Герои былых времён

Виктор Притула
 

«Гром победы, раздавайся…» – эта ода Гавриила Романовича Державина, как нельзя точнее воспевает  эпоху славнейших побед отечественного оружия в последней четверти XVIII столетия. Европа была удивлена и испугана героизмом и мужеством русского солдата, которому покорились неприступные стены Очакова и Измаила, горные вершины Швейцарии и степи Крыма. Это было время, когда гремели имена прославленных российских полководцев – П.А. Румянцева, А.В. Суворова, А.Г. Орлова-Чесменского.
Это, по праву, была эпоха славы российского оружия. Царствование императрицы Екатерины Великой вошло в историю как время величайших побед и внешнеполитических успехов России. Пределы Российской империи приросли Новороссией – Крымом, Кубанью, всем Северным Причерноморьем, Правобережной Украиной, Белоруссией и Литвой.
Военный историк Алексей Шишов продолжает портретную галерею российских полководцев от Петра Великого до Александра I.
В книге «Полководцы эпохи Екатерины Великой» представлены девять
биографических портретов военачальников от князя Василия Долгорукова-Крымского до генерал-аншефа Валериана Зубова. Но отсутствуют портреты братьев Орловых. Возможно такова задумка Алексея Шишова и он готовит отдельную книгу о «екатерининских орлах». Как сейчас принято говорить – время покажет.
 

ХХХ
Заграничные походы русской армии явились логическим продолжением Отечественной войны 1812 года. Многие, в том числе и Кутузов, считали, что с изгнанием Наполеона из России  война должна закончиться и русским не стоит лезть в европейские дела.
Однако влезли. В январе 1813 г. российские части без боя заняли Варшаву, а в феврале вступили в Берлин. В марте 1813 г. от французов была освобождена и Пруссия. Русские войска вместе с солдатами освобожденных стран подошли вплотную к самой Франции. Нанести решительный удар по родине Наполеона объединенной русско-прусской армии не позволила внезапная смерть М.И. Кутузова в апреле 1813 г.
М.И. Кутузов был похоронен со всеми почестями, однако, за это время, пока союзники по очередной антифранцузской коалиции медлили, Наполеон успел собрать новую армию, численно превосходившую русско-прусские силы, и начал одерживать одну победу за другой.
Правители, министры и генералы перебегают из одного лагеря в другой, и каждый должен решить для себя: преданность или благоразумие? Честь или жизнь? Многие из них  - французы, немцы, поляки, покинувшие родину и сменившие подданство, ныне вынуждены воевать против бывших соотечественников, пока Наполеон пытается повернуть вспять колесо фортуны.
Эти драматические события блестяще отразила Екатерина Глаголева в романе  «Маятник судьбы»  – заключительной пятой книге серии романов  о наполеоновских войнах. Как и предыдущие книги серии,  «Битва орлов», «Огонь под пеплом», «Нашествие», « Пришедшие с мечом», – «Маятник судьбы» до предела насыщен реальными историческими персонажами. И очень хочется надеяться, что многие персонажи  этой серии романов Екатерины Глаголевой  продолжат свой путь по тернистой дороге русской истории, дойдя от Бородина и Парижа до Сенатской площади в 1825 году. Автору это вполне по силам.

ХХХ
А теперь перенесемся с европейских полей сражений 1813 -1814 годов
на сто лет вверх по истории на те же поля сражений в Европе. Только битвы Первой мировой (Великой) войны в отличие от наполеоновских кампаний многократно превосходили число ее участников, равно как и число её жертв. Исторических исследований  и мемуаров, посвященных Великой войне несть числа. Многие из них уже прочно забыты, однако книга «Воспоминания. Война 1914-1918 г. г.» Фердинанда Фоша не из этого ряда. Мемуары маршала Франции в известной степени субъективны, военачальник не скупится на дифирамбы по адресу политических деятелей и военных Антанты. В то же время Фош признает роль русской армии, которая фактически боевыми действиями в Восточной Пруссии спасла французов от полного разгрома на Марне.
Это объективное признание одной из главных причин «чуда на Марне» тем более ценно, что официальные отчеты роль русской армии предпочитали умалчивать.
B ходе битвы на Марне cтала знаменитой фраза из телеграммы Фоша генералу Жоффру: «Мой центр сдаёт, правый фланг отступает, положение превосходное. Я атакую».
11 ноября 1918 года в своём железнодорожном вагоне Фош подписал Компьенское перемирие, завершившее Первую мировую войну.
Позднее Фошем была произнесена  еще одна знаменитая фраза. После того как он узнал о подписании мирного договора в Версале в 1919 году, маршал заявил: «Это не мир, это перемирие на 20 лет!..»
Вот и суди о том, что нет пророка в своем отечестве. Фердинанд Фош здесь как в воду глядел.

