Выдающийся кинокомпозитор Нора Орланди

Юрий Язовских
Можно по-разному относиться к Квентину Тарантино, но одного у него не отнять: он -  специалист по реанимации кинокарьер. Этот человек заставил зрителей вновь полюбить Джона Траволту и вспомнить про давно забытых ветеранов Пэм Гриер и Дэвида Кэрредайна. Но не только ряд актеров получил дивиденды от работы с этим кинофриком.

Квентин сумел обратить внимание широкой публики на ряд малоизвестных и забытых музыкальных исполнителей, чьи песни или мелодии он использовал в своих фильмах. Это стало следствием не только повышенного зрительского внимания ко многим фильмам Тарантино, но и результатом настоящего переворота в отношении публики к саундтрекам из фильмов. После выхода тарантиновского «Криминального чтива» саундтреки стали модными, а мода – это страшная сила. Все музыкальные дорожки в фильмах Тарантино стали изучаться буквально под микроскопом, что привело к знакомству широкой аудитории с рядом затерявшихся в истории имен.

Поскольку Тарантино – выдающийся киноман и до начала своей кинокарьеры пересмотрел массу самых разнообразных фильмов, в звуковых дорожках его картин может появиться все, что угодно.

Именно это произошло в случае использования Квентином мелодии итальянского композитора Норы Орланди из эротического триллера «Странный порок госпожи Уорд» – картины, известной лишь в узких кругах любителей джалло. Тарантино это кино в свое время посмотрел, запомнил и утянул из него мелодию в свой культовый фильм-резню «Убить Билла» (2003).

В итоге давно забытое имя Норы Орланди в начале нового тысячелетия стало известно широкому кругу меломанов, которые не могли пропустить очередной саундтрек безумного Квентина (в официальный саундтрек к фильму композиция Орланди по каким-то причинам не вошла, но она есть в полных версиях второй части «Билла»). В случае Норы Орланди не стоит ограничиваться знакомством с ее мелодией из «Убить Билла». Биография и творчество этой дамы заслуживают более пристального внимания.

Нора Орланди не просто редкая птица, к которым относится всякий композитор женского пола, она в определенном роде уникальный экземпляр своего немногочисленного вида. Нора Орланди – первая женщина-композитор в итальянской истории, которая стала писать музыку для фильмов и одна из первых кинокомпозиторов в мировом кинематографе.

Если вы когда-нибудь обращали внимание на эту сферу человеческой деятельности, то для вас не секрет, что среди композиторов женщины встречаются нечасто. Когда я заинтересовался личностью Орланди, я попытался вспомнить кого-нибудь из женщин-композиторов. Имя Александры Пахмутовой в глубинах моей памяти не задержалось, сразу же всплыв на поверхность на пару с Николаем Добронравовым. Чуть позже мне удалось вспомнить Надежду Симонян, а после длительных усилий я смог «нагуглить» в своей голове еще и Софью Губайдуллину. На этом все – мой список женщин-композиторов оказался коротким.

И дело здесь не в моей плохой памяти, а в небольшом количестве представительниц этой профессии – как в нашей стране, так и в мире. Музыку нередко сочиняют певицы, которые сами для себя пишут песни (Кейт Буш, Трэйси Чепмен, Пи Джей Харви, Шанайа Твейн, Земфира), но «чистых» композиторов среди женщин очень мало. Меня так и подмывает сказать, что композитор – профессия исключительно мужская. Как слесарь – сантехник. Даже штангу женщины тягают охотнее, чем пишут музыку.

Учитывая такую ситуацию в музыкальном мире, Норе Орланди с легкостью удалось стать первой женщиной - композитором в итальянском кинематографе. С мировым кино ситуация не такая простая. В Западном мире я не знаю других композиторов - женщин, которые бы стали работать в кино раньше Орланди, но за «железным занавесом» с Норой может потягаться за первое место наша Надежда Симонян.

Дебют обеих женщин в кино состоялся в 1954 году. Первым фильмом Орланди, где она выступила в качестве композитора, считается итальянская драма «Мы не хотим умирать», вышедшая на экраны в марте того года, но после этого опыта она не писала музыку для кино более десяти лет.

