Пушкин Гоголь Мертвые души Мета морфозы

Поль Читальский
Пушкин подарил Гоголю идею и сюжет повести, которую Н.В. затем назвал поэмой «Похождения Чичикова или Мертвые души»

Акт 1

Гоголь – Жуковскому В. А., 23 апреля (5 мая) 1843
<<<
Благодарю вас еще за третье удовольствие, которое принесло мне письмо ваше, именно за два слова о «Мертвых душах» и за обещание поговорить при свидании об этом предмете подробно.
Судя по всему, дело, кажется, не обойдется без ругани.
Это я люблю, тем более что я не почитаю вовсе дело конченым, если вещь напечатана, а как, отчего и почему – об этом мы поговорим с вами, и вы в этом согласитесь со мною.
Обещанием похерить многое вы меня сильно разлакомили. Я и прежде любил, когда меня побранивали, а теперь просто всякое слово упрека в грехе для меня червоне
>>>
Ключевое слово – ПОХЕРИТЬ …

Акт - 2
Гоголь – Смирновой А. О., 13(25) июля 1845:

<<<
Вы коснулись «Мертвых душ» и просите меня не сердиться на правду, говоря, что исполнились сожалением к тому, над чем прежде смеялись.
Друг мой, я не люблю моих сочинений, доселе бывших и напечатанных, и особенно «Мертвых душ».
 
Но вы будете несправедливы, когда будете осуждать за них автора, принимая за карикатуру насмешку над губерниями, так же, как были прежде несправедливы хваливши. Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мертвых душ».

 Это пока еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах, если бы богу угодно было продлить жизнь мою и благословить будущий труд.
 
Повторяю вам вновь, что это тайна, и ключ от нее покаместь в душе у одного только автора.
>>>

О том, что он уже сжег первую редакцию второго тома М.Д., Гоголь Смирновой не сообщал

В предисловии ко второму изданию первого тома М.Д. в 1846 г Гоголь писал:
«В книге этой многое неверно»

Гоголь метался между язычеством и христианством, между католицизмом и православием, между верой и искусством

Собственный выстраиваемый в муках борьбы с темным в себе  монастырь был плохо спроектирован: Гоголь решил, что он может быть. Учителем и даже Богом
Вера в эту миссию и самочиние убили в нем художника