Контуры будущей России. Часть первая

Борис Кондаков 2
                Контуры будущей России.Часть первая.

                На фоне текущих событий трудно писать как о делах давно минувших времён, так и о Будущем.
                Вздох всеобщего облегчения от того, что на запорожской АЭС не произошло разгерметизации ядерных отходов. Ночная встреча дубля Владимира Владимировича с реальным Михаилом Владимировичем Мишустиным, из репортажа о которой мы узнали, что российская экономика уверенными шагами движется к процветанию.И это несмотря на то, что в бюджете образовалась серьёзная дыра в виде его дефицита (впрочем, живут же другие страны с бюджетным дефицитом, и в ус не дуют, как в США, где дефицит давно уже измеряется триллионами долларов).
                А перед этим девочка из Дагестана, не попавшая на встречу с человеком, похожим на Путина и оттого плакавшая горькими слезами, сумела обеспечить при встрече с этим человеком подарок для своей республики в сумме пяти миллиардов рублей. Вот как дорого стоят девичьи слёзы!
                Вечером вчерашнего дня удачное попадание снарядов украинской РСЗО обеспечило ночной фейерверк в Макеевке за счёт взрыва хранившегося там большого количества артиллерийских снарядов, наблюдать за которым могли жители Донецка и всех расположенных рядом городов и сёл. А с утра Александр Валерьевич Сладков навёл смуту своим сообщением о захвате ВСУ населенного пункта Клещеевка Артёмовского (Бахмутского) района Донецкой народной республики, что вызвало вал опровержений, но при этом не было приведено ни одного доказательства, кроме того, что «офицер, который находится там, точно сказал, что мы её держим».
                Так что реальная ситуация на фронтах специальной военной операции покрыта «туманом войны», но я бы охарактеризовал её, как неустойчивую и угрожающую для наших Вооружённых Сил, несмотря на тройную оборонительную линию и бравурные заявления наших военных корреспондентов.
                ВСУ пока что вели в бой далеко не все свои резервы, и набранные за эти месяцы 185 тысяч контрактников, о которых с придыханием рассказывал на совещании по доукомплектованию Вооружённых Сил России заместитель Председателя Совета Безопасности России и бывший Президент Дмитрий Анатольевич Медведев, вряд ли смогут обеспечить замену выбывающим бойцам в полном объёме. Сколько из них вновь набранных и сколько просто заключивших контракт с Министерством обороны России добровольцев, уже давно воюющих на фронте, требует уточнения, но мы не будем заострять на этом внимания, дабы не испортить красивую картинку. Но в случае серьёзных проблем на фронте нагло ухмыляется новая волна частичной мобилизации, которая так и не была отменена соответствующим Указом.
                Казалось бы, какие разговоры о будущем могут вестись на таком фоне и в такой обстановке, когда судьба большинства жителей страны находится в жуткой неопределённости? Ведь каждый из её граждан мужского пола до 65 лет вполне реально может оказаться мобилизованным, женщины не хотят рожать, и даже среднеазиатские гастарбайтеры всё чаще задумываются, не попытать ли им счастья в странах проклинаемого нашей пропагандой Запада.
                И всё же нам пора задумываться о Будущем страны.
                Очевидно, что, как бы не пыталась наша элита делать вид, что всё замечательно, и никаких повторных походов на Москву не будет, в глубине души её представители задумываются о том, что ждёт их после Путина. То, что его политический век может оказаться куда короче, чем он сам этого желает, заставляет представителей элиты нервничать.
                Вызвать потрясения в стране может всё, что угодно: неудачи на фронте, новые попытки вооружённого мятежа, крупная природная или техногенная катастрофа, социальный конфликт на производстве, криминальное происшествие с участием представителей кавказских или среднеазиатских народов.
                Вроде бы население спокойно, социологи, как обычно, фиксируют безусловную поддержку курса Президента и Правительства страны и специальную военную операцию, но ведь в том и проблема, что заглянуть в черепную коробку гражданина, который воспринимает социологический опрос как допрос в правоохранительных органах, весьма проблематично.
