Камчатка 1982-1992 г. Начало

Валерий Микшас
             Причину переезда на Камчатку я уже описывал ранее. Мое решение о смене жительства на короткий срок поддержала жена и дети, но родственники молчаливо не одобрили. Самолетом за одиннадцать часов из Москвы мы приземлились в Елизовском аэропорту (один на полуострове) и далее местными авиалиниями в Усть-Камчатск. В то время попасть в Усть-Камчатск можно было только самолетом или теплоходом (сейчас уже есть автодорога). С аэропорта пришлось переплыть затон р.Камчатки (самая большая река полуострова и самый огромный затон, именуемый нерпичьим озером) на пароме «Драпкин». Благо, что перешеек затона не большой и, через полчаса были на месте. Вначале разместили в гостинице, где вечером в 23 часа нам в окно светило солнце (10 июня). Это для всей семьи было необычно и удивительно – позже узнали, что мы находимся на широте Ленинграда и белые ночи для нас первая приятная новость. Через десять дней дали квартиру на третьем этаже пятиэтажного дома на мысе «Погодный» (это третье месторасположение поселка – цунамибезопасное на удалении от моря Берингово, где-то 6-7 км). Основная инфраструктура поселка находилась в 2 км. от моря, где размещались все учреждения, предприятия и администрация района (второе месторасположение поселка). Район на Камчатке самый большой с населением 31 тыс. (В самом пос. Усть-Камчатске 17 тыс., г. Ключи 10 тыс., остальное население в малых поселках – Крутоберегово, Козыревск и Крапивное). Меня всегда удивляло, почему райцентр Усть-Камчатск имеет статус поселка с численностью в 17 тыс., а Ключи статус города с численностью только 10 тыс. На всем полуострове всего три города: Петропавловск-Камчатский, Елизово и Ключи. На сегодняшний день население района сократилось в 3-5 раз, - влияние развала Союза. Сейчас в Усть-Камчатске около 4 тыс. населения. Климат в основном морской со сравнительно мягкой зимой и прохладным летом, а в центральной части полуострова континентальный с холодной зимой и теплым летом.
          Устроились и освоились мы быстро, хотя ожидали некоторые трудности в быту, работе и особенности климата. Но оказалось все легко и просто. После посещения магазина мы были в неописуемом восторге – ассортимент ЦККПСС: - свинина, говядина, баранина, медвежатина, куры, утки, различные мясные и овощные консервы, рыба свежая, морепродукты, икра и т.д. Чувство, что попали в рай, а при этом старожилы отмечают снижение ассортимента. Куда еще лучше! Вот хотя бы пятую часть ассортимента белорусам и вспомнил Речицу – когда не смог купить закуску отметить день рождения дочери в 1976 году. Как так, а государство одно – СССР. Когда с женой затарились деликатесами, и мой помощник узнал и подсказал - Здесь мало кто покупает. Как это? – А вот так, и на следующий день притащил малосоленую чавычу на 8 кг и поллитровую банку икры. И это было, оказывается, в порядке вещей.
             Действующий главный санврач с фамилией Козлов уже два года работал без отпуска и поэтому торопил меня принять дела. После ознакомления с эпидситуацией - регистрировалась вспышечная заболеваемость дизентерией, и с каждым днем возрастала. При посещении молзавода, я ощутил шок – работники производили молочную продукцию в крайних антисанитарных условиях: - все цеха были затоплены сточными водами. Для меня обстановка полностью прояснилась, и я попросил главврача повременить с отпуском и также предложил закрыть молзавод. Обстановку доложили в райисполкоме и решили срочно провести заседание ЧПК с приглашением сотрудников облмолпрома. В общем при проведении заседания ЧПК все наши предложения по проведению молзавода в надлежащее сансодержание были включены в протокол с указанием сроков исполнения и ответственных. Да, было много нюансов: стали именовать меня радикалом, прибалтом, не понимающим особенности жизни на Камчатке. В итоге главврач уехал в отпуск, заверив, что сейчас все будет хорошо и за нами только контроль за исполнением протокола заседания ЧПК.
