Ивашка под простоквашкой

Геннадий Лагутин
Мы смотрим мультфильмы. Мы,  это моя внучка Машенька и я.  Машеньке  4 года, она уже взрослая девушка и обожает мультики.   Итак, мы смотрим мультфильмы. Вернее смотрит Маша, а я смотрю на неё. Люблю это занятие, потому что такую гамму чувств выражает лицо Машеньки, что это становится фантастически увлекательным зрелищем. Много раз я пытался снять на видео лицо Машеньки во время просмотра мультфильмов, но ничего не получается. Маша органически не переносит фотоаппарат и видеокамеру. Как только увидит, что это направлено на нее, тут же убегает прочь.  Остается только наблюдать, вот так, как это сейчас делаю я. Мы смотрим мультфильм «Ивашка из дворца пионеров». Забавный мультик, как гуси-лебеди, по приказу Бабы-яги украли мальчика и притащили его в лес, к Бабе-яге в ее избушку.
Вот бровки Машеньки поднялись вверх, глазенки округлились, ротик превратился в букву О, а ручки она сжала на груди. Это она услышала, как Баба-Яга собралась из Ванечки угощение для гостей сделать, «Ивашку под простоквашкой».  Ну как же так можно из такого хорошего мальчика угощение делать? Да еще и под простоквашкой?! Переживает ребенок за Ванечку. Не волнуйся, Маша! Ванечка им всем тут покажет. Баба-яга на печке устраивается, чтобы к приходу гостей «свежее быть». Она заснет, а Ваня, в кладовке запертый, выберется и устроит им всем. Потерпи.

Кряхтит                Баба-Яга на печке, устраивается, а меня память почему-то на печь русскую переключила. Ведь вот какое - это гениальное изобретение народа русского. Недаром в жилище русских людей она в избе центральное место занимала. Она согревала, кормила, на ней располагались семьями. Ни у одного народа нет такого сооружения. Есть что-то, слабое подобие, у кого-то, не помню, то ли у шведов, то ли у норвегов, но это не настоящая русская печь. Сейчас если дома строят, то печь русскую уже не кладут. Разве что грубку. Или, кто побогаче, камин. Для согрева. А еду готовят на плите газовой или электрической. Нет в этом души, чего-то исконно славянского.  Жаль, но все проходит. Как и время русской печи, вероятно, прошло. Колыхнулась память, в детство меня перенесла.
Было мне, тогда пять лет. В том году, мама привезла меня из Литвы к деду, не летом, как в прошлом году и позапрошлом, а ранней весной, в марте. Много позже, став уже взрослым, разговаривая с мамой,  я узнал, отчего тогда, в том году, она так сделала. Оказывается, тогда в Литве    очень сильно активизировались бандиты-националисты, «Лесные братья». Папа опасался, что они могут напасть на   гарнизон, которым он командовал и решил отправить маму и меня к дедушке.  Однако оставив меня у дедушки, мама немедленно вернулась к папе в Литву. Фронтовичка, все ей ни по чем. Офицерская жена. Жена фронтовика.
В тот мартовский день, я вышел  на улицу. И хотя солнце уже светило по-весеннему, везде видны были проталины, однако  было еще прохладно. На мне были валеночки с галошами, цигейковая шубка и такая же шапка. Вышел я с дедова двора на улицу, на другой стороне ее,   на протаявшем «пятачке», увидел мальчишек, которые играли в «ножички». И я пошел к ним. Я их знал по прошлому приезду, играли вместе. И вот только  подошел   к ним близко, как под моими ногами затрещал лед,   я провалился в ледяную воду по колени.  Я забыл, что здесь вдоль дороги канава. Вода обожгла ноги, я закричал от неожиданности и острой боли, а эти шпанята, стали показывать на меня пальцами,   кататься по земле. хохотать.  Смешно им стало. Я с трудом выбрался и побежал домой. Побежал это громко сказано. При первых шагах из моих валенок ударили вверх фонтаны грязной черной воды, намочившие мои штаны выше колена, почти до пояса.  Я  пытался бежать, но валенки с калошами отяжелели, в них хлюпало и чавкало, ноги от холода не слушались. Серые валенки стали черного цвета. Кое-как я добрался до дома и ввалился в двери.
 
Машенька радостно захлопала в ладошки. Что там? Ну да! Ванечка из кладовки выбрался и Бабу Ягу спящую связал. Вот теперь она   Ваню ругает  и грозит  ему всяко.

