не будет покидать пределов Османской империи. Однако, Мкртич Хримян, всё ещё проживавший в Иерусалиме, нашёл блестящий выход из создавшегося положения: 3 августа 1893 года он выехал в Египет. На тот момент эта страна входила в Османскую империю лишь номинально, будучи в 1882 году оккупирована британскими вооружёнными силами, по решению тогдашнего премьера Вильяма Гладстона, Этот суровый шотландец был постоянным политическим антагонистом Дизраэли. И не замедлил двинуть британский флот на защиту христиан (в том числе армян) Александрии, когда им угрожала смертельная опасность.

Проследовав из Египта кружным путём, через Триест и Вену, Мкртич I прибыл в Восточную Армению, в Эчмиадзин. Здесь 26 сентября 1893 года он вступил на престол Армянской Апостольской церкви. Произошло это в праздник Креста Варага, через 17 месяцев после его избрания. Церемония происходила не в храме, а во дворе храма, на специально изготовленном помосте. На священном помазании присутствовал ирландский географ Генри Ф. Линч (на четверть — армянин), который сделал ценную фотохронику.

Мкртич I всерьёз занялся внутренними проблемами патриархата, устранением существовавших разногласий. Для улучшения материальных и экономических ресурсов Эчмиадзинской духовной семинарии (основанной Геворком IV Мецагорцом) Хримян Айрик развивает благотворительную деятельность, с помощью которой улучшается социальное положение студентов и педагогов. Поднимается зарплата педагогов, а число студентов начинает увеличиваться. Эти студенты в будущем должны были бы стать педагогами, учёными, высокообразованными священниками, в которых так нуждался армянский народ на всей территории своего проживания. Чтобы поднять уровень образования в Эчмиадзинской семинарии, Хримян Айрик приглашает высококвалифицированных специалистов из Парижа и Берлина, из армянского Лазаревского института в Москве. Вот лишь некоторые имена: Рачия Ачарян, Комитас, Манук Абегян, Ованес Ованнисян, Гарегин Овсепян, Макар Екмалян, Егише Тадевосян, Вардгес Суренянц, Фанос Терлемезян...

Мкртич I основал две новых армянских епархии — в Англии и в США. В 1895 г. великий художник И. К. Айвазовский (крымский армянин) написал картину «Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина». В том же году Мкртич I Хримян посетил Санкт-Петербург. Там он надеялся провести неофициальные переговоры о военной или иной помощи армянскому движению. У него состоялась встреча с новым императором Николаем II. Государь наградил католикоса императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного за его заслуги перед армянским народом и Российской империей. Армянский католикос стал первым награждённым высшим орденом России в царствование Николая II. Кроме того, Государь заверил Хримяна в поддержке народа Западной Армении. Хримян обсудил пути решения Армянского вопроса и с некоторыми влиятельными политическими деятелями. Но судьба готовила жестокие испытания...

В 1895 — 1896 годах Абдул-Гамид II организовал массовую резню армян и ассирийцев в Западной Армении и сопредельных регионах. Русская и европейской пресса приводила жуткие подробности убийств. Мкртич I не раз письменно обращался к русским политикам и даже к самому Николаю II с просьбой вмешаться и заставить турок прекратить резню. В эти дни католикос лично помогал западно-армянским беженцам, прятал многих в Эчмиадзине, собирал пожертвования с целью размещения беженцев в пределах Восточной Армении...

Надо сказать, что весьма многим русским политикам не нравился твёрдый и неуступчивый характер Мкртича I. В декабре 1896 года главноначальствующим Кавказской администрации был назначен князь Григорий Сергеевич Голицын. Представитель древнего и знаменитого рода, впрочем - далеко НЕ самый доблестный и даровитый потомок литовского князя Гедимина. В бытность наказным атаманом Уральского (бывшего Яицкого) казачьего войска (1876 - 1885 годы) Голицын руководил депортацией к Аральскому морю членов семей незаконно осуждённых казаков. Когда из Уральской области насильственно выселялись женщины и дети, которым никто не предъявил даже ФОРМАЛЬНЫХ обвинений... Этой странице голицынской биографии много внимания уделено в книге казачьего историка Татьяны Ивановны Ефремовой «Уходцы в документах, воспоминаниях и рассуждениях» (М., 2018). На Кавказе Голицын сразу же резко-негативно отнёсся к армянскому национальному движению. Журналист А. В. Aмфитеатров (будущий соратник генерала П. Н. Краснова по Братству Русской Правды) сохранил для истории одну из голицынских конфиденциальных острот:

— «Доведу до того, что единственным армянином в Тифлисе будет чучело армянина в Тифлисском музее!»

Однако, до поры до времени Голицын прикрывал свои устремления показной заботой о державном благе. В частности, мотивируя оной заботой предпринятое им в 1896 — 1897 годах закрытие 230 армянских церковно-приходских школ. А в 1897 году предложил даже закрыть ВСЕ армянские (да и вообще национальные) благотворительные общества. И это именно ТОГДА, когда многочисленных беженцев надо было срочно накормить и обустроить! Впрочем, нетрудно догадаться, что Голицын именно пользовался случаем, когда армянский народ обессилен и как будто не может эффективно защищать свои права. Скорей, пока не очухались!

Главным идеологом Голицынского курса стал беспринципный, но не бесталанный, надо сказать, публицист Василий Львович Величко, редактор официальной газеты «Кавказ». На страницах этой газеты он ещё до назначения Голицына главноначальствующим тиражировал всевозможные небылицы об армянах. А в 1895 году превзошёл самого себя, написав по поводу абдул-гамидовской резни:

«Армянам так и надо!»