             До Козлова работал главврачом Малый, с которым я работал в начале трудовой деятельности в Мозыре, а после переезда на Камчатку при переписке описывал красоты края и приглашал на работу. Его судьба ужасная: из-за аналогичной ситуации, в какую я попал. Его сняли с работы, сделали «козлом» отпущения. Основные виновники отделались испугом. После работал в котельной кочегаром этого молзавода, далее разнорабочим в г. Ключи и при неизвестных обстоятельствах погиб. Живым я его и не встретил, наверное, ему было стыдно, и поэтому он скрывался. При переезде на Камчатку обещал избавиться от алкозависимости, но это его и погубило. Эта болезнь почти не излечима, по крайней мере, у всех моих приятелей. 
             В подобную ситуацию попал и я, но у меня все было под контролем. Первоочередные мероприятия по устранению нарушений на молзаводе затягивались и при составлении штрафных санкций произошел конфликт с директором (она была женой чиновника с райисполкома), которая пообещала мне судьбу Малого. На следующий день явился сам чиновник с угрозами и требованием отменить штраф. Штраф, конечно, я не отменил – если отменить, то кто будет отвечать? Далее обстановка только ухудшалась. В райисполкоме отмахивались, ссылаясь на приближающуюся выборную кампанию, но дали мне третьего зама по экономике для очередной проверки молзавода. Мне нужен был свидетель – и после увиденного он только спросил: - а что нужно делать при таких ситуациях? Закрывать – и он согласился. Я быстро отвез постановление на закрытие завода директору (оно было составлено заранее) – она только сказала: - ну, ну? На следующее утро приезжает директор совхоза и эмоционально требует принять молоко – «сливай в свою контору или открывай завод!». С молоком ситуация тупиковая – кроме завода его переработать негде, если только вывезти самолетом или катером в другой район (но это не реально). Долго пришлось вести диалог: - показал цифры вспышечной заболеваемости, анализы продукции заводской, а самое главное - сообщил ему, что с его качественного молока завод выпускает дерьмо! Действительно, молоко, заготавливаемое в совхозе, было качественное и вкусное – коровы ухоженные, доярки аккуратные – я был приятно удивлен. Как я понял – это ему понравилось. С этой минуты мы беседовали уже мирно и негласно договорились – молоко в организованные коллективы и военчасть с употреблением только после кипячения. В общем расстались спокойно, а в дальнейшем даже стали приятелями – к праздникам присылал поздравления в виде телятины.
             О своих действиях постоянно держал в курсе своего областного главного врача, и через два дня звонит председатель райисполкома и требует собираться лететь вместе с ним на областную ЧПК, а мой главный не разрешает – тебе здесь делать нечего. В тот же день после областной ЧПК главный сообщил: - твоему председателю подсыпали и надеюсь о его понимании проблемы.  Сразу по прилету созван хозактив и председатель в начале сообщает: - Я единственный председатель, который за неудовлетворительную работу санслужбы получил строгий выговор – Микшасу собрать чемоданы и вон с нашего района! Выхожу весь загаженный и не могу опомниться от услышанного! Решил зайти в райком партии и позвонить в область о моем положении. Секретарь был в курсе событий, что председатель получил поделом, и предложил мне не обращать внимание на его эмоции. Такие же пожелания получил и от главного. Теперь я стал понимать, что такое «особенности Камчатки». В течении недели в тревожном ожидании мучила одна мысль – как дальше здесь жить и работать? И вот звонит председатель: - собирайся ко мне, и я тебе покажу лучший завод Камчатки. У меня сразу улучшилось настроение, и я понял – работать будем здесь. Председатель (кавказец) как ни в чем не бывало показывал мне и окружающим как надо работать, а не ставить проблемы. За всю нервотрепку благодарность чувствовал только от населения поселка. Некоторые руководители стали относиться ко мне с настороженным уважением. Сам себя стал больше уважать, хотя некоторые доброжелатели советовали не вступать в конфликт – а то плохо кончишь! Я, как и в Беларуси, продолжал честно выполнять свои обязанности. Быстро обстановка стабилизировалась, и можно было спокойно жить и работать.