                Вот, вроде бы, удивительно эмоциональная встреча дубля Владимира Владимировича с населением в Дербенте. Народ ликует! Но ведь сегодняшняя показная народная любовь очень быстро может поменять знак с плюса на минус. Поневоле вспомнишь и «гения Карпат» Николае Чаушеску, и огромные митинги с обожанием Муаммара Каддафи, закончившиеся жуткой казнью этого действительно выдающегося политика 20 октября 2011 года. Да и отечественная история полна примеров, когда триумфально вошедший в Москву лже-Дмитрий Первый меньше чем через год был убит москвичами, или всеобщий патриотический подъём августа 2014 года, закончившийся Февральской революцией.
                Разумеется, это понимает и сам Владимир Владимирович, и его дубль, по ходу дела всё больше впрягающийся в президентскую деятельность, и их окружение. И хотя незавершившийся мятеж Евгения Викторовича Пригожина формально был не против, а за Путина, страх, испытанный элитой, был более чем реальным.
                В сложившейся ситуации сохранить власть и активы сумеет только часть элиты, и в зависимости от того, кто с этой задачей справится лучше, зависит и наше ближайшее будущее. Будущее с большой буквы будет определяться в значительно более сложных раскладах.
                Для начала постараемся понять, почему Третья Русская республика приблизилась к своему финалу.
                Почему Третья? Потому, что Первой русской республикой стала Российская империя после Февральской революции. Толком она сформироваться не успела, хотя потенциально могла стать долгожителем. Но Первая Мировая война, развал армии, сепаратизм окраин империи, затяжка со сбором Учредительного Собрания, внутренние распри во власти, двоевластие с Советами, Корниловский мятеж – всё в комплексе привело к её падению.
                Второй Русской республикой стала Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, возникшая 7 ноября 1917 года после победы Великой Октябрьской революции.
                Можно по-разному относиться к этому событию и его главным участникам. Очевидно, что всё было не так просто и однозначно, как  это преподносилось в советских школьных учебниках. Здесь и участие иностранных игроков, и поддержка новой власти значительной частью генералов и офицеров Генерального штаба бывшей Русской Императорской армии, и наличие вполне конкретных планов, которые не были реализованы в царской России, вроде будущего плана ГОЭЛРО, плановой работы промышленных предприятий (по сути, уже к концу 1916 года российская промышленность во многом перешла к планированию военных поставок), преодоления затянувшихся последствий отмены крепостного права, которые сдерживали развитие крестьянского хозяйства. А то, что большевики первыми декретами провозгласили мир, передачу предприятий рабочим и земли крестьянам, во многом стало вынужденными мерами, поскольку фронт уже разваливался, забастовки подрывали деятельность предприятий, а нерешённый земельный вопрос грозил массовыми крестьянскими восстаниями.
                И России очень повезло, что во главе большевиков оказались такие люди, как блестящий тактик Владимир Ильич Ленин, волевой и настойчивый Лев Давидович Троцкий, великолепный организатор и аппаратчик Иосиф Виссарионович Сталин. Да, после смерти Ленина Сталин и Троцкий станут злейшими врагами, но в тот момент именно эти люди сумели не только спасти погибавшую страну, но и практически вернуть её к декабрю 1922 года к обладанию большей частью территории бывшей Российской империи.
                Разумеется, история РСФСР достаточно сложна и драматична, и в разные периоды была не похожа сама на себя в предыдущие периоды, но в целом всё же вплоть до октября 1993 года эта была Вторая Русская республика.
И с принятием на референдуме новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации начался отсчёт истории Третьей Русской республики, идущей сейчас уверенно к своему закату.
                Говоря о Второй Русской республике, надо иметь в виду, что РСФСР занимала особое место в Советском Союзе. Она была его становым хребтом и при этом имела меньше прав, чем остальные союзные республики. По сути, ЦК КПСС и союзные министерства определяли весь строй её жизни при том, что созданные республиканские органы власти имели куда меньше полномочий, чем аналогичные министерства и ведомства союзных республик.