В 1901 году Голицын издал указ, предоставивший армянским беженцам свободу выбора:
— либо перейти в российское подданство,
— либо немедленно убираться в Турцию!

Итак, депортация без предъявления ФОРМАЛЬНЫХ обвинений была — и на Яике, и на Кавказе — фирменным стилем Григория Голицына! Здесь стоит напомнить, что в Российской империи действовал закон о запрете двойного гражданства (входивший, кстати сказать, в противоречие с рядом других законодательных актов ПСЗРИ). И принимая российское подданство, уроженец Турции автоматически лишался подданства турецкого — а вместе с ним и своей недвижимости в этой стране. НО бОльшая часть беженцев пошла на это. В одном только Карсе российское подданство приняли 10 082 армянина, бежавших в Россию от верной гибели на родине.

2 июня 1903 года император Николай II издал указ о конфискации армянского церковного и школьного имущества, ПРОЛОББИРОВАННЫЙ князем Голицыным и примкнувшим к нему министром внутренних дел Вячеславом Константиновичем фон Плеве. Официальное наименование указа: «о сосредоточении управления имуществами Армяно-Григорианской церкви в России».

«Плеве и Голицын стремились ультрадержавным рвением укрепить свои служебные позиции» - пишет армянский историк Валерий Тунян.

Католикос Мкртич I как глава Армянской церкви резко выступил против несправедливого указа. Он запретил армянским священнослужителям хоть как-то подчиняться ему. 4 августа 1903 года Мкртич Хримян возглавил массовую протестную кампанию армянского народа и даже рискнул 21 августа 1903 года написать самому Николаю II письмо, в котором просил Государя открыть все армянские школы и не закрывать духовную семинарию.

12 сентября 1903 года армяне карабахского города Шуши подняли оружие в защиту национального и церковного достояния. А 14 октября 1903 года на Коджорском шоссе близ Тбилиси главноначальствующий Кавказской администрации генерал Г. С. Голицын был тяжело ранен в результате покушения, совершённого членами армянской социал-демократической партии Гнчак. Мерзавец выжил и через год с небольшим вышел в отставку.

В мае 1904 года Голицын начал подготовку политического процесса над Эчмиадзинским престолом во главе с Мкртичем I Хримяном. Но здесь уже Николай II не поддержал администратора-проходимца. События того времени были отражены в работе русского эмигрантского историка С. С. Ольденбурга «Царствование Императора Николая II», в которой подчёркивалось, что армянский католикос и его подчинённые выделяли значительные средства для поддержки армянских национальных организаций в России и Турции. Это было правдой — истина же заключалась в том, что армянские национал-революционеры представляли угрозу для Турции, но не для России. Так, только ПОСЛЕ закона 2 июня партия Дашнакцутюн сделала официальное заявление:

«Наряду с общенациональным Вопросом турецких армян, мы признаём и наличие Вопроса русских армян.»

Главной целью и мечтой Мкртича I Хримяна всегда было освобождение армян от варварского гнёта и спасение их от физического уничтожения. Он хотел собрать армян, разбросанных по всему свету, на родной земле и создать для них такие условия, при которых армянам больше не нужно будет покидать свою родину. 10 марта 1905 года патриотическим кондаком он призвал армян, живущих на чужбине, к возвращению на родину. На тот момент — в принадлежавшие России армянские регионы.

Между тем, начатая Хримяном протестная кампания увенчалась успехом. Когда Плеве предложил выразить католикосу высочайшее неудовольствие за его поведение по отношению к постановлению об имуществе, Николай II просто зачеркнул эту часть доклада Плеве. Государь уже начал понимать, что его попросту водят за нос... И наконец 1 августа 1905 г. Николай II подписал указ о возвращении Армянской церкви конфискованного имущества; одновременно этим указом разрешалось вновь открыть армянские национальные школы.

Многие биографы Николая II (не только недоброжелательные к нему) подчёркивают, что Государь НЕ был сильной личностью. Если это и так, то Николай II компенсировал недостаток силы — избытком порядочности.

В 1906 году Хримян решительно отверг указ министра внутренних дел Петра Столыпина, по которому все кавказские народы должны были проводить все клятвенные церемонии на русском языке.

5 августа 1906 года Мкртич I Хримян созвал в Эчмиадзине «Национальное собрание армян России». На этом собрании присутствовало 60 делегатов и 200 гостей. Целью собрания было урегулирование конфликтов внутри церкви и общества.

Католикос всех армян Мкртич I Хримян скончался 29 октября 1907 года на 87-м году жизни в Эчмиадзинском монастыре. Историк Айк Ачемян в своей книге «Айц Айрик» (Отец армян) писал, что по решению Эчмиадзинского Синода и монастырской общины, тело Мкртича I Хримяна должны были похоронить рядом с его предшественником католикосом Макаром I Тегутеци, — однако, в связи с резкими протестами верующих, место захоронения было перенесено. Мкртич I Хримян был погребён 6 ноября 1907 года в подворье соборного храма Эчмиадзина, рядом с другим заслуженным католикосом Нерсесом V Аштаракеци.

* * *

А один из учеников школы «Хримян» в Йогунолуке, стяжал всемирную славу.

Мовсес Тер-Галустян, ставший в 20 лет полевым командиром и организовавший в июле 1915 года самооборону армян Муса-Дага против развернувших геноцид армянского народа младотурок! Яростно отражая атаки более многочисленного врага, горные орлы Муса-Дага смогли выиграть время и были затем спасены моряками 3-й французской эскадры адмирала Дартиж дю Фурне.