             Никак не могу приступить к описанию красот Камчатки. Здесь необходимо быть поэтом, писателем, художником, а мне этого не дано. Буду стараться просто банально описывать мои наблюдения. Первый выход к реке с детьми и попытка поймать рыбу закончились богатым уловом – пять гольцов и две камбалы (небольшие, по 200 – 300 грамм). Хотя снасть примитивнейшая – вместо удилища палка, поплавок с пробки и наживка - кусочек мяса на крючке. В магазине рыболовецкие снасти не продавались, поэтому пришлось заказывать с материка. Камчатка - полуостров, но сообщение с большой землей только самолетом или теплоходом – поэтому и говорят «материк».
             Природа оживает начиная с первой декады июня – распускаются листья, вся тундра начинает зеленеть и дальше становиться вся синей от цветущих ирисов – это не передать словами, это нужно видеть! А дальше к августу уже оранжевой от цветущих саранок, и в октябре золотой. Раньше мне тундра представлялась, как голое поле, покрытое травой. А фактически это богатейшее место, где обитает весь животный и растительный мир Камчатки. Вначале все меня удивляло – как это в открытом поле могут расти грибы (подосиновики и подберезовики) и ягоды (брусника, шикша, морошка, жимолость, клюква, рябина на кустах). Причем все в таком изобилии – первое время все собирали ведрами. Вместо капусты (ее не было) квасили бруснику в бочке и были обеспечены на всю зиму - только не ленись! Грибы сушили и мариновали, с ягод делали варенье и наливки. А из рябины (она кустовая, крупная и полусладкая) делали ядреное вино – после первого и второго стакана кайф великолепный, а после третьего – тяжеловато. Рецепт простой – по одной части воды, сахара и рябины, выдержка 2 месяца и готово! Охотничий промысел был на медведя, зайца, лисицу (огневку), росомаху, соболя, нерпу, уток, куропаток, кулика-ягодника и др. Возникла необходимость в приобретении ружья. А чтобы купить ружье необходимо иметь разрешение милиции. И как раз в это время начальник ОБХСС меня сватал на место резидента в свой отдел. Разрешение на оружие получил быстро, а от предложения стать резидентом категорически пришлось отказываться неоднократно. В конечном итоге от меня отстали. Сейчас как представлю, что мне пришлось бы общаться с двадцатью агентами-сволочами (сексотами) – мне становиться не по себе. В общем я молодец, устоял перед всеми уговорами: – ежемесячным вознаграждением (100р., а агентам - 50р.) и льготами при смене места жительства на всей территории СССР. Думаю, а ведь сексотов сейчас еще больше и что дальше…….?
           Купил двухстволку ИЖ-56 и стал охотником. Вначале был азарт поохотиться на медведя, но после неоднократных встреч в дикой природе желание быстро пропало – я их увидел беззащитными, милыми и совсем не агрессивными. Проплываешь по реке и видишь, как они прогуливаются вдоль берега или заняты ловлей рыбы, при этом, не обращая на вас внимания, невольно задумываешься – как можно их убивать? Наблюдать за медведем во время ловли рыбы – это целое представление, особенно когда он сидя поймал рыбу и спрятал под задницу и далее вторую, пряча туда же, обнаруживает, что первой нет и, начинает искать, причем серьезно и комично. Такое неописуемо – надо видеть! Самое вкусное в рыбе для медведя это голова. Для местных жителей также голова рыбы, особенно глаза, мозг и калтычок. По этому поводу я опростоволосился вначале жизни на Камчатке. Во время застолья меня попросили разделать балык с целой рыбы – я в первую очередь отрезал голову и выбросил в мусорку, за что получил порицание. Голова лососевых – это хрящики, а глаз обсасываем, выбрасывая стекловидное вещество. Современные лососевые отличаются по вкусу (наверное, искусственно выращены).
