Белград - побратим Владикавказа

Виктор Буйвидас
Народ Северной Осетии и народ Сербии - братья навек. Сегодня, как никогда, возникла необходимость создания в нашем любимом Владикавказе Клуба сербскоаланской дружбы. Белград должен стать сербским побратимом Владикавказа.

Мир все больше и больше стал делиться на черное и белое - на тех, кто против России, и тех, кто поддерживает решения правительства РФ. Сербия вошла в список стран, которые поддерживают Россию или сохраняют нейтралитет и стараются не участвовать в санкциях против РФ.
В настоящее время, наперекор гигантскому давлению Запада, дружественной страной России в Европе остается Сербия. Президент страны Александр Вучич выразил поддержку России и подчеркнул, что никаких санкций против нашей страны принимать не будет.
7 апреля 2023 г. Депутат Госдумы Новиков выразил уверенность в сохранении дружеских отношений с Сербией.
В истории России был период, когда страна разбрасывалась союзниками и друзьями, что было ошибочно. Подобного нельзя допустить в случае Сербии, Россия будет делать все для того, чтобы сохранить дружеские отношения с этим государством. Об этом в разговоре с «Лентой.ру» заявил депутат Госдумы Дмитрий Новиков.
«Сегодня экономическая, политическая жизнь европейцев носит глобальный характер, ни одно государство, тем более небольшое, не может быть свободно от внешних процессов, - заметил Новиков. - Если размышлять в категории векторов сербской политики и традиционных связей с Россией, понятно, что для того, чтобы реализовывать эти связи, нужны не только добрая воля и опора на общие исторические ценности, но и возможности для коммуникации. Россия и Сербия, между тем, не имеют общей границы, что создает очевидные трудности».
Депутат также отметил, что сербское общество достаточно неоднородно, в нем присутствуют люди с разными политическими воззрениями и идеологическими подходами, завязанные на коммуникации с Западом. Он не исключил, что под воздействием внешнего давления к власти могут прийти политики и партии, которые будут иначе рассматривать сербско-российские отношения.

Будущее отношений с Сербией

Депутат Госдумы Дмитрий Новиков подчеркнул в своем спиче: «Мы прошли тот период, когда считали, что можно разбрасываться союзниками и друзьями. Так и в случае Сербии мы должны четко понимать, что потеря любого союзника является проблемой».
Новиков напомнил, что сегодня Россия активно выстраивает отношения с различными государствами, например, со странами Африки. Государство залечивает раны прошлых ошибок внешней политики, потому, безусловно, дорожит дружбой Сербии.
«Если вдруг к власти в Сербии придут антироссийски настроенные люди, даже в этих условиях в глубине сербского народа всегда останутся добрые чувства к России. Это фактор, который на столетия вперед будет определять отношения между нашими странами, а возможный приход антироссийских сил может стать лишь кратковременным эпизодом сербской истории», - заключил политик.
Ранее президент Сербии Александр Вучич выразил уверенность в том, что западные государства продолжат усиливать давление на Белград по вопросу введения санкций в отношении России. Вучич добавил, что рад хорошим отношениям с Россией и гордится тем, что Сербия является одной из немногих стран, имеющих свою собственную независимую политику.
Сами сербы признают, что нигде не любят русских так, как в Сербии. История взаимоотношений наших народов имеет глубокие корни и начинается как минимум со времени крещения Руси. До сих пор именно православие является одной из "духовных скреп", соединяющих русских и сербов.
Во время монголо-татарского ига сербы поддерживали монастырь Святого Пантелеймона на Афоне, со времен Ивана III шла активная поддержка сербских монастырей. В 1550 году Иван Грозный после общения с сербскими иерархами направил письмо турецкому султану Сулейману II, призывая его чтить святыни Хиландара и других сербских монастырей.
Через шесть лет русский царь даже подарил монахам Хиландарского монастыря помещение для монастырского подворья в центре Москвы, которое сразу стало сербским дипломатическим центром, в котором собирались средства для отправки в Сербию. В годы правления Бориса Годунова сербским мигрантам уже оказывалась серьезная поддержка со стороны России.
Особое развитие русско-сербские отношения получили при Петре Первом. В годы правления императора шел прием сербов в русскую армию, устанавливались тесные связи в культурной среде. Отдельно нужно сказать о Савве Владиславличе-Рагузинском, русском дипломате сербского происхождения. Именно он подписал Кяхтинский договор, служил послом России в Константинополе и Риме, а также перевел книгу Мавро Орбини "Славянское царство".