Симонян дебютировала в 1954 году лишь в короткометражном фильме «Зеленый дол» (зрители увидели его в мае), но с 1956 года картины с ее музыкой стали выходить почти ежегодно (и среди них, напомню, был замечательный телефильм «Приключения принца Флоризеля», где звучит великолепная мелодия Симонян). Таким образом, Симонян формально на пару месяцев отстала от Орланди, но по факту она стала работать на регулярной основе в кино значительно раньше итальянки (и, кстати, Пахмутова тоже стала писать для кино примерно в одно  время с Симонян, всего на пару лет позже).

Но вернемся к Норе. Родилась Орланди 28 июня 1933 года (она несколько моложе Эннио Морриконе и на 5 лет старше Адриано Челентано). Под влиянием своей матери – оперной певицы Фанни Кампос Нора научилась играть на фортепиано и скрипке. После окончания консерватории в Генуе, в 19-летнем возрасте, она стала работать скрипачкой в Национальном симфоническом оркестре Итальянского радио (RAI). Вскоре Орланди начала петь соло, стала сочинять песни, а в 1952 году создала вокальный квартет «2+2».

Участниками квартета были два парня и две девушки - сама Нора и с 1954 года ее родная сестра Паола Орланди. Одно время участником квартета был знаменитый впоследствии композитор и свистун Алессандро Алессандрони (именно он свистит под музыку Морриконе в фильме «За пригоршню долларов» и других вестернах С.Леоне).

Как я уже упоминал, Нора дебютировала в качестве композитора в кино в 1954 г., но кинематографом не увлеклась, продолжив заниматься пением. Через несколько лет она вышла замуж, а в 1961 году переформатировала свой распавшийся квартет в хор из восьми человек (официальное название ее хорового ансамбля: «4+4 Норы Орланди» («4+4 di Nora Orlandi»).


Хор Норы активно участвовал в радио и телепередачах, регулярно пел на фестивале в Сан-Ремо, а также принимал участие в записях песен с различными популярными итальянскими исполнителями.

В начале 60-х Нора как певица и автор стихов к песням сотрудничала с известным композитором Армандо Тровайоли и его оркестром. Результатом совместной работы стали несколько пластинок. Некоторые песни, исполненные Норой, прозвучали в кино (одна из этих песен – «Hanno Detto» из фильма «Девушка из Пармы» (1963).

Лишь после этого Нора по-настоящему пришла в кинематограф в качестве композитора, не оставляя своей основной работы в ансамбле и совмещая работу композитора с участием в записи различных саундтреков в качестве певицы и руководителя хора.


Нора Орланди и вестерны

В начале своей карьеры кинокомпозитора Нора сочиняла, в основном, музыку для итальянских вестернов (некоторые их называют спагетти-вестернами). Во второй половине 60-х это был самый популярный жанр в итальянском кино: десятки этих фильмов снимались ежегодно, и в каждом вестерне должна была быть запоминающаяся мелодия – как в фильмах дуэта Серджо Леоне – Эннио Морриконе, которые установили стандарты для этого жанра. Нора Орланди за 3 года написала музыку для 6 вестернов и, хотя среди них нет общепризнанных шедевров, ее работа заслуживает самых лестных оценок.

На ее счету несколько весьма достойных саундтреков: «Джонни Юма» (1966), «Одиночка Клинт» (1967), «10 000 кровавых долларов» (1967). Особенно удачным я считаю музыкальное оформление картины «Смерть не считает доллары» (1967), к которому Нора написала музыку совместно с Робби Пойтвином (он был дирижером и некоторое время пел в хоре «4+4»).

В целом до уровня Морриконе Нора все-таки не дотянулась, но она точно входит в число наиболее известных композиторов итальянских вестернов.

«Джонни Юма» стал первым вестерном Орланди. В этот фильм ее привлек известный продюсер Итало Зингарелли – здоровяк, сильно напоминающий своим телосложением знаменитого бугая Бада Спенсера. Зингарелли однажды услышал новую мелодию Норы и сказал ей, что она подойдет для его вестерна. Так Орланди стала композитором в фильме «Джонни Юма».

Любопытно, но в титрах вестерна «Один шериф, много золота» Нора Орланди фигурирует под именем Яна Кристиана, но подобная мимикрия была характерна для итальянских вестернов (напомню, что Леоне и Морриконе тоже сначала прятались за псевдонимами). В итальянской Вики указано, что Орланди иногда использовала псевдоним Joan Christian, но я в титрах фильма видел Jan, а не Joan. Если Jan читается по- русски не Ян, то тогда Джан, но никак не Джоан. Но возможно, что в этом случае имя Jan появилось просто из-за ошибки тех людей, которые отвечали за титры.


