Галерея портретов. Моя любимая тётя Мухиба

Гульсифат Шахиди
        Хочу рассказать об удивительной женщине Мухибе Мухсиновне Якубовой.  Она гордость Таджикистана!  Учёный-биолог, академик и член- корреспондент АН Таджикистана, профессор, доктор биологических наук.         
       Всю жизнь занимается изучением механизмов, обеспечивающих и регулирующих жизнедеятельность растений.  Результаты ее исследований были многократно представлены на международных форумах.         
       А для меня эта знаменитая и учёная женщина просто тётя Мухиба. Мы жили в Душанбе в одном доме, и она была близкой подругой моей мамы, почитала её, как старшую сестру. Роднило их и то, что обе были родом из священной Бухары и из благородных семей.  Помню с каким уважением, деликатностью и душевностью общались между собой моя мама Масрурахон и тётя Мухиба.  Всех окружающих удивляли скромность и тихие голоса подруг, сдержанность и изящество в жестах,  милые улыбки  и неподдельное смущение   при  звучащих в их адрес комплиментах.       
      Мы дружили семьями: мой папа Гаффор всегда был рад общению с мужем тёти Мухибы известным таджикским поэтом Гаффором   Мирзо. Когда они приходили к нам в гости, он всегда читал стихи.  Особенно нам нравились строки, посвящённые его любимой, красивой и умной жене. Мне казалось тогда, как счастлива должна быть женщина, получившая от мужа-поэта вот такое признание в любви:
ВЕСНА ЗИМОЮ
Я помню: зимою снежинка пристала
К ресницам любимой Жемчужиной белой,
И музыкой сделалось мало-помалу
И прелесть лица дорогого воспела.
Я помню: казалось мне поле бумагой,
Что   жаждет покрыться стихами,
Их строки слагались по собственной воле:
Из следа любимой росли они сами.
Я помню: зимою, пленён белизною,
Не ждал я весны, пусть идёт себе мимо!
Любовь моя стала моею весною,
Цветы расцветали в улыбке любимой.
Твердят мне, что ночи весны – многозвёздны,
Что только весною – душа вдохновенна.
Но что до меня- все цветущие вёсны
Бросаю к ногам той зимы незабвенной.