Сербский побратим Владикавказа

Отталкиваясь от всего вышесказанного, я  предлагаю создать общественную организацию «Клуб сербскоаланской дружбы» во Владикавказе.
1 мая 2014 года на открывшейся во Владикавказе выставке-ярмарке "Православная Осетия" была представлена книга Лидии Журавлевой "Андреевы".
Автор книги установила, что знаменитая владикавказская семья Андреевых происходит из сербского города Диакова (Дьякова/Джаковица). В позапрошлом столетии, являясь свидетелями кровавых событий в сербской провинции Косово и Метохия, они вынуждены были эмигрировать в православную Россию. История повторилась и в наши дни: когда автор книги Лидия Журавлева обратилась в Управление Рашко-Призренской и Косово-Метохийской епархии Сербской Православной Церкви с запросом о получении записей в церковных книгах, ей ответили: "В 2004 году церковь Пресвятой Богородицы в Джяковице была подожжена и в ней сгорели все церковные книги". То, что не посмели в свое время сделать турки, сделали албанцы...
Первым во Владикавказе в 1875 году поселился старший из братьев Андреевых - Ристо Андреа. Ему посвящена вторая глава книги. Третья глава рассказывает о Дмитрии Андрееве. Четвертая - о Спасе Андрееве.
Автор книги установила, что старица Анастасия (Анастасия Андреева) происходит из семьи Христофора Андреевича Андреева.
Предисловие к книге написал научный сотрудник отдела истории СОИГСИ им.В.И.Абаева ВНЦ РАН и РСО-А, ученый секретарь Владикавказского духовного училища, кандидат исторических наук Борис Синанов.
Книга проиллюстрирована большим количеством фотографий и фотокопий архивных материалов.

