Письмо брату

Анатолий Головкин
Письмо брату

Здравствуй, брат! У тебя сегодня день рождения, тебе исполнилось 67 лет. Но я не могу тебя поздравить, даже по телефону, остерегаясь за твою безопасность. Ты живешь на Украине, а я сейчас в российском Крыму. Украинские службы отслеживают все звонки, которые идут из России. В прошлые годы я несколько раз звонил тебе, посылал СМС, но ответа от тебя не было.

Советская власть распределяла нас так, как хотела. После окончания техникума меня направили работать на Украину, оттуда я призывался на флот.  Моими сослуживцами по Военно-Морскому флоту были ребята из Винницы, Жмеринки, Львова, Киева, Нежина, Чернигова. Многие из них еще живы и помнят нашу совместную службу, но я не могу называть фамилии с целью их безопасности.

Помню, как в августе 1968 года во время событий в Чехословакии мы сутками спали под одним бушлатом с автоматом и тремя магазинами боевых патронов. Тогда мы подумать не могли, что наши дети и внуки станут убивать друг друга.
Помню, как в марте 1969 года вместе сдавали русскую, украинскую, карельскую кровь для пограничников на остров Даманский, теперь в детях и внуках этих пограничников течет и украинская кровь.

Помню, как именно украинцы добились снятия погонов с младших командиров, своих земляков, которые пытались измываться над молодым пополнением. Украинцы тогда стояли за честь и справедливость,  все тогда говорили по-русски, даже по вечерам, общаясь друг с другом. Но почему-то своим  детям и внукам запретили говорить по-русски.
 
Помню, как в марте 1970 года   после проведения  учебных стрельб  я, как командир первого отделения первой команды,  шел на лыжах первым, торил лыжню для остальных и отморозил пальцы ног,  меня  заменили  матросы с Украины. Я все это помню.

После службы на флоте меня снова демобилизовали на Украину. Там, на заводе, где я работал начальником участка,  одна мудрая женщина сказала, что лучше надо ехать на родину. «Родина – мать, а чужая сторона – мачеха» - сказала она. В поселке, где я работал, не было  ни детского садика, ни работы жене, ни жилья, пришлось уезжать.

Тебя, мой брат,  после окончания техникума тоже отправили работать на Украину, в большой город. Ты получил хорошую должность, женился, тебе дали жилье, родились двое сыновей, живи, да радуйся. Но случился 2014 год, к тому времени твой старший сын уже жил и работал в России, а младший сын уехал жить в Америку.

Мы переписывались с твоим младшим сыном, моим племянником до 19 октября 2021 года, потом переписка прекратилась. Знаешь ли ты, о чем же мы писали друг другу?

14 июля 2016 года я получил первое письмо от него из Америки следующего содержания: «Добрый день! Приехал как и планировал 13 мая в Лос-Анджелес, через пару дней встретился с человеком, который должен был помочь с жильем и работой и прочими вопросами, но доверия он у меня не вызвал и я решил действовать самостоятельно, поняв, что английского моего для начала более чем достаточно.
Первые недели были самые сложные психологически, так как денег мало, и они тут быстро тратятся (еда, жилье, проезд, связь), а система сделана так, что без документов тебя американцы никогда на работу не возьмут, и соответственно или бомжевать или ехать домой. И не знаешь, сможешь ли ты найти работу и жилье, за неделю похудел на 5 кг от нервов и неопределенности.

Так как в Калифорнии дорогая жизнь и слишком много мексиканцев (заняли почти все места для работы без документов), принял решение переехать на Восточное побережье. Ещё одним аргументом стал климат, так как в Калифорнии я замерз, я дома  при -25 зимой не замерзал (возможно это впечатление из-за отсутствия своего жилья и автомобиля, где самому можно регулировать микроклимат, но факт холода в ночное время и в тени зафиксирован).

Начал искать в интернете варианты с жильем и работой, и нашел предложение из небольшого городка в пригороде Бостона (20 миль), штат Массачусетс, в котором обещали помочь снять недорогое жилье, тем, кто согласиться переехать в этот городок, работа помощь на кухне. Созвонился и договорился с директором заведения, обговорив, что я по тур визе, без разрешения на работу.  их это не смутило, так как сами выходцы из бывшего Союза (русские евреи, перед блокадой Ленинграда эвакуировали бабушку и дедушку офицера советской армии в Ташкент, откуда они и разъехались через много лет по миру), и практикуют наем на работу людей в этот сложный период(первый год с момента приезда в Америку.

В общем купил я билет на поезд из Лос-Анджелеса до Фрамингейма, штат Массачусетс,  и поехал с надеждой на удачу (понимая, что в случае, если этот вариант окажется неподходящим, недалеко до Нью-Йорка, а там то я точно найду и работу и жилье, если что), проехал на поезде всю Америку по диагонали 18 штатов, более трех суток в пути, с 2-мя пересадками в Чикаго и Олбани.
 