Увидев меня ревущего, бабушка, еще ничего не поняв, заклохтала как курица, всплеснула руками, стала расстегивать и снимать с меня шубейку, а я орал и приплясывал ледяным ногами. Наконец до бабушки дошло, что со мной произошло, и она стащила с меня валенки, из которых на пол вылились лужи черной воды, пополам с грязью. На крик бабушки со двора прибежал дед. Они стали меня раздевать и расспрашивать, что со мной произошло. С меня стащили все грязное и промокшее, поставили в таз, обмыли теплой водой. Бабушка натянула на меня рубашку деда. Потом дед поднял меня на печь, которая после утренней протопки была горячая, закутал с головой в свой овчинный полушубок. Ноги мои так застыли, что даже на печи я их не чувствовал. Одним глазом, из-под полушубка, я увидел, как стоящий возле печки на ступеньках дедушка, держит в руках мои черные разбухшие валенки и огорченно качает головой. Это было последнее, что я увидел, потому что просто провалился в сон.

Машенька издала свой победный клич, снова захлопала в ладошки,  потому что Ванечка утихомирил Кота-Баюна. С помощью механической мышки.. Технарь!

Я проспал, наверное, несколько часов, потому что за окошком уже смеркалось. Мне было очень плохо, на горячей печке меня знобило,   сильно болела голова. Болело и саднило горло. Я закашлялся. Бабушка поднялась ко мне, пощупала мой лоб и с тревогой сказала : «Да ты, внучек, горишь весь!  Дед! Принеси из  аптечки таблетку кальцекса! И воды!» Меня заставили выпить таблетку, снова накрыли полушубком. И я, кажется, снова задремал. Нет. Это не был сон. Это было блуждание в чем-то вязком, тягучем, из чего хотелось выйти, но никак не получалось.… И хорошо, что бабушка вывела меня из этого неприятного блуждания в сумерках сознания.  Видимо таблетка подействовала, мне было уже  не так плохо. Бабушка подвела меня к печке, стащила с меня рубашку деда и сказала: «Полезай в печь, внучек!» И вот тогда я заорал…

Машенька ликует.  Ваня магнит над дверью повесил,  Кошей в своих железных доспехах к нему  и прилип. Дергается, а никак не освободится..Сколько радости у ребенка,  просто прелесть.

  Орал я как резаный…Я увидел внутри печки свет  и перепугался. Видимо я еще не слишком хорошо соображал от болезни, потому что мне, почему то привиделось, что меня, как  в сказке про Филюшку, сейчас на лопате будут совать в печь и мне придется упираться ногами, чтобы туда не попасть. Я орал и пытался вырваться из бабушкиных рук, извивался всем телом и орал, орал, орал…  «Не хочу в печь, не хочу!» - визжал я. Не знаю, сколько бы я орал, если бы вдруг с грохотом не упала на пол заслонка печи, и в запечке не показалось красное и мокрое лицо деда. «Ну и что это ты, внучок, разорался? Давай ползи ко мне сюда!» И весь мой испуг прошел сразу. Бабуля помогла мне,   я влез в нутро печи.    Внутри было жарко, но жар был мягкий, пахло разогретым сеном, которым было устлано дно  горнила.  Горел в углу огарок свечки. Голый мокрый дед велел мне лечь на спину, стал окунать березовый веник в тазик с горячей водой и этим веником легонько шлепать по мне от головы до ног и обратно. Это было не больно и даже приятно. Он парил меня и пел какую-то песню, сейчас уж и не помню какую. От горячей воды, веника и мягкого жара я разомлел,   лежал как квашня, только переворачивался на спину, когда дед парил меня по груди. Наконец дед решил,  что парил меня достаточно. Меня вытащили из печи, обмыли снова теплой водой, снова завернули в дедову рубашку, уже в другую, снова уложили на печь накрыли полушубком и ватным одеялом.  И я снова заснул…

Машенька радостно визжит и хлопает в ладошки. Доконал Ваня всех.  Велит Яга гусям-лебедям назад его отнести… Не получился «Ивашка под простоквашкой» Поделом Бабе Яге! Беги Машенька к бабушке, она твой любимый компот сварила..

Я проснулся утром с ощущением какой-то внутренней радости в теле. Вспомнилось, что среди ночи, бабушка два раза меняла, на мне сонном,  насквозь мокрые от пота  рубашки…Ничего не болело. Я избавился от простуды… Это было здорово! Я погладил печку рукой и сказал ей «спасибо» Она это заслужила.

 Несколько лет назад, мне пришлось ехать по Ленинградской области. И вдруг я увидел странное . Вдоль дороги слева и справа, стояли русские печи..Побеленные русские печи…Зрелище жутковатое. Вокруг природа, зелень, солнце и эти одинокие печи.    Позже я узнал, что здесь была деревня, жителей которой во время войны фашисты сожгли заживо Неравнодушные  люди, в том числе известные в округе мастера, на тех участках, где раньше стояли избы, решили создать художественную инсталляцию под названием «Русская Хатынь». На сохранившиеся фундаменты поставили русские печи, ведь именно они стали тем единственным, что уцелело после пожара.. Сегодня печи хранят память. Вашу и мою. О том, что мы русские.