Дом-музей старицы Владикавказской Анастасии

Сегодня важно укреплять православие в Северной Осетии путем открытия новых святых мест, где молодежь сможет приобщаться к православному христианству.
Лучше всего посодействует укреплению православной веры в молодежной среде Осетии открытие в центре Владикавказа Дома-музея Старицы Анастасии – дочери Христофора Андреевича Андреева. Именно здесь следует вести широкую миссионерскую работу. Дом-музей Старицы Анастасии по праву должен находиться во флигеле, расположенном на территории бывшей гостиницы «Коммерческая», владельцем которой был владикавказский ресторатор и меценат Христофор Андреев. Адрес памятника истории Владикавказа, дома большой значимости для паломников и почитателей нашей христианской веры - улица Революции, дом 33.
Христианская традиция паломничества имеет давнюю историю - в 10 веке она уже насчитывала не одно столетие. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери, святых апостолов и мучеников. Эти места, бывшие объектами поклонения уже первых христиан, тоже вскоре стали называться святыми. Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших соотечественников. Дом-музей Владикавказской Старицы Анастасии по адресу ул. Революции 33, несомненно, станет одним из самых достойных объектов этого ряда в Северной Осетии.
Комиссия по канонизации Владикавказской епархии объявляла о сборе свидетельств для прославления владикавказской старицы Анастасии Андреевой в лике местночтимых святых.
Из нашей истории известно, что в период Великой Отечественной войны, осенью 1942 года, когда немецкие войска стояли у стен  Владикавказа и пытались его захватить, верующие организовали Крестный ход с посохом старицы Анастасии (Андреевой) и просили у нее защитить город. Произошло чудо. Было положено начало разгрому немецко-фашистских захватчиков на Кавказе под нашим городом Владикавказом. С тех пор посох старицы Анастасии приобрел статус РЕЛИКВИИ для владикавказцев и всей Осетии.
Блаженная старица Анастасия жила во Владикавказе в конце ХIХ начале ХХ века, неся подвиг юродства. О прозорливости старицы, как и о ее чудотворной помощи, сохранилось множество свидетельств. Старица умерла в 1932 году и была похоронена на Мещанском кладбище у Ильинской часовни, позже ставшей храмом.
Уже более ста лет жители Владикавказа молитвенно обращаются к матушке Анастасии, получая в ответ утешение и помощь. Почитание старицы всегда было столь велико, что в 90-х годах на месте погребения блаженной Анастасии была возведена часовня.
Христофор Андреев был известным меценатом и благотворителем, попечителем Ольгинской гимназии. По немногим воспоминаниям, его дочь Анастасия, известная православным владикавказцам как старица Анастасия, ушла в монастырь, после того как овдовела во второй раз. По свидетельству председателя епархиальной комиссии по канонизации настоятеля Ильинской церкви протоиерея Евгения Поповича: "матушка Анастасия была из династии купцов Андреевых, дочерью Христофора Андреева, который жил во Владикавказе. Мы знаем знаменитые андреевские дома, которые находятся на проспекте Мира, тогда Александровском проспекте, андреевские бани, сады андреевские… А вот история матушки Анастасии нам известна лишь из устных описаний, фактически никаких документов не сохранилось".
Историк Феликс Киреев в своей книге о старом Владикавказе пишет: "Один документ сохранился, когда ее отец подавал на подданство Российской империи, Анастасия в перечне его детей указана. Они сами были сербы, с территории Албании, и он как турецкоподданный с братьями приехал на Кавказ".
На Владикавказском Ильинском городском кладбище у могилки старицы Анастасии всегда людно. Почитание Старицы, начавшееся еще при ее жизни, продолжается до сего дня. В трудные годы гонений на Церковь, когда казалось, что уже не осталось веры у людей, на ее могилке совершались первые молитвы тех, кто прежде никогда не молился. В народе существует ставшая уже традиционной молитва, с которой верующие обращаются к Владикавказской святой: «Старице Анастасие, аще имеешь дерзновение ко Господу Богу нашему, молись о нас грешных!» и по вере получают просимое.
Часовня на Мещанском кладбище при церкви пророка Божия Илии построена над могилой местночтимой подвижницы благочестия.
Исследователь жития старицы Анастасии Лидия Журавлева пишет в своей книге "Андреевы" следующее: «До наших дней сохранилось здание гостиницы "Коммерческая", позже переименованной в гостиницу "Националь", расположенное сегодня на углу улиц Куйбышева и Революции, владельцем которой был сначала Христофор Андреев, а позже его дети и младший брат Спас. Не случайно именно в этом доме, где прошли молодые годы Анастасии Андреевой, был открыт Центр православного просвещения "Покров", на базе которого ныне предполагается создать духовно-просветительский центр Владикавказской епархии».
Было бы неплохо разместить здесь и дом-музей старицы Анастасии. Ведь строение находится в центре Владикавказа, и данный особняк имеет полезную площадь 100 квадратных метров: есть где разместить многочисленные экспонаты. Это предложение поддерживают многие верующие Северной Осетии.
Религиозный туризм считается важным средством духовного просвещения наших соотечественников. Дом-музей владикавказской старицы Анастасии, несомненно, мог бы стать одним из самых достойных объектов в Северной Осетии в этом ряду. Тем более что для осуществления проекта не требуются огромные финансовые затраты, достаточно расселить жильцов всего четырех квартир и отреставрировать особняк, придать ему вид двухэтажного флигеля начала XX столетия.
Флигель находится по адресу ул.Революции, дом 33. На фасаде двухэтажного здания бывшей гостиницы в классическом архитектурном стиле остался до сего дня витой ажурный вензель «ХА» - Христофор Андреев. Сегодня здесь же ведет успешную разнообразную деятельность центр православного просвещения и культуры «Покров».
Владикавказская Старица Анастасия обладала редким даром прозорливости или провидчества. Память о Старице Анастасии, безусловно, очень нужна именно сегодня молодежи и многонациональному народу Северной Осетии – Алании и Российской Федерации. Память о добрых деяниях Старицы Анастасии будет содействовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию граждан России, противодействовать экстремизму.