Перевод Ю. Нейман
 
      И мы  дети обеих семей были неразлучны между собой: я с их дочкой Гульбахор, а мой брат Джалол с их сыном Баходуром.  Эти годы нашего детства, юности, взросления остались в моей памяти как самые счастливые и радостные.
Наши мамы были примером для меня и   Гульбахор.  Они всё успевали и на работе, и дома. Обе отличались исключительной преданностью своим семьям, порядочностью, великодушием, доброжелательством.
     Дети тёти Мухибы стали прекрасными людьми.  Гульбахор закончила Московский литературный институт заявила о себе как об интересном писателе и кинорежиссёре. Баходур – врач-травматолог в Душанбе.
Моя мама Масрурахон рано ушла из жизни-в 50 лет. И с той поры тётя Мухиба стала для меня самым близким и родным человеком. И в горе, и в радости она была со мной рядом.
     Мы вместе пережили гражданскую войну 90-х. Помню, с каким чувством острой горечи восприняла Мухиба  Мухсиновна  отъезд из республики  ведущих учёных и некоторых своих учеников. А она осталась верна своей профессии, науке, стране.
Мои три сына, и мы с мужем Толибом   тоже покинули Душанбе и живём в разных странах. На родину приезжаем не так часто.
В каждый приезд в Душанбе я первым делом бегу к Мухибе Мухсиновне и несу для «отчёта» мою новую книгу. Она радуется за меня. Мы вспоминаем с ней наших родных - здравствующих и ушедших из жизни, беседуем, задавая друг другу десятки вопросов, улыбаемся и грустим. 
Вот из этих бесед по душам и сложился мой рассказ о ней.
     Мухиба очень распространённое имя на Востоке. Имеет арабский корень и означает любимая, любящая, милосердная.   Имя очень подходит моей тётушке. Она не меняется с годами: всё такая  же сердечная, мудрая, скромная, даже  стеснительная.
Не кичится своими заслугами, никого не осуждает, не критикует, всем старается помочь словом и делом. Спрашиваю, эти  качества у тёти Мухибы от семьи?
    Она кивает головой и погружается в воспоминания:   
    - Я родилась в Бухаре.   Вот мысленно возвращаюсь в этот древний город и вижу будто на экране как мама собирала папу на фронт. Это был 1941 год. Мы - моя старшая сестра Мунира, старший брат Хамид, сестрёнка Манзура и я стояли молча около большого круглого стола и наблюдали за плачущей мамой, такой молодой и красивой.   Мама   причитала: «Как же так? Что же будет с папой, с вами, мои дети?» И ни слова о том, что же будет с ней…
      Папа и мама познакомились в Ташкенте, когда учились в фармацевтическом техникуме. После окончания учебы они поженились: папе Мухсину было 20 лет, а маме Мохире 18 лет. Сыграли комсомольскую свадьбу и переехали в Бухару к родителям отца, где папу назначили начальником главной аптеки города, расположенной на Лаби-хаузе.
      Моей маме в годы Великой Отечественной войны приходилось работать, как говорится, от темна до темна, чтобы обеспечивать свою семью. Поэтому мы всегда были сыты и одеты, ходили в музыкальную школу. Мы всегда были окружены добрыми людьми и выросли в современной по тем понятиям семье, хотя наши родители придерживались национальных традиций.
      Помню, как вернулся с фронта папа. Он воевал с первого до последнего дня Великой Отечественной войны, защищал Москву, служил в знаменитой Панфиловской дивизии. Был ранен, попал в госпиталь, снова вернулся на фронт. То, что он остался живым в страшном пекле, было просто чудом и счастьем. Думаю, не зря молилась за него наша мама. Она умела ждать, как в знаменитом стихотворении Константина Симонова.
      Именно семья научила меня, моих брата и сестёр душевно относиться к людям. Не только к родным, но и к тем, кто не был связан кровными узами.
Моя мама Мохира была очень светлым и добрым человеком. Она объединяла любовью всех в семье, сохраняя тепло и уют в доме. Мы, дети, выросли в атмосфере любви, нежности, взаимопонимания и доброжелательности, впитали в себя благородство отношений между людьми.
      Меня нередко спрашивают, мечтала ли я стать знаменитым учёным?  Нет конечно!  Желание заняться научной деятельностью в области биологии родилось в процессе учёбы. Я подробно написала об этом в моей книге «Времён связующая нить». На выбор повлияла научно-педагогическая среда, в которой я оказалась на естественном факультете университета. С первого курса нам читали лекции ученые, которые прививали нам, студентам, интерес к познанию тайн живых организмов, любовь к нашей неповторимой природе в Таджикистане, которую считали «естественной лабораторией».  Я благодарна своим учителям за то, что привили мне эти качества. После окончания университета, получив диплом с отличием, я поступила в аспирантуру по специальности биохимия. Моей дочери Гульбахор было всего три месяца!
       Конечно, всё было непросто: семья учёба, муж-поэт. Но я скоро поняла, что учеба в аспирантуре – это процесс, нацеленный на самоорганизацию и самостоятельную работу. Значит, надо уметь управлять предоставленной возможностью для достижения цели.
       Не скажу, что легко было совмещать научную деятельность и семейные обязанности. Муж, дети, дом требует большой отдачи. А наука – это тоже огромный пласт, требующий времени, внимания, сил и обязательств.  Слава Богу, помощь и понимание в семье позволили и дом успешно вести, и научной работой заниматься. Вообще я считаю, что семья и любимая работа – одно целое, что влияет на становление личности.
       Спрашиваю Мухибу Мухсиновну, в чём для неё смысл жизни?
       Она задумывается на пару секунд и с улыбкой отвечает:
       - Хочется оставить после себя добрые дела и добрую память. И достойных учеников моих.
       Как биолог я всегда говорю о том, что человек подобен дереву. Если ты педагог, ученый, а нет у тебя учеников, научной школы, то ты похож на дерево без плодов. Я горжусь своими учениками и думаю, что и они благодарны мне, что я их чему-то научила и привила любовь к познанию. Познание - ёмкое понятие.  Оно включает в себя все грани жизни: любовь и долг к родителям и стране, труд и порядочность, культуру и образование, поиски истины и, конечно же, благородство и человечность.  К слову сказать, у Мухибы Мухсиновны сотни учеников, среди которых немало кандидатов и докторов наук.  Есть уже и профессора! Но они по-прежнему с уважением называют её муаллима-учитель…      
       Я всегда с трепетом отношусь к мнению Мухибы Мухсиновны о моём писательском творчестве. Когда в Душанбе проходят презентации моих книг, она обязательно выступает и делится впечатлениями от прочитанного.  Искренне радуется моим творческим поискам в разных жанрах. Отмечает    важность и актуальность темы   положения женщин в современном обществе и проблемы семьи, которую я развиваю в каждой книге.   Особенно ей понравились повести «Соседушки», «Город, где сбываются мечты», «Фарход из Навгилема», роман «Свет мой, Солнышко».
      - Всё жизненно и правдиво, - отмечала она в своём выступлении. - Но повесть «Ахриман – властитель тьмы» особенно актуальна во все времена и не только для наших таджикских женщин. Как же много об этом пишут и говорят в СМИ, но выхода из этого лабиринта непонимания не находят. Эта повесть заставляет задуматься каждого, кто ответственен за судьбы своих дочерей, сестёр, жён, матерей. Они должны жить достойно. Это в наших руках. Надо учить, воспитывать людей, знающих свои права и обязанности, помогать им в трудную минуту, не оставлять их на произвол судьбы. Особенно сложно молодым женщинам. Надо распространить эту книгу по всем регионам республики...
       А ещё тётя Мухиба сказала мне, что в каждом женском образе в каждой моей книге она видит лучшие черты моей мамы и её подруги Масруры. Это признание растрогало меня до слёз.
      Как-то я спросила мою тётю Мухибу каков её жизненный девиз?
      Она крепко сжала мои обе руки и с весёлыми искорками в глазах ответила:
       - «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего!».   
      
