1/ Позиция "lе beau Tchaadaef":
Храбрый, обстрелянный офицер, испытанный в трех исполинских походах, безукоризненно благородный, честный и любезный в частных отношениях, он не имел причины не пользоваться глубокими, безусловными уважением и привязанностью товарищей и начальства {Это уважение было так велико, что без малейшего затруднения и без всякого нарекания он мог отказаться от дуэли, за какие-то пустяки ему предложенной довольно знатным лицом, приводя причиною отказа правила религии и человеколюбия и простое нежелание; все это, подтверждаемое следующим размышлением в виде афоризма;
"Si pendant trois ans de guerre je n'ai pas pu etablir ma reputation d'homme comme il taut, un duel, certainement, ne l'etablira pas"
[Если в течение трех лет войны я не смог создать себе репутацию порядочного человека, то, очевидно, дуэль не даст ее.-- (фр.)].}
[См. М.И. Жихарев Докладная записка потомству о Петре Яковлевиче Чаадаеве/ Вестник Европы. 1871, NoNo 7, 9, под заглавием "Петр Яковлевич Чаадаев. Из воспоминаний современника"]
2/ Позиция Пушкина:
Обычай - деспот меж людей
(в романе ЕО по поводу дуэли Ленского с Онегиным из-за вздора и хандры с признанием тем самым ее необратимости) : молва соседей вызовет проблему чести = нельзя недопустимо дворянину с 600-летним бременем дворянство отказаться от вызова
Невольник чести = сформулировал эту позицию Лермонтов
3/ Позиция новоиспеченного дворянина Гоголя-Яновского:
Иронизируя над так понимаемыми благородством и честью да над деспотизмом таких обычаев Гоголь безжалостно иронизирует:
«Есть другой вид гордости, еще сильнейший первого, — гордость ума. Никогда еще не возрастала она до такой силы, как в девятнадцатом веке. Она слышится в самой боязни каждого прослыть дураком. Все вынесет человек века: вынесет названье плута, подлеца; какое хочешь дай ему названье, он снесет его — и только не снесет названье дурака. Над всем он позволит посмеяться — и только не позволит посмеяться над умом своим. Ум его для него — святыня. Из-за малейшей насмешки над умом своим он (дворянин XIX века) готов сию же минуту поставить своего брата на благородное рассточние и посадить, не дрогнувши, ему пулю в лоб»
(см. Выбранные места из переписки с друзьями (Николай Васильевич Гоголь)
XXXII. Светлое Воскресенье)
Исследователи гоголеведы не нашли следов реакции Гоголя не на смерть Пушкина, а на факт его дуэли с бароном и свояком д-Антесом …