                С одной стороны, Коммунистическая партия Советского Союза являлась структурой орденского типа, которая внутри своей страны продолжала оставаться достаточно конспиративной структурой. Поэтому се внутренние документы, включая протоколы партийных собраний по поводу разбора личных дел коммунистов даже в связи с алкоголизмом или супружеской неверностью носили гриф секретности, хотя что могло быть секретного там, где всё было известно вездесущим соседкам. С другой стороны, все назначения на более или менее ответственные должности, относившиеся к тому или иному уровню номенклатуры, осуществлялись только после положительного решения по предлагаемым кандидатурам соответствующего партийного органа, будь то директор сельского магазина, вопрос по которому решался в райкоме партии, или союзный или республиканский министр, вопрос с назначением которого решался на заседании Политбюро ЦК КПСС.
Поэтому советские и хозяйственные органы не могли самостоятельно решать встающие перед ними текущие управленческие вопросы без согласия партийных органов, что существенно усложняло управленческий механизм и делало его менее эффективным.
Кроме того, особое место занимали контролирующие и правоохранительные органы, которые также имели косвенные возможности для вмешательства в хозяйственные дела.
                Сложилась своеобразная система распределения ответственности в стране, когда Вооружённые Силы, 1 Главное управление КГБ СССР и Министерство иностранных дел отвечали за внешнюю безопасность, МВД отвечало за контроль внутри страны, в том числе за криминальными структурами, КГБ СССР и Генеральная прокуратура СССР контролировали всё вместе, но при этом в каждой республике местные партийные органы также имели серьёзное влияние на республиканские МВД, КГБ и Прокуратуру. И над всем этим парили  в вышине ЦК КПСС и ЦК Коммунистических партий союзных республик. А РСФСР до 1990 года не имело ни собственного ЦК Коммунистической партии, ни республиканского КГБ.
                А для того, чтобы партийные органы могли спокойно работать, права КГБ и Прокуратуры по контролю за номенклатурными работниками были очень сильно урезаны, что создавало предпосылки для их морального разложения и коррупции.
                Нельзя сказать, что руководство ЦК КПСС не стремилось бороться с этим. Аппарат ЦК КПСС внимательно изучал жалобы с мест, создавались комиссии, и даже вставал вопрос о снятии с должностей видных партийных руководителей, как это было в Узбекистане или в Краснодарском крае (дело Сергея Фёдоровича Медунова). Но при этом и внутри ЦК КПСС, и в отношениях ЦК КПСС с КГБ СССР и МВД СССР существовало множество скрытых конфликтов.
                Очень хорошо это показано в ТГ-канале Фёдора Ибатовича Раззакова «Спрятанная история» на примере судьбы Владимира Семёновича Высоцкого. Полезное чтение для тех, кто желает разобраться в советской, да и в текущей, истории.
                В то же время управление страной действительно было коллективным до того момента, пока Генеральным Секретарём ЦК КПСС не стали вначале Юрий Владимирович Андропов, а затем, после недолгого периода пребывания в должности Генсека ЦК КПСС Константина Устиновича Черненко, Михаила Сергеевича Горбачёва, сумевшего стать практически единственным «царём горы», переиграв в аппаратных играх весь остальной ЦК КПСС. Но при этом, как типичный аппаратчик, он старался не брать на себя ответственность даже тогда, когда именно от этого зависело будущее страны. Он «не знал» ни о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 года, ни о событиях  11-13 января 1991 года в Вильнюсе. Всё вместе, а также создание самому себе альтернативы из Бориса Николаевича Ельцина, обусловило кризис управления СССР, что в конечном итоге привело к его распаду в декабре 1991 года.
                Однако Б.Н. Ельцин сам был до глубины души партийным аппаратчиком, и это обусловило то, что вместо формирования новой системы управления сменился только верхний слой партийно-советской номенклатуры, «перекрасившейся» в «демократов». В результате сохранилась и номенклатура, и корпус советских директоров, и система государственной безопасности, хоть и разделённая на отдельные структуры.
                В результате событий сентября-октября 1993 года действительно произошла управленческая революция, похоронившая окончательно коллективное руководство и механизмы согласования управленческих решений, создавшая не просто суперпрезидентскую республику, а фактическую монархию, хотя и с отдельными элементами показной «демократии». Не удивительно, что подобная конструкция привела к постепенному увеличению веса в управленческом механизме специальных служб, даже при том, что между ними специально разжигались конфликты для исключения сговора. И именно возрастание роли этих служб способствовало тому, что преемником Бориса Николаевича стал Владимир Владимирович Путин, недолгое время возглавлявший ФСБ России и Совет Безопасности, которого уходящий царь рассматривал как гаранта договорённостей о последующей судьбе «большой семьи» Ельцина.