       А закончить я хочу свой рассказ короткой справкой:
 
     Якубова Мухиба Мухсиновна
Родилась 22 января 1937 года в Бухаре.
Окончила биологическое отделение естественного факультета Таджикистанского государственного университета (1959, с отличием). В 1961—1968 гг. аспирант, научный сотрудник Отдела (позже — Института) физиологии и биофизики растений АН Таджикской ССР. С 1968 года доцент кафедры физиологии растений биологического факультета Таджикского государственного университета. В 1974 г. организовала и возглавила кафедру биохимии. Доктор биологических наук (1984, тема диссертации «Функциональные особенности и структурная организация фотосинтетического аппарата с высокой активностью»), профессор (1986). Академик АН РТ (2007), Лауреат Государственной премии Республики Таджикистан им. Абуали ибн Сино в области науки и техники за 2013 г.
    С 2010 года вице-президент-руководитель Отделения биологических и медицинских наук Академии наук Республики Таджикистан. Заслуженный деятель науки Республики Таджикистан (1995).

Публикации:
К вопросу о биосинтезе пластидных пигментов в листьях хлопчатника. — Д., 1965;
• Методические разработки по биохимии. — Д., 1976 (соавтор);
• Физиолого-биохимические аспекты фотосинтетической продуктивности. — Д., 1983;
• Руководство по написанию дипломных и курсовых работ по биохимии. — Д., 1988 (соавтор);
• Малый практикум по биофизике. — Д., 1990 (соавтор);
• Дарс;ои амал; аз биофизика. — Д., 1990 (;аммуаллиф);
• Сравнительная характеристика фотосинтетического аппарата перспективных сортов и линий хлопчатника. — Д., 1995 (соавтор);
• Фотосинтез и метаболизм углерода у перспективных форм хлопчатника. — Д., 1999 (соавтор);
• Структурно-функциональная характеристика хлоропластов хлопчатника. — Д., 2000;
• Функциональная активность фотосинтетического аппарата арабидопсиса. — Д., 2002 (соавтор);
• Белки теплового шока в клетках спирулины. — Д., 2003;
• Биохимия растений. Учебное пособие. — Д., 2008 (соавтор);
• Физиолого-биохимические и молекулярно-генетические аспекты продукционного процесса хлопчатника. — Д., 2013;
• Фотосинтез и ассимиляция азота у хлопчатника. — Д., 2015 (соавтор); Китоби сурхи То;икистон. — Д., 2015 (;аммуаллиф).
9 марта 2013 года Учёным советом ТНУ выдвинута на соискание Государственной премии Республики Таджикистан им. Абуали ибн Сино в области науки и техники за 2013 г. цикл научных трудов, который включает монографии:
• «Структурно-функциональная характеристика хлоропластов хлопчатника», Душанбе: Дониш, 2000;
• «Биофизические аспекты фотосинтетического аппарата хлопчатника», Душанбе: Дониш, 2010;
• «Ontogenetic aspects of nitrogen metabolism of cotton plant», Dushanbe: Donish, 2009;
• «Структурно-функциональные особенности фотосинтетического аппарата и продуктивность хлопчатника», Душанбе: Дониш, 2010.

      И этот список неполный, это только лишь половина из всего наследия моей любимой тёти Мухибы!

 Душанбе, 2023