Истребители гибнут по всему фронту. Часть 1

Олег Каминский
Советским летчикам-истребителям, сражавшимся в годы Великой Отечественной войны, посвящено множество книг, статей, фильмов и других средств массовой информации. Обычно в них говорится о героизме и мужестве крылатых бойцов, о их личной храбрости и впечатляющих подвигах.

Однако про большие жертвы летчиков обычно предпочитают умалчивать. Да и вообще, по многим вопросам применения авиации в годы войны, историками до сих пор ведутся ожесточенные споры. Наиболее ярко, пожалуй, подобные разногласия выявляются в спорах об эффективности действий советских и вражеских летчиков, о соотношении их побед и потерь.

Так, большинство отечественных историков убеждено, что все немецкие асы, якобы, врали о своих успехах. Одни «знатоки» заносят в списки безвозвратных потерь самолеты противника, получивших повреждения легкой и средней степени. Другие безапелляционно заявляют, что статистика потерь Люфтваффе проходила тщательную редактуру и аккуратную немецкую корректуру в ведомстве Геббельса.      

Всё это полная чушь, разумеется. Однако переубедить подобных «знатоков», особенно молодых и самонадеянных, практически невозможно. А ведь есть очень простой критерий, по которому довольно точно можно определять реальное соотношение потерь истребительной авиации. Я имею в виду безвозвратные потери не самолетов, а самих летчиков-истребителей. 

Мне уже приходилось проводить исследования по теме потерь в отдельные дни войны. Результаты были, мягко говоря, обескураживающие: как правило, оказывалось, что, несмотря на количественное превосходство, «Сталинские соколы» несли потери гораздо большие, чем «Стервятники Геринга».

Кому-то может показаться, что исследованные мною дни были подобраны не совсем удачно и предвзято. А что, если разобрать не отдельные дни, а более длительный период времени, например, какой-нибудь месяц?

Что ж, попробуем разобраться с потерями за целый месяц. Возьмем, к примеру, информацию о безвозвратных потерях советских и вражеских летчиков-истребителей за сентябрь 1943 года. Причём, не на каком-то отдельном участке, а по всему советско-германскому фронту.

Почему за этот месяц? Да хотя бы потому, что в 1943 году именно за сентябрь больше всего было освобождено советских населенных пунктов. При этом в кровопролитных схватках обе стороны понесли большие потери, в том числе в истребителях, разумеется.
 
Напомню, что вскоре после окончания грандиозной Курской битвы, в августе 1943 года началось общее стратегическое наступление советской армии. Одними из главных наступательных операций были широко известные «Донбасская операция» и «Битва за Днепр», проводимые с целью форсирования Днепра, освобождения Левобережной Украины и Донбасса. В этих битвах участвовали войска Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного и Южного фронтов. 

Первыми 13 августа перешли в наступление войска правого крыла Юго-Западного фронта, а 16 августа и главная ударная группировка фронта в центре. Вскоре 18 августа начали наступления войска Южного фронта. После ожесточенных боев к концу месяца удалось освободить Таганрог и прорвать сильный оборонительный рубеж противника на реке Миус. 

Центральный фронт, начав наступление 26 августа, добился наибольших успехов на конотопском направлении, продвинувшись к 31 августа на глубину до 70 км. За 2 дня наступления войска Воронежского фронта продвинулись левым крылом на глубину до 30 км, а на правом крыле освободили Сумы и продвигались на Ромны. Степной фронт до конца августа вел бои западнее и юго-западнее Харькова и, сломив сопротивление противника, в начале сентября развернул наступление на Красноград и Верхнеднепровск. 

Кроме наступательных действий на Украине, серьёзные события развернулись и в Белоруссии, где с 7 августа по 2 октября войска Западного и Калининского фронтов провели одну за другой Смоленскую, Спас-Деменскую, Ельнинско-Дорогобужскую, Духовщинско-Демидовскую и Смоленско-Рославльскую наступательные операции.

В сентябре 1943 года наши войска вели наступательные действия по всей Левобережной Украине, в Донбассе и Белоруссии. Постепенно были освобождены такие крупные города, как Демидов, Ельня, Полтава, Рославль, Смоленск, Сумы, Ярцево и многие другие населенные пункты.
               
Само собой разумеется, в ожесточенных боях погибли многие летчики-истребители, как наши, так и вражеские. Мне осталось лишь привести список ежедневных потерь, который наверняка ещё не полный и со временем будет уточняться. А для лучшего понимания ежедневно происходящих событий, я буду цитировать сокращенные тексты из Сообщений Совинформбюро. 

Продолжение следует...