Лучшая работа Орланди в кино

Немецко-итальянский триллер «A doppia faccia», который на «Кинопоиске» переведен как «Двуликий», наверное, правильнее назвать по-русски «Две стороны». В том смысле, что у каждой медали две стороны. В этом кино все обстоит не так, как кажется герою этой ленты в исполнении Клауса Кински: его жена погибла в автокатастрофе, а ему мерещится, что она жива... Кстати, в Германии кино назвали «Лицо в темноте», что больше соответствует сюжету фильма.

Для этого фильма Орланди написала просто блистательную основную тему – настоящий шедевр. Сама Нора исполнила под эту музыку песню для картины.

На мой вкус именно мелодии для этого фильма можно назвать вершиной творчества Орланди как кинокомпозитора, но, к сожалению, основная музыкальная тема звучит в фильме нечасто (в основном, в титрах). Опытный, но ничем не примечательный режиссер Риккардо Фреда явно не использовал весь потенциал той музыки, которая была создана Орланди для этой картины, ограничившись по большому счету лишь песней, которая периодически используется в «A doppia faccia», поскольку является существенным элементом сюжета.

Что любопытно, но во время первого звучания этой песни во время одной полулесбийской сцены одна героиня спрашивает другую: «Ты еще не устала слушать эту дурацкую музыку?… Я бы на месте второй героини ответил так: такую музыку можно слушать бесконечно, а то кино, где мы играем, больше одного раза не выдержишь… Фильм хоть и вызывает некоторый интерес при просмотре (за счет участия Кински, которого окружает множество красоток), но нелепый финал губит его напрочь.
 

«Странный порок госпожи Уорд» 

Квентин Тарантино позаимствовал мелодию Норы Орланди под названием «Dies Irae» из ее позднего фильма  «Странный порок госпожи Уорд» (1971). Эта композиция была использована Тарантино в конце 6 части своей киносаги во время разговора злодея Билла и героя Майкла Мэдсена.

Для 1971 года «Странный порок» был весьма смелым фильмом. Не проходит и десяти минут после его начала, как маньяк убивает полуобнаженную проститутку, а  главная героиня Джули Уорд в исполнении 22-летней куколки Эдвиж Фенек демонстрирует зрителям все свои достоинства как актрисы (и если вы не знаете, кто такая Э.Фенек, то поверьте мне – ей было что показать!).

«Странный порок» - одна из тех картин, которые на рубеже 60-х – 70-х положили начало жанру джалло - итальянским триллерам, в которых главной приманкой для зрителя была не разгадка многочисленных убийств, совершенных неизвестным маньяком, а демонстрация изощренного насилия крупным планом и обилие обнаженных красоток. Секс, насилие и детектив – три составляющих этого жанра. Именно поэтому у него до сих пор существует масса поклонников среди мужчин с извращенными наклонностями, и Тарантино – один из них.

«Dies Irae» – лишь одна мелодия из этой картины, и отнюдь не главная. Кстати, на некоторых вариантах саундтрека этого фильма никаких названий у мелодий нет – звуковая дорожка просто разбита на так называемые секвенции (части). «Dies Irae» получила свое название по одноименному средневековому католическому песнопению, которое в ходе своего использования постепенно стало ассоциироваться со смертью (его использовали в своих сочинениях множество классических композиторов, вроде Моцарта и Верди). Вероятно, этой мелодии дали такое название на диске с музыкой из фильма, потому что в «Странном пороке» она звучит перед некоторыми убийствами и в тех эпизодах, когда героине кажется, что убийца рядом с ней.

У Орланди «Dies Irae» является самостоятельной композицией с приятной мелодией (а не переработкой католического песнопения), поэтому она и запомнилась Тарантино. Это своеобразная имитация католического песнопения за счет наличия голосов на заднем плане (это голоса Орланди и ее хора). Нора была хорошо знакома с григорианскими монашескими песнопениями со времен учебы в консерватории, поэтому нет ничего удивительного в том, что она вспомнила про них при сочинении музыки к этому фильму.

Основная тема фильма на дисках обозначена по-английски как «Main Version» и «The Strange Vice» (Странный порок). Эта запоминающаяся мелодия непосредственно связана с появлением главной героини на экране и в разных аранжировках сопровождает ее весь фильм.

