Прогулка на лошадях

Лариса Смотрова
  (Из рассказа одной отдыхающей)
  Сегодня вечером я попробую это! Всю жизнь мечтала сесть верхом на лошадь. Но не пришлось. А здесь в санатории на озере Шира предлагают из тур развлечений прогулку на лошадях. Можно час, можно полчаса. Как не согласиться! С каждым годом становлюсь всё более неуклюжей.  Вряд ли рискну попробовать потом.  Отправляемся на турбазу «Пай тыт», что в переводе с хакасского означает «Богатая лиственница». По дороге экскурсовод Ирина,настоящий профессионал своего дела,  рассказывает о местных достопримечательностях, о том, что Хакасия- зона рискованного земледелия. Что дожди здесь, порой,- большая редкость, а без  них собрать хороший урожай зерновых не удаётся.
  Солнце к концу дня сияет необыкновенно! Вокруг степной, холмистый ландшафт, который к закату расцвечивается яркими сочными красками: от светло-зелёного, до тёмно-зелёного с синевой, от песчаного, светло-коричневого, до тёмно- коричневого с бурым отливом.
  Проезжаем мимо посёлка Шира, районного центра. Основное занятие сельчан в данное время, ввиду безработицы, – вахта. На крышах домов можно наблюдать лишайник, как свидетельство здоровой экологии и отсутствия деятельности промышленных предприятий. Кое-где видны следы сильного града. Ирина просит нас задавать вопросы, мол, что кого интересует. И тогда последовал вопрос о Долине Царей, древнем захоронении знатных древних людей. О большом рукотворном Салбыкском кургане, - в прошлом пирамиде,- где установленные надгробья в виде огромных тёсаных камней, весом в десятки тонн, напоминают сооружение друидов Стоунхендж. Удивительно то, что камни были привезены в это место из каменоломни за 70 километров. Как это удалось в то время в отсутствии теперешних технических средств?
  Ирина рассказывает интересно, потому что Хакасия для неё - Родина. И каждое слово о родной земле сердцем выверено, дорогого стоит. Здесь и восхищение, и радость, и боль за всегдашнее наше безалаберное отношение к тому, что даровано свыше.   
  Вот и подъезжаем к турбазе «Пай тыт». Это большая поляна среди негустого леса. Нас встречает инструктор-коневод Лена, красивая,  высокая, стройная, молодая женщина. Красивая, без всякой косметики. Прям, как настоящий калифорнийский ковбой! Речь её выверена, скупа. Во всех её точных движениях решительность и уверенность. Иначе нельзя, лошади и люди должны слушать инструктора с полуслова.
 И в далеке, справа у жердей, стоят наши лошадки. Сейчас вспоминаю, вроде бы, все рыжей масти, кроме одной, серой в яблоках. Мы засуетились, доставая угощение для них, но тут же последовал запрет на кормление: «Не сейчас, откажутся работать! И будем ловить лошадей и уговаривать…»
  По кругу поляны расположились юрты и домики для туристов. В один из них, что побольше, нас приглашает Лена для ознакомления с инструкцией, как правильно обращаться с лошадьми. Мариночка, с которой мы вместе решились на конную прогулку, читает её вслух для нас, и я стараюсь всё непременно точно запомнить: «Нельзя подходить к лошади сзади и с правой стороны …»
  Думаю, что и все наши спутники, тоже очень внимательно слушают. Заправляем брюки в носки, убираем телефоны, чтобы не отвлекаться.
 
  Подводят рыжего коня с чёрной гривой и черным хвостом, говорят, что звать Абдула.
  А он всем видом показывает, что везти-то меня совсем не хочет… 
  Лена говорит ему что-то и немного успокаивает дёрнувшегося было коня.
  Помогают взобраться в седло.
  И тут я понимаю весь экстрим этого предприятия…  Держаться практически не за что, две уздечки в руках. Это всё равно, что держаться за воздух. Вспоминаю из инструкции, что уздечки не надо сильно напрягать без надобности, чтобы не нервировать животное. Понимаю, что я в полной его власти и падать, ой, высоковато будет!.. Абдула фыркает, головой раскачивает, то и дело травку хочет сорвать, нагибается, и я вместе с ним так и раскачиваюсь… Мама дорогая, страшно!
  Само как-то получилось: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешную!» Говорю негромко, но чётко, говорю и говорю, не переставая.
  Мой конь Абдула прислушивается и, - о, чудо!- успокаивается! Перестаёт фыркать и вертеть головой из стороны в сторону.
Лошади чётко идут друг за другом, какие молодцы! Какая дрессировка замечательная! 
  Слышит мою молитву наездник впереди и не смеётся надо мной, смотрит с пониманием. А мне так страшно, что  всё равно, пусть слышит...
  Но вот конь мой чуть вперёд норовит шагнуть, как Лена помогает командой. Надо подтянуть уздцы!
  А я читаю и читаю молитву... Уж, не знаю, почему именно она мне пришла на ум. Слушается меня Абдула, дорогой, слушается! Работает молитва, точно, работает!
 
  Наконец-то проходит моё оцепенение. Отрываю взгляд от чёлки коня, оглядываюсь и вижу, какая неизреченная красота вокруг! Здесь и правда много лиственниц, берёзок, и сосен! Они не стеснены, росли не мешая друг другу, поэтому стройные и курчавые.
  Зелёная свежая трава такая сочная и такая зелёная, будто нарисовал её замечательный художник в иллюстрации к сказке. Нет, ещё красивее! И  птицы поют, ликуют, потому что здесь рай на земле.  Удивительным лесным ароматом дышат лёгкие! 
 
  Я даже начинаю отвечать на реплики окружающих, но при этом молитва ни на минуту не перестаёт. Она теперь внутри меня. Я за неё держусь. И никак иначе! Больше держаться-то не за что:-)) Вспоминаются кадры из известных фильмов про гражданскую войну. Как же воины могли сутками в седле скакать и ещё сражаться?!

  Между деревьев мелькает большой рыжий абрикос - солнце , поспевшее к концу дня и теперь, будто плавится в собственном соку. До чего красивое! Так и надкусила бы его:-))
 
  От лошадок не отстаёт дружок, маленькая дворняга. А умненькая какая! Ой, кажется, она Лене тоже помогает! Чуть конь в сторону норовит, как она лаем своим сигналит: «Эй, не порядок, держать строй!»

  Идут лошадки друг за другом по вытоптанной выверенной тропинке, маршрут на полчаса.  Маринка за моей спиной стонет: «Как жаль, что только на полчаса мы поехали… Надо было на час!»
 
  А я думаю: «Слава Богу! Для первого раза довольно».
  В сердце - благодарность Создателю! Благодарность дорогому Абдуле, смирившему свою гордыню. Благодарность Елене и устроителям замечательного тура.