          А первая встреча с медведем произошла при выезде на р. Радуга всей семьей. Для безопасности взял ружье, заряженное дробью, и смело двигался к реке по тропинке, где трава выше человеческого роста. Вдруг слева открывается полянка в диаметре 5-7 метров с кучей дерьма в центре. Мы все вместе обследовали полянку и убедились, что здесь был только что медведь (над кучей дымок) и мы его спугнули. Дальше смело продолжали путь – ведь у нас ружье! На берегу я испытал ружье, стрельнув по ветке куста – все работает. Поймали десяток хариусов и тут заметили в метрах 40-50 бурого медведя с белой грудкой. Он стоял на задних лапах и смотрел на нас, не проявляя никакой агрессии, а мы на него, как в зоопарке. Больше такого красавца я не встречал. После, когда поделился увиденным с местными охотниками, они меня обсмеяли: - дробь моя только на птицу, а на медведя в худшем случае нужна пуля-жекан. Вот такой урок я получил и дальше был осторожнее.   Агрессивными и опасными бывают только шатуны (не набрали должного веса), подранки, и, если ты попадаешь в зону между матухой и детенышами. За мои десять лет на Камчатке дважды медведь нападал на человека с летальным исходом последних. Первый случай, когда медведица пришла в поселок и целенаправленно вошла в теплицу, где загрызла хозяина и сняла скальп. При этом, никого больше не трогала и спокойно ушла восвояси. Охотники объяснили поведение медведицы как месть за своего детеныша. Накануне этот мужик убил медвежонка и отходами подкармливал огурцы и помидоры – за что и поплатился. Второй случай: - двое детей (10 – 12 лет) поздней осенью бросали камни в лежащего медведя на берегу моря, думая, что он не живой. Закончилось трагедией – медведь поймал одного, загрыз и съел печень и легкое.
             За время пребывания на Камчатке я более семи раз встречался с медведями в дикой природе. Особенно эмоционально вспоминаю один случай, когда с сыном и Тимофеевичем поехали порыбачить на р. Радуга – время пять утра, туман, ширина реки до пятнадцати метров и глубина до метра, на берегу кустарник и полная тишина. Оставил сына с Тимофеевичем (у него ружье на всякий случай), а сам отошел на метров 50-60 выше по течению и расположился на излучине реки вначале половить форель (по-местному рыба генерал из-за красной полосы вдоль тела) или гольца с хариусом. Зашел в воду на метра два, забросил удочку, жду поклевку и вдруг замечаю сквозь туман трех мужиков в одинаковых плащах по противоположному берегу движутся в мою сторону. Смотрю на поплавок и мысли: - рыбаки, пограничники не могут ходить беззвучно. И в это мгновение посмотрел в их сторону и, - ах, нос в нос передо мной в метрах 25 стоят на задних лапах три медведя (матуха с двумя детенышами) и смотрят на меня. Вот тут у меня уже судорожные мысли: - вариантов никаких спастись; хорошо что сын не со мной; надо предупредить и, - я дрожащим тихим голосом вымолвил «Тимофеевич, медведи» и тут же медведи смылись с топотом. Дрожь в голосе пропала, зато ноги еще тряслись. Позвал громче – Тимофеевич пришел через пять минут, но без ружья. Принял антистресс, посмеялись и я герой! 
             В то время японцы за желчь медведя предлагали видеокамеру или старую японскую машину. Некоторые ушлые деятели на этом делали деньги. Я охотился только на утку, куропатку и кулика-ягодника. Другие охотились еще на гуся и лебедя, причем лебедя стреляли только серого (молодого), а у белого (взрослого) мясо жесткое. Конечно, меня это возмущало, зная отношение к этой птице на материке, но оправдывали свои поступки тем, что лебедей несметное количество и их в Китае и Вьетнаме употребляют в пищу, а нам присылают консервы под видом гусиных. Сначала я не верил, но, когда с Австралии поступала баранина и, при этом туши с длинными ногами, а мясо розовое и без запаха (при приготовлении нежное и очень вкусное). Возникал вопрос: - что это за баран? Оказалось – мы ели кенгуру. Значит все возможно на Камчатке!