Старица Анастасия и Ристо Андреа – выходцы из княжеского рода?

Отец Старицы Анастасии Ристо Андреа (Христофор Андреев) поселился во Владикавказе в 1875 году. Христофор Андреевич Андреев был купцом 2-й гильдии. По свидетельству священника К.Александрова, Христофор Андреев приехал на Северный Кавказ бедняком. Упорным неустанным трудом Христофор Андреевич приобрел значительное состояние. К моменту принятия им русского подданства 8 августа 1889 г. купец Андреев имел недвижимое имущество ценностью более 100 тысяч рублей.
До наших дней сохранилось здание гостиницы «Коммерческая», расположенное по адресу ул. Революции, дом №33, владельцем которой был Христофор Андреев, а позже его дети. Совсем не случайно именно в этом доме прошли молодые годы Анастасии Андреевой, дочери Христофора Андреевича. Не случайно именно здесь сегодня планируется создать духовно-просветительский центр Владикавказской и Аланской Епархии. Это цитаты из книги Лидии Журавлевой «Андреевы», вышедшей в издательстве «Терские ведомости» в 2014 году.
Старица Анастасия – это необыкновенная женщина, Владикавказская Ванга, безусловно, ЧУДО, божественное послание землянам.
Совершенно интересна и даже потрясающа судьба отца Владикавказской старицы Анастасии. Ристо Андреа происходил из семьи сербов, бежавшей в 1860-х годах от турок из южной Сербии на Кавказ.
Явление Анастасии во Владикавказе неразрывно связано с генами, заложенными в неё отцом Ристо Андреа. Поэтому, конечно, важно помониторить его древо жизни сербского периода. Насколько это возможно. В настоящее время обнаружены некоторые косвенные свидетельства того, что Ристо Андреа был одним из скромных, небогатых представителей ветвистого древа рода Карагеоргиевичей.
Карагеоргиевичи, Караджорджевичи (серб. Карађорђевићи) — правящая княжеская (1842—1859) и королевская (1903—1941) династия в Сербии и Королевстве Югославии.
Основана руководителем первого сербского восстания (1804—1813) против Османской империи Карагеоргием. На протяжении XIX века в борьбе за власть в Сербии соперничала с династией Обреновичей. После свержения последних в 1903 году стала королевской династией в Сербии, с 1918 года — в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев, а с 1929 года — в Королевстве Югославия. Была смещена в 1945 году, когда после окончания Второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты под руководством Иосипа Броза Тито.
Происхождение
Согласно некоторым исследованиям, отцовская линия Карагеоргиевичей родом из Черногории: их предки перебрались из черногорской области Брда в Шумадию во время второго Великого переселения сербов в 1737—1739 годах под руководством сербского патриарха Арсения, что было одним из последствий австро-турецкой войны.
Сербская историография признаёт официальной теорию, по которой предки Карагеоргиевичей пришли из Васоевичей. Согласно Радошу Люшичу, с высокой долей вероятности Васоевичи являются родовым гнездом семьи, однако прямых доказательств этому нет, кроме народных легенд. По словам Григория Божовича, Карагеоргиевичи были «србляками» (коренными жителями) Васоевичей: семья до 1890 года отмечала Славу в честь святого Климента, в то время как покровителем потомков Васо был Архангел Михаил. Король Пётр I начал посвящать свою Славу Андрею Первозванному с благословения митрополита Белградского Михаила в 1890 году, уже после кончины своей супруги Зорки, и тем самым почтил память Андрея Первозванного по юлианскому календарю: на этот день выпадала годовщина освобождения Белграда повстанцами в ходе Первого сербского восстания.