                Надо отдать должное Путину, что договорённости он соблюдал. В то же время надо отдать должное его окружению, которое сумело разъяснить ему все возможности главной должности в стране. Фактически он действительно стал посланцем ФСБ России во власти, и его шутка о том, что «внедрение на высший государственный пост прошло успешно» было не такой уж и хохмой, а констатацией факта.
                Постепенно он стал главным арбитром для своего окружения, которому он передал в управление основные государственные активы и ведомства. Для начала он резко ограничил возможности МВД России, разрушив систему борьбы с организованной преступностью, затем произвёл укрупнение специальных служб за счёт раздела бывшего Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) и Федеральной пограничной службы, однако вместо ожидаемого слияния сохранил самостоятельные Федеральную службу безопасности, Федеральную службу охраны, Службу внешней разведки и Главное управление специальных программ Президента России, что позволяло ему получать информацию из разных источников. Именно со стремлением диверсифицировать полномочия специальных служб создаются Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических веществ и их прекурсоров, Федеральная миграционная служба, а впоследствии, после ликвидации вновь созданных служб, выделение из МВД России Федеральной службы войск национальной гвардии, которая первоначально создавалась как силовой кулак ФСО России.
                Таким образом, в основе созданной Путиной системы лежит тотальный контроль за своим окружением, которое стало «новыми феодалами», получившими свои «уделы», но, при этом не допуская резкого усиления одной из групп. Вторым столпом его власти является тотальный контроль за значимыми СМИ, в первую очередь электронными, создающими его образ победителя. Третьим столпом является видимая «непредсказуемость» его решений, что позволяет держать своё окружение в состоянии неопределённости относительно дальнейших перспектив и действий и исключить принятие решений под чьим-либо давлением. И четвёртым столпом является тотальный контроль за силовыми структурами, для чего поощряются конфликты между их руководством и внутри этих ведомств, а также контроль за кадрами со стороны Администрации Президента. Кандидаты на все значимые должности должны быть скомпрометированы, чтобы всегда были основания снять их с места кормления и возбудить при необходимости против них уголовные дела.
                Разумеется, подобная система исключает даже формальную преемственность; поэтому ни Дмитрий Николаевич Патрушев, ни Алексей Геннадьевич Дюмин не смогут стать его преемниками. Смерть или неработоспособность Путина приведут к разрушению созданной им системы и серьёзным конфликтам внутри его бывшего окружения. В ином случае его систему может уничтожить только вооруженное восстание.
                И здесь Е.В. Пригожин невольно поставил натурный эксперимент, продемонстрировавший, что в случае серьёзного выступления рассчитывать на поддержку как населения, так и силовых структур рассчитывать не приходится.
                Даже если Владимир Владимирович сможет прожить ещё двадцать или тридцать лет, удержать свою систему на протяжении такого времени он не сможет. Поражение в специальной военной операции может пошатнуть его систему, но это не предопределено. Однако и удержать ситуацию в стабильном состоянии даже на протяжении нескольких месяцев вряд ли удастся.
                В любом случае подрастает новое поколение второго-третьего слоёв уже путинской номенклатуры, понимающее, что без ухода Владимира Владимировича и его окружения перспектив занять ведущие места в российской политике и экономике у них нет. Ряд представителей силовых структур принимали и продолжают принимать участие в специальной военной операции, приобретая не только боевой опыт, но и серьёзные волевые качества. И следующая попытка переворота может оказаться значительно эффективнее тем более, что для этого не нужно совершать марш через всю европейскую часть страны.
                Но для того, чтобы удержать власть, этой группе потребуется политическая программа, которая могла бы способствовать не только массовой поддержке этих событий, но и вселить надежду в российское население, которое отличается нынче атомизированностью и безразличием к происходящему.
                Об этом я поговорю в следующей части этой статьи, которая будет посвящена образу Будущего.
                Я понимаю, что такие длинные исторические рассуждения могут вызвать зевоту у читателей, но, не разобравшись с историей страны, пусть и очень поверхностно, невозможно вести разговор о Будущем.