             Если ты охотник, то продовольственная проблема не возникает, в магазин только за хлебом, сахаром, солью и молочными продуктами. Все остальное под рукой, только не ленись. Для меня охота и рыбалка были огромным удовольствием. В служебной машине у меня всегда была удочка и в период охоты ружье. Рыбу круглый год ели в основном свежую, а лососевые сорта в период путины. Только вначале ели с удовольствием лососевую рыбу в виде слабосола, балыка, икры, консервов и др. Благо, что такая рыба: - голец, навага, камбала, корюшка, форель, хариус и кумжа ловились круглый год. Помню – первый год засолил бочонок кижуча, зимой съели пару рыбин, а весной оставшуюся выбросили и, - больше рыбу не заготавливал. А вот уток заготавливал - забивал холодильники дома и на работе, также засаливал большое ведро. Охота, как и рыбалка, очень богатая. Берешь пятьдесят патронов и привозишь 40-45 уток. Это приятно, но основное удовольствие и радость в общении с природой. А она на Камчатке девственная - воздух такой чистоты и прозрачности, что за 140 км любуешься, как извергается Ключевской вулкан (из Усть-Камчатска). Вода в реках также чистейшая, как у нас родниковая. Каждая пора года красива по-своему. Зима полностью, в прямом смысле белая – кругом все бело, снега огромное количество, даже дорожное покрытие белое (снег не убирают, а просто утаптывается – по этой причине люди спотыкаются о бельевые веревки), только небо голубое или лазурное. Да, только моря (Берингово и Охотское) недружелюбные – температура воды около семи градусов и в любую погоду постоянно свинцовое. Вода в море никогда не замерзает, только вся прибрежная полоса покрыта ледяными торосами различной высоты. Можно долго любоваться, как свинцовые волны с белым гребнем пытаются пробить торосы и, все это происходит под ярким солнцем и лазурно – голубым небом. В Беринговом море не приходилось мне рыбачить и загорать – как- то раз расположились на берегу и сразу появились пограничники – граница и далее через океан Америка. Зато Охотское море для меня было местом отдыха, где можно было все – рыбачить, охотиться и я как-то пару раз даже пытался поплавать, но у меня получалось только окунуться и выскочить «пробкой». Самое золотое и богатое время года на Камчатке – это август – октябрь, когда максимальный ход рыбы, грибы, ягоды, разрешена охота и при этом отличнейшие погодные условия. В этот период все занимаются заготовкой на зиму, как только умеют. Рыбаки-профессионалы круглосуточно находятся на реке и сплавом добывают рыбу – очень тяжелый труд. На рыбзаводе, как правило, в это время не хватает производственных мощностей и начинается аврал – завод отказывается принимать рыбу, а рыбаки все ловят и ловят, райком требует принимать (соцсоревнование) – и излишки рыбы складируют в бухты по 10-20 тон, где как правило портится и завод мобилизует все силы по сбросу этой рыбы в море (тракторами). Такого количества гниющей рыбы и опарыша я даже не мог представить – ужас и страх!!! А больше всего возмущала безхозяйственность и издевательство над природой – и никто за это преступление не отвечал (особенности Камчатки!). В общем такие чудеса – особенности я здесь встречал часто. Или еще – бочки икры и засоленной чавычи с черемшой вывозятся под охраной людей в милицейской форме (чужих) и грузятся в пассажирские самолеты (кресла сняты), и куда и кому вывозятся – одному богу известно. Я спрашивал у начальника милиции: - как получается, что простого человека за каких- то пару рыбин, пойманных без лицензии, вы наказываете, а за воровство и уничтожение рыбы тоннами полное бездействие. Ответ обескураживающий – не наш уровень! И при этом никто не возмущался – все считали, что так и положено!