В дальнейшем король Пётр назначил Васоевицкого воеводу Миляна Вукова Вешовича своим шафером на свадьбе с Зоркой в 1883 году. Никола I спросил, почему выбор пал именно на Миляна. Тот ответил, что ценит героизм и отношение к делу, назвав его «воеводой своей крови и рода». Его сын Александр, родившийся в Цетине, получил прозвище «Черногорец». Васоевичи называют в качестве своего предка Стефана Константина из Неманьичей, а также Карагеоргия как своего кровника, и эту теорию поддерживал политик Гавро Вукович. Князь Сербии Александр Карагеоргиевич (1806—1885) носил титул Воеводы Васоевичей, дарованный ему Петром II Петровичем в 1840 году. Также существуют другие версии: черногорский историк Миомир Дашич полагал, что предками Карагеоргиевичей были Гурешичи из Подгорицы, а фольклорист Драгутин Вукович называл одним из предков Карагеоргиевичей Трипко Кнежевича-Гуриша. В 1907 году Вукичевич писал, что в окрестностях Подгорицы излагалась легенда, по которой предки Карагеоргиевичей жили в Подгорице.
Сама семья официально признаёт версию о происхождении от черногорской семьи Васоевичей, которая покинула Черногорию в конце 1730-х — начале 1740-х, осела в Мачитево (Сува-Река), откуда дед Йован перебрался в Вишевац, а его брат Радак осел в Мрамораце.
Основные представители и годы правления:
Карагеоргий (1808—1813), Александр Карагеоргиевич (1842—1858), Пётр I Карагеоргиевич (1903—1921), Александр I Карагеоргиевич (1921—1934), Пётр II Карагеоргиевич (1934—1941, формально до 1945). В городе Опленац сохранился мавзолей Карагеоргиевичей.
Современные Карагеоргиевичи
В 2004 году дочь принца-регента Павла Карагеоргиевича — Елизавета Карагеоргиевич была кандидатом в президенты Сербии и Черногории и заняла 6 место из 15 кандидатов. В 2008 году Её Высочество принцесса Катарина, супруга Престолонаследника Сербии и Югославии Александра II Карагеоргиевича была награждена премией Фонда единства православных народов.

Постскриптум

Являлись ли Анастасия и Христофор Андреевы сербскими дворянами? На сегодня точного ответа на вопрос нет. Да, действительно, при следовании из Черногории в Сербию обширный род Карагеоргиевичей мог пройти через местечко Джаковицу, и часть странников могла осесть в том южном городке. Но чуть позже безжалостные турецкие сабли заставили Ристо Андреа бежать и оттуда куда подальше – на Кавказ, в мирную Северную Осетию, в наш гостеприимный Владикавказ.
Итак, я предлагаю создать в нашем городе Клуб сербскоаланской дружбы. Цели общественной организации следующие:
А. Доподлинно восстановить историю семьи Андреа-Андреевых, сыгравшей видную роль в процветании столицы РСО-А во второй половине 19-го века и в начале 20-го века.
Б. Наладить обмен делегациями для более глубокого знакомства представителей многонациональной Северной Осетии - Алании с сегодняшней сложной жизнью наших исторических братьев - сербов.
На основании всего здесь изложенного наш динамичный Владикавказ, по моему твердому убеждению, может вполне претендовать на побратимство со столицей Республики Сербии Белградом.
На фото Храм Святого Саввы в Белграде.