ХХХ
Россия могла быть одной из  держав-победительниц в Великой войне. Но победу у нее украли. Причем случилось это задолго до того как прогремели залпы «августовских пушек». Эту хронологию разрушения Российской империи прослеживает в своих мемуарах «Конец русского царизма» генерал-лейтенант Павел Григорьевич Курлов.
«Более 30 лет прослужил я трем российским императорам, я знал Россию славною и грозною для ее врагов. Я помню время, когда союза с императорской Россией искали иностранные государства, когда этим союзом гордились, и когда мощь России считалась верной порукой безопасности дружественных ей держав…
Я вижу Россию революционную, к которой с пренебрежением стали относиться союзники…
Я вижу Россию разоренную, залитую кровью и как бы вычеркнутую из списка не только великих, но и просто цивилизованных государств. Говоря о первой России, я опираюсь на факты и события, участником которых я был в силу своего служебного положения».
Так обозначил своё место в русской истории Павел Григорьевич Курлов
Он уверенно шагал по ступеням карьерной лестницы в Российской империи: был минским губернатором, начальником Главного тюремного управления, командиром Отдельного корпуса жандармов, заместителем министра внутренних дел... Но карьера его рухнула в одночасье после того, как в 1911 году в Киеве погиб от пули террориста председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин. Курлов был обвинен в "преступном недосмотре" (а многие подозревали его в соучастии в заговоре против премьера-реформатора) и был вынужден уйти в отставку. От суда его спасло только личное заступничество Николая II. По долгу службы Курлов был приобщен ко многим тайнам государства, а широкий круг знакомых в высших сферах позволял ему получать разнообразные дополнительные сведения. Так что его мемуары, написанные в эмиграции, дают весьма широкую и интересную информацию о последних годах существования Российской империи.

ХХХ
«…Как бы ни была интересна личность адмирала, его характеристика в настоящее время не только не может быть отделена, но целиком должна поглощаться характеристикой того политического движения, которое он возглавлял», – писал менее чем через год после трагического завершения колчаковской эпопеи один из сотрудников Верховного – член Всероссийского Правительства.
Александр Васильевич Колчак – всего лишь часть русского, Белого Дела; но часть настолько значительная, что понимание хода событий, судеб всего движения в целом, невозможно без попыток разобраться в личности этого выдающегося человека, приблизиться к разгадке его образа – цельного и противоречивого в одно и то же время.
Личность Александра Васильевича Колчака – одного из столпов Белого дела – описана в романах «Заглянуть в бездну» Владимира  Максимова, изданном автором в эмиграции в Париже (1986), «Адмиральский час» М. И. Юдалевича (2000), «Колчак. Верховный правитель» В. Д. Поволяева (2001). В 2008 году в прокат вышел фильм «Адмиралъ», полностью посвящённый жизни и судьбе Колчака. Всё это беллетристические попытки создать легенду об одной из ярких фигур белогвардейщины, обреченных на поражение и сгинувших под колесами истории.
Почему так случилось? Ответ стоит поискать в книге историка русского зарубежья Сергея Петровича Мельгунова «Трагедия адмирала Колчака». В ней драматические события на Волге, Урале и в Сибири представлены автором с документальной точностью, а главным содержанием этого труда выступает судьба адмирала Колчака — Верховного правителя России, которого ждала трагическая гибель.

ХХХ
«Мне думается, писатели, жившие в начале века, чрезвычайно удивились бы, услышав, что один из величайших среди них, тот, кому предстояло преобразить искусство романа и ввести в мир искусства идеи философов и словарь ученых своей эпохи, — это постоянно больной, неизвестный широкому читателю и массе образованной публики молодой человек, в котором те, кто встречал его, видели человека светского, быть может интеллигентного, но не способного создать великое произведение».
Так высказался в своем эссе о Марселе Прусте главный портретист французской литературы Андре Моруа.
Бесспорно Марсель Пруст был сыном своего времени, только в отличие от Мюссе, оставившего яркую и эпатажную «Исповедь сына века», «неуверенный и тревожный поиск Пруста, его кропотливое коллекционирование цветов, вышивок и тревог не означают ничего иного», – замечает Альбер Камю. Но значит ли это, что монументальная эпопея Пруста всего лишь некая эстетическая игра капризного литератора?
 Ни коим образом, утверждает Камю. 
«Истинное величие Пруста в том, что он описал не утраченное, а обретенное время, собирающее воедино раздробленный мир и облекающее его новым смыслом на самой грани распада. Его нелегкая победа накануне смерти — свидетельство того, что он сумел посредством памяти и разума уловить в быстротекущем потоке форм трепетные символы человеческого единства».
Далеко не все способны осилить семитомную эпопею Пруста « В поисках утраченного времени», хотя эта книга наряду с «Улиссом» Джойса считается вершиной литературного модернизма. Тем не менее в серии «100 великих романов» близится к завершению издание этого цикла романов Марселя Пруста. «Беглянка» – шестой роман эпопеи. Осталось дождаться последней книги «Обретенное время» и погрузиться в атмосферу «прекрасной эпохи», которую с такой тщательностью воплотил в своем труде Марсель Пруст.

ХХХ
«Корриколо» – третий иитальянский травелог Александра Дюма, в котором он вспоминает свою поездку из Рима в Неаполь в 1835 году вместе с художником Луи Годфруа Жаденом.
Художественная ткань «Корриколо» состоит из серии рассказов, вдохновленных анекдотами, историями, портретами, каламбурами и описанием экскурсий, которые он записал в 1835 году, когда посетил Неаполь и южную Италию. Конечно, Дюма не мог обойти и волнующую его гастрономическую тему.  «Корриколо» содержит одно из первых литературных описаний неаполитанской пиццы которое Дюма использует для социально-экономического анализа Неаполя.
Пиццу готовят: с маслом; с беконом; с салом; с сыром; с помидорами; с мелкой рыбой. Это гастрономический термометр рынка: он повышается или понижается в цене в зависимости от количества вышеупомянутых ингредиентов, в зависимости от изобилия или голода в течение года.
«Корриколо» завершает путевые заметки Дюма о его путешествии по Королевству Неаполь, начатые в книгах "Сперонара" и "Капитан Арена", которые я представил в своем июньском обзоре новинок «Вече».