          На время лососевой путины рыбзаводы работали круглосуточно, и переработка шла только лосося, а с рыболовецких сейнеров в прилове были и другие виды рыб, которые шли на тук (удобрение). Я с такого прилова, по совету своего помощника, взял для пробы синекорого палтуса на 2 кг – всем понравился и получил заявку еще достать. Через пару дней маленьких не было, мастер цеха предложила забрать палтус на 50 кг, но я отказался – в чем и как его везти? А дома жена спросила, а нельзя было отрезать какую-либо часть. Вот здесь моя «тяма» не сработала и сейчас я жалею, ведь синекорый очень жирный и с него можно было делать различные заготовки. Но ум приходит всегда позже. Завод выпускал очень вкусную продукцию, особенно мне нравились консервы в томатном соусе – молоки, печень и сердечки. Однажды с цеховым врачом нагрузили машину пятью ящиками разных консервов и у меня вопрос – а если остановят? Никто не остановит, в противном случае ссылайтесь на неликвид и пусть обращаются ко мне. Иногда приходилось подвозить мужиков с мешками неликвидных консервов. Оказывается неликвид (консервы не прошли контроль качества – по соли, кислотности или деформированы) должен идти на переработку, - но его переработка очень затратная (надо вскрыть каждую банку) и поэтому выбрасывается в море. Часть банок море поглощает, а при большой волне и шторме возвращает, и вся прибойка покрывается банками. Прибойка, или прибрежная полоса моря, особенно Охотского, очень загрязнена бочками, ящиками, бутылками, бревнами, деревянными отходами, пемзой и т.д. Причем большинство мусора иностранного происхождения. После шторма на берег выбрасывается большое количество водорослей, морепродуктов и различного мусора. Морская капуста в виде длинных лент (2 – 3 метра) собирается местным населением и используется в питании. Я здесь впервые попробовал морскую капусту, папоротник, черемшу, кукумарию, крабов и другие морепродукты. Все было необычно, но вкусно, сами стали заготавливать. Мне очень нравились крабы, их не часто можно было достать, только у рыбаков с рыболовецких сейнеров (крабы попадали как прилов и должны отпускаться). Но кто их отпускал? – рыбаки нелегально делали консервы. Однажды при подписании судовой роли (разрешение на выход в море) капитан пообещал поймать настоящего краба и угостить меня, и обещание сдержал. Краб принесли в кабинет, когда я отсутствовал, и все сотрудники ждали меня – хотели видеть мою реакцию. Вначале я растерялся и с испугом подошел к столу, где лежал огромный краб, – клешни свисали до пола. Никто, включая старожилов, не видел такого монстра. Клешни рубил топором, хитиновую оболочку резал ножницами по металлу – за пять дней съели. Как крабовое мясо действует на организм человека, особенно на мужской, сильнее любого возбудителя. Все мышцы гудят и требуют выхода энергии. Точно такое же ощущение после купания в термальных водах. Я всегда не понимал, почему не строят благоустроенные санатории и дома отдыха. Только в Паратунке была примитивная база отдыха – вагончики и бассейны, в которых бесконтрольно купались за символическую цену. В основном, в диких условиях: смешиваешь термальную (около 80 градусов) с речной (7 градусов) и в примитивной ванне - луже регулируешь температуру. Ближайшее место было в Малках, где мы проводили День медработника. Оставаясь на ночь, и прежде, перед установкой палатки, прощупываешь землю (теплая или холодная). И только после этого устанавливаешь палатку на теплую поверхность, где проходят подземные термальные течения. Место выхода термальных вод использовали как котел для варки яиц (20-30 минут). Мне нравилось принимать термальные ванны в холодное время года, когда разогреваешься до такого состояния, что с удовольствием прыгаешь в снег. Ощущения не передать – сплошной и длительный кайф!  Термальные воды Камчатки очень целебные. Вспоминаю один случай: привезли одного лежачего больного с личным врачом и за три месяца лечения улетел ходячим. С их слов лечились у всех знаменитостей всего земного шара, а помогла только термальная вода Камчатки. Удивительно, но этого богатея никто не знал, и все осталось тайной.
             Термальную воду предприимчивые люди использовали для теплиц круглый год и имели хороший доход от овощей. Государственный объект – только Паужетская ГеоТЭС, обеспечивала электроэнергией пос. Озерновский. Она была единственной не только на Камчатке, но и в СССР. Это самая экономичная и не оказывающая вреда окружающей природе.