30 мая прибыл на место назначения, встретил меня на вокзале Леонид, директор ресторана, отвез на место жительства (отдельная комната в доме у американской семьи), 31 мая сразу же на следующий день вышел на работу.
Так что пока всё хорошо, живу и работаю, коплю деньги на иммиграционного адвоката, чтобы запустить процесс легализации и получить документы на работу. Чтобы работу можно было уже искать полегче  и зарплату повыше.
 
В общем, впечатление от США такое, что обидно за наших людей, которые явно не в чём не уступают среднестатистическим американцам, а во многом даже, я думаю, превосходят, но живут в ужасных условиях, к сожалению. США страна для людей,  человек здесь Человек, просто работай и у тебя будет всё необходимое.
Если кратко, то всё идёт хорошо, даже лучше чем я думал, я доволен, как всё пока складывается.

P.S. Климат и растительность в Массачусетсе удивительно похожи на Украину, особенно при выезде на природу, сложно поверить, что я не дома, а за океаном (только порядок везде выдает)».


После этого письма прошло два года,  писем от племянника не поступало, я ему написал второе письмо 27 июня 2018 года: «Прошло уже два года, как ты уехал. Все ли у тебя хорошо? Какие перспективы?» 

Получил от него  ответ 3 июля, он писал: «Здравствуй, дорогой дядя!  Спасибо за письмо и проявленный интерес, сам несколько раз думал тебе написать, но в виду высокого темпа жизни постоянно это дело откладывал.

Докладываю обстановку. Я посмотрел,  с момента моего последнего письма прошло без одной недели 2 года. Попробую вкратце описать события.  Переехав в Массачусеттс,  работал на кухне в русском ресторане и подрабатывал на доставке и сборке мебели в небольшом мебельном бизнесе у старого еврея Якова из Ленинграда.  В октябре накопил на оплату услуг адвоката и сменил статус в ноябре 2016 года. Работал неофициально за наличные, так как  документы на работу были на далёком горизонте.

В свободное время посещал бесплатные разговорные курсы английского в библиотеках (эти разговорные курсы есть в каждой библиотеке США и абсолютно бесплатны и для каждого желающего),  нашёл спортзал и, несмотря на тяжелую физическую работу и частый недосып, старался посещать и его.

В ноябре купил себе автомобиль, фото прикреплю (Мазда 3, 2006 года),  так как приближалась зима, и на велосипеде было уже ездить опасно для здоровья. На нём езжу по сей день, ржавый и непрезентабельный, но свои функции пока исполняет.
В январе меня уволили из ресторана, и я оказался без работы,  документов и запаса денег. Использовал промежуток для более плотного изучения языка, посещая все возможные бесплатные занятия в округе.

Нашёл временную работу, чтобы не остаться на улице, потом другую и потом нашёл более менее постоянную через новых знакомых из Украины. Работа по установкам систем отопления и кондиционирования в Бостоне, на ней и работал до конца 2017 года.

Летом выиграл место (каждый семестр проводится лотерея среди желающих, так как количество мест ограничено) в школе по изучению английского языка для взрослых, Там проучился один семестр, с сентября по декабрь 2017.
Ещё до приезда в США у меня была идея попробовать силы в IT сфере, и я решил,  что время перемен приблизилось, когда в сентябре 2017 получил разрешение на работу в США и в декабре 2017 водительские права (основной документ внутри страны).

1 января 2018 года погрузил все свои вещи в свою машину,  выехал из Массачусеттса в направлении Калифорнии а точнее Кремниевой долины, сердца технологий Америки и всего мира и самого дорогого по стоимости проживания места в США и одного из самых дорогих в мире соответственно, с планом найти на месте жильё, работу (официальную) и со временем пойти учиться в школу тестировщиков программного обеспечения.

Путешествие-переезд заняло немногим более недели в пути и около 6000 км дорог от побережья до побережья США. По приезду нашёл жильё и работу достаточно быстро, опять же в компании по установку кондиционеров, но уже американской. Сейчас работаю, пытаюсь выйти в положительный баланс, чтобы осенью, возможно, пойти на учёбу (так как это стоит дорого в США). Это очень кратко и сухо по событиям.

Теперь эмоционально душевная часть.  Пришлось через многое пройти и многое перетерпеть, очень нелегко одному, без единого близкого или знакомого рядом. Но в силу своей коммуникабельности и веры в светлое будущее встретил немало хороших людей.  Вера и уверенность в себе растёт и укрепляется, стал другим человеком естественно, так как жизнь и окружение очень сильно сказываются. Стал намного позитивнее смелее и решительнее. Теперь я понимаю,  почему на Родине мне было не уютно, там я был инородным телом, тут я себя чувствую абсолютно спокойно и комфортно. Люди в большинстве своём более позитивны и расслаблены и всегда готовы помочь тому, кто что-то делает или пытается сделать.