Режиссеру Серджо Мартино не откажешь в умении использовать имеющуюся у него музыку по максимуму – в этом отношении он следует по стопам Пьетро Джерми и Серджо Леоне. Во многом благодаря умелому вплетению музыки в ткань киноповествования, «Странный порок» можно смотреть и сегодня.   

Чтобы оценить работу композитора в кино «по гамбурскому счету», следует просто сравнить ее с лучшими работами Эннио Морриконе.  «Странный порок госпожи Уорд» - это 100% Морриконе. Сам маэстро вряд ли бы отказался от такого саундтрека. Он неоднократно писал музыку для джалло, но с меньшим успехом.   


После «госпожи Уорд»

Вскоре после этого фильма Нора Орланди ушла из кино. Почему это случилось? Я думаю, по той причине, что ни морального, ни материального удовлетворения работа композитором Норе не принесла. Она доказала себе, что может писать замечательные музыкальные темы и в своих лучших работах ничем не уступает даже самому знаменитому итальянскому кинокомпозитору того времени Эннио Морриконе, но что  толку?…

Музыка Эннио звучала в самых разных фильмах, среди которых были и настоящие шедевры. Его имя узнали не только в кинотусовке – он стал знаменитым композитором во всем мире. Совсем иная ситуация с Орланди. Все ее фильмы по большому счету – откровенный хлам.

«Странный порок госпожи Уорд» сейчас считается в определенных кругах культовым, но в начале 70-х это была неприличная картина с голыми девками и морем крови. Представьте себя на месте композитора этого кино: вы написали великолепные мелодии, но вместо того, чтобы их использовал Феллини или Леоне, их вставляют в похабную безделицу, которая в итальянском прокате 1971 года заняла 70-е место! А в мире ее и вовсе не заметили – кроме нескольких извращенцев-синефилов, вроде Квентина Тарантино.

Сходная история с более ранними картинами Орланди: в прокате они шли еще хуже «госпожи Уорд» (за исключением «A doppia faccia», которая в Германии вызвала некоторый интерес), поэтому работа в них славы Норе не принесла. И зачем писать хорошую музыку для кино, если ее все равно никто не услышит? Ведь в то время не было принято после любого фильма выпускать саундтреки на пластинках («Странный порок» вышел только в 2000 году на компакт-диске). Нужно еще учитывать, что денег за эту работу Норе платили мало, поскольку у фильмов Орланди были копеечные бюджеты.  Как признавалась сама композитор в одном своем интервью в 2016 году, она даже иногда вносила свои кровные лиры, чтобы записать в студии звукозаписи музыку для фильма!

С учетом того, что основным занятием Норы Орланди в 60-70-е годы было пение и руководство ансамблем «4+4» (где было семь голодных ртов, каждый из которых надо было кормить), а написание музыки к фильмам – это своеобразное хобби, то уход Норы из кино выглядел логичным. Ей было чем заняться и без него.

Вместе со своим хором Орланди записывала песни с Джанни Моранди, Рафаэллой Карра, Нико Феденко, Доминико Модуньо и другими. Иногда она для этих исполнителей писала музыку и тексты песен. 15 раз Нора выступала с хором на фестивале в Сан-Ремо.
В первой половине 80-х Нора Орланди решила уйти на пенсию (ей уже исполнилось 50). Она распустила свой ансамбль «4+4» и стала заниматься обучением подрастающего поколения музыке, пению и игре на фортепиано.

Нора Орланди за свою долгую карьеру проявила себя в различных видах творчества: пела, музицировала, сочиняла музыку и стихи к песням, руководила хором, участвовала в телепередачах, снималась в кино, но в истории она останется, прежде всего, кинокомпозитором – автором таких незаурядных саундтреков как «Джонни Юма» «10 000 кровавых долларов», «Лицо в темноте» («A doppia faccia») и «Странный порок госпожи Уорд».

И произошло это во многом благодаря Квентину Тарантино, который не просто напомнил о существовании Норы Орланди, а, по сути, открыл этого композитора для мира. Ведь в ее лучшие годы Нору знали преимущественно в родной Италии, но как певицу и участницу группы «4+4 Норы Орланди». Но «пришел» Квентин и все изменилось… Сегодня Орланди – известный всему миру кинокомпозитор, чью замечательную музыку любой желающий с легкостью найдет в Сети.