В общем, полон надежд и оптимизма и чувствую себя счастливым, воспринимая всё происходящее как большое и интересное приключение, каковым по сути всё это и является. Я не знаю, куда всё это приведёт и чем закончится, но я счастлив и горжусь собой, что я это делаю, получая удовольствие от происходящих событий в моей жизни.
По дому не скучаю, хотелось бы увидеть родных на несколько дней, но не более, на данный момент жить на постсоветском пространстве желания у меня нет абсолютно».

В тот же день, 3 июля 2018 года написал ответ:  «Спасибо тебе за подробное письмо, желаем тебе терпения, оптимизма, силы воли, здоровья и некоторой удачи. Меня насторожили твои слова о родине, ведь родина - мать, а остальные страны - мачехи. Подумай, что если будет очень трудно, то придти в российское консульство, заявить о себе, и приехать жить в Россию, здесь легче будет найти работу, жилье».

Сразу же получил ответ от него:  «Спасибо за пожелания,  надеюсь и верю, что всё будет хорошо. Главное здоровье чтобы не подводило.  Насчёт Родины не стоит волноваться, я просто сейчас стал прохладно относиться к этим условностям в виде стран и границ и понял что хорошие люди и негодяи примерно везде в одной пропорции, и что человек не обязан сидеть там, где ему некомфортно.  Понятно, что на Родине всё проще и понятнее с одной стороны,  но я бы хотел,  чтобы для моих детей, если они у меня будут,  Родиной была страна с высоким уровнем жизни и высочайшим уважением к каждому человеку, его жизни,  здоровью и праву на самоопределение.
 
Это моё субъективное мнение, я не говорю что тут всё хорошо,  а там всё плохо, это всё очень субъективно и зависит от личной жизненной ситуации. Так как есть много счастливых людей в России и ещё больше несчастных в США. И для меня дело даже не в экономике и деньгах, ты был в США и общался с американцами, мне с ними легче найти общий язык, чем с соотечественниками.  После переезда в Калифорнию, через пару месяцев я осознал, что у меня нет ни одного человека кто бы говорил по-русски, и я понял, что я от этого не страдаю и не ищу "наших", а может даже сознательно избегаю.

Я свой выбор на сегодняшний момент сделал и не жалею,  возможно. по прошествии времени оно изменится, жизнь покажет. Каждый должен быть там, где он чувствует, что он счастлив и что он живёт! Мне интересно,  я весел, позитивен и можно сказать, счастлив, даже от трудностей я получаю удовольствие,  я наслаждаюсь происходящим, живу здесь и сейчас.
 
Живя рядом со своими близкими, мы часто не понимаем какой это подарок и принимаем это как должное. Но уехав на другой континент, я понял, что это наша сила и богатство,  это и есть наша жизнь,  все наши события в жизни и воспоминания, они все связаны с другими близкими нам людьми.

Это самое болезненное, что было в моём переезде, осознание своего одиночества и возможно разлука навсегда со всеми кто был дорог. Как будто старый я умер и родился новый, пришлось проплакать это дело хорошенько. Но настает день, когда ты свободен и понимаешь что всё это в твоей голове и начинается новая глава».

Я сразу же написал племяннику еще одно письмо:  «Вчера у твоего отца был день рождения, я его каждый год поздравляю по телефону, до 2014 года мы с ним говорили, а с 2015 года отправляю СМС. Ответ на одну из них получил только в 2015 году, и вот уже три года нет никакой связи. Последний раз мы с ним, и твоей матерью, виделись в Симферополе в сентябре 2010 года, после этого нет никаких сведений о нем, кроме того, что ты рассказал нам в феврале 2016 года».

Следующее письмо я написал 6 ноября 2020 года: «Больше двух лет не переписывались с тобой. Хотели узнать, как твои дела?  Хорошо ли в личной жизни или по-прежнему являешься бунтарем-одиночкой? Есть ли какие сведения от родителей?» 

Ответ получил через год,  19 октября 2021 года: «Привет. Много воды утекло за это время. У меня всё хорошо. Жизнь идёт своим чередом. Работаю до сих пор в автосалоне Тойота, уже 4-й год, в прошлом месяце повысили до менеджера.
В прошлом году, в мае,  встретил свою вторую половину,  она турчанка из Стамбула. 4 июля 2021 у нас родился сын Nicolas Ivanov. Первое поколение американцев в нашей семье. Так что всё стабильно и хорошо.
Извините за задержку с ответом,  много событий и хлопот, в Америке Жизнь очень динамичная. Как у вас дела? Как здоровье?» 

В тот же день я дал ему ответ:  «Спасибо за письмо, у тебя в жизни большие события. Поздравляем тебя с рождением семьи, мы рады за тебя. На каком языке вы общаетесь друг с другом? Мы потеряли связь с твоими родителями, пишем им СМС, пытаемся звонить, ничего не получается. Сообщи нам, пожалуйста, как у них дела, как чувствуют себя?» 

Ответа на это письмо я не получил. Получилось так, брат, что не по собственной воле наша семья распалась. Мы, наверное, уже никогда с тобой и твоим американским сыном  не встретимся. Береги себя и крепись.

